Найти в Дзене

Иллюстратор Пушкина из нашего детства Анатолий Белюкин. Гармоничные акварели художника

В эти дни 187 лет назад Александр Сергеевич разминулся утром с Натальей Николаевной. Она возвращалась с бала, а он – отправлялся на Черную Речку. До последней просьбы о моченой морошке оставалось два дня. Мы привыкли к банальностям «Пушкин – солнце», «Пушкин – наше все», но спроси любого малыша про знакомого поэта, скорее всего будет назван именно Пушкин. Поколения, родившиеся до миллениалов и зумеров, не разбалованные развлечениями и большУю часть жизни проводившие в библиотеках, вспоминают многие книжки как предмет синергии искусств: текст и картинка. Вот об одном из таких художников, создававших иллюстрации к книжечкам со стихами русским поэтов, я и хочу сегодня рассказать. Белюкин Анатолий Иванович (1924-1999) - известный художник, график, книжный иллюстратор. Пик его творчества пришелся на 50-70-е годы, когда искусство книги переживало взлет: рождались интересные, новаторские и очень красивые решения. Анатолий Иванович создавал иллюстрации к произведениям русской и зарубежной

В эти дни 187 лет назад Александр Сергеевич разминулся утром с Натальей Николаевной. Она возвращалась с бала, а он – отправлялся на Черную Речку. До последней просьбы о моченой морошке оставалось два дня.

Мы привыкли к банальностям «Пушкин – солнце», «Пушкин – наше все», но спроси любого малыша про знакомого поэта, скорее всего будет назван именно Пушкин.

Поколения, родившиеся до миллениалов и зумеров, не разбалованные развлечениями и большУю часть жизни проводившие в библиотеках, вспоминают многие книжки как предмет синергии искусств: текст и картинка.

Вот об одном из таких художников, создававших иллюстрации к книжечкам со стихами русским поэтов, я и хочу сегодня рассказать.

Белюкин Анатолий Иванович (1924-1999) - известный художник, график, книжный иллюстратор. Пик его творчества пришелся на 50-70-е годы, когда искусство книги переживало взлет: рождались интересные, новаторские и очень красивые решения.

Анатолий Иванович создавал иллюстрации к произведениям русской и зарубежной литературы, народным эпосам, детской и приключенческой литературы. При каждом посещении детской библиотеки обязательно ходила полистать «Малахитовую шкатулку» П.Бажова, проиллюстрированную Анатолием Белюкиным. Книжка была похожа на драгоценность.

-3

Судьба у Анатолия Ивановича не простая. Время было такое. Родился в деревне Кораблинка Рязанской губернии в большой крепкой крестьянской семье. В годы коллективизации хозяйство семьи было признано кулацким. В школе начал проявлять интерес к рисованию. Хотел стать архитектором. Ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну, получил много боевых наград.

После демобилизации поступил в Московский полиграфический институт. Дальше – жизнь, посвященная книге: свыше двухсот изданий за пятьдесят лет. По распределению он работал редактором в Латвийском государственном издательстве. Затем вернулся в Москву, возглавлял подсекцию художников книги Московского отделения Союза художников РСФСР.

«К книге меня тянуло с детства, традиционное для всех нас почтительное отношение к ней было усилено тем, что я пошёл учиться в самом начале тридцатых годов, в годы бурного подъема всеобщего интереса к знаниям, я бы сказал, борьбы за образование, за культуру. Окончательный выбор я сделал уже после войны, демобилизовавшись».

Информация об Анатолии Ивановиче в сети интернет крайне скудна. Среди результатов поиска увидела обложку книги, выпущенный издательством «Белый город» в 2005 году. Восхитилась заглавной акварелью и конечно захотелось посмотреть – что там внутри книги. Купить, к сожалению, уже просто негде, при тираже в 3000 экземпляров.

"Ранний снег" Восхитила обобщенность форм, "королевская" гармония цвета и несколько точных, графичных штрихов, раскрывающих пространство
"Ранний снег" Восхитила обобщенность форм, "королевская" гармония цвета и несколько точных, графичных штрихов, раскрывающих пространство

Но в сети нашлись сканированные страницы.

Составитель книги – Дмитрий Белюкин, ныне здравствующий сын Анатолия Ивановича, тоже художник, ученик И. Глазунова.

В стыковых работах и иллюстрациях поразила почти математическая точность, выверенность по композиции и цвету. Каждая - как драгоценность из той "малахитовой шкатулки" из детства. Приведу несколько скопированных со страниц книги.

Зимнее утро
Зимнее утро

Вот "Зимнее утро". Оно совсем маленькое 10х17 см. В несколько точных мазков кисти показано и ленивое зимнее солнце, и спящий лес.

"Ветлуга. Бани" Бумага, карандаш
"Ветлуга. Бани" Бумага, карандаш

Бани - это графическая работа, но в ней удивительно чувствуется цвет и свет ранних и кажется осенних сумерек. И пространство, и воздух!

Весенний ручей Из серии Старая Ладога
Весенний ручей Из серии Старая Ладога

Здесь снова обобщенные, точно выверенные формы рассказывающие нам о слежавшемся темном снеге, превращающемся в веселый ручей.

Валдайские дали
Валдайские дали

Великая река, вольготным серебром разлегшаяся средь темных холмов. Собирается с силами непогода: ощущение затишья и где-то там, далеко, уже льет ливень.

Терехово
Терехово

А здесь - поздний вечер. Солнце уже закатилось на отдых. Постепенно все теряет цвет. Слышите назойливое жужжание комара?

В книге немного станковых работ, но все они прекрасны почти архитектурной выверенностью: ни одной лишней детали, все на своих местах. И в форме, и в цвете. В книге рассказывается, как Анатолий Иванович рисовал один и тот же мотив в разных вариантах: обострял композицию, менял цветовое решение и материал. Такому вдумчивому любованию натурой стоит поучиться.

Ниже несколько графических работ художника, выполненных в технике офорт и сухая игла, которые тоже поразили "естественной сочиненностью"

Изображения к статье взяты из книги "Анатолий Белюкин" Издательство "Белый город" 2005 год