Найти тему
Игорь Орлов

Как прощать людей? Поймем в Евангелии.

Оглавление

Надо ли прощать людей, согрешающих против нас, и как?

Это одна из трудных тем и вещей: прощение людей. Но если разобраться глубоко, то не особо трудная.

Прощать, говорят все, лучше, чем обижаться, мстить или отходить. Говорить – говорят. На деле: обратных примеров куда больше.

Простой пример.

В программе Трампа, который хочет сейчас прийти к власти в Америке, главным пунктом стоит месть тем, кто не допустил его до власти в 2020 году. «Христианин» Трамп?

Дональд Трамп. Мотив которого прийти во власть и отомстить тем, кто его туда не пустил в 2020 на второй срок.
Дональд Трамп. Мотив которого прийти во власть и отомстить тем, кто его туда не пустил в 2020 на второй срок.

Ну, хорошо, это известная личность, эксцентричная. Если посмотреть на менее известных людей – все тоже самое: обида, месть, злоба. И эти мотивы души движут ей куда яростней и сильней, чем благородные.

Православное церковное решение.

Скоро, в день выборов президента РФ, 17 марта, в православной церкви будет «чин прощения» и "Прощенное воскресение".

Чин прощение в церкви. Показ того, как должно быть в прощении.
Чин прощение в церкви. Показ того, как должно быть в прощении.

Мы все напоимся эмоциональной «благодатью всепрощения». Поцелуем друг друга в церкви. А потом?...Далеко не все сохранят эту благодать. Эмоции пройдут, факты реальности и отношений останутся.

Почему же так?

Церковь объяснит нам, что мы глубоко грешные и поэтому должны все время быть в ней, тем самым «привязав» нас к себе. Представляете, если бы всю жизнь жили в больнице на лекарствах? Скучная жизнь? Очень.

Человек не хочет быть привязанным, но свободным, от того, что ему мешает: обид, злобы, мести в данном случае.

Как же найти решение? И есть ли оно?

Обратимся к 2 фрагментам Евангелия.

Первый фрагмент. От Матфея 18 глава.

Апостол и евангелист Матфей
Апостол и евангелист Матфей

Христос там учит учеников, как прощать людей. Слушал его слушал апостол Петр и:

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22).

Иначе говоря: прощай всегда.

И привел пример-притчу там же, как должнику царь простил большой долг, а тот не простил своему должнику куда меньший. И потом был наказан.

(Наказание - отдельная тема. Мы видим в настоящее время, какое творится беззаконие и кем, и никто не наказан. Выкручиваются как ужи. Так что тема наказания нынче - не в тренде. Скорее - безнаказанность)

Вывод: тебе простили – и ты прощай.

Здесь все понятно и соблюдается главный принцип: взаимности. Тебе прощают – ты прощай.

А если ты прощаешь, а тебе нет?

Люди считают, что они круты, истинны в своей правоте, имеют право и прочее.

Что делать тогда?

Все равно прощай – скажут в церкви.

Что будет, если поступить по этому совету? На тебе всегда будут «ездить». Какой удобный человек, терпила.

Вспомним случай, про блаженного Акакия из «Лествицы» святого Иоанна (об этом была статья на этом моем канале несколько лет назад).

Напомню вкратце: У Акакия был злобный старец, который его бил. Акакий терпел, терпел много и без обид, и умер. До старца дошло, кто он и что сотворил. Он покаялся и до смерти жил в оплакивании своих грехов.

Хорошая история? Смотря с чьей позиции посмотреть.

Акакий терпел, был бит, умер молодым. Он выиграл? Нет.

Его злой старец ничего не терпел, избивал, умер в почтенном возрасте, да еще и очищенный от греха покаянием. Он выиграл.

В этой истории, нет взаимности. Один выиграл, другой проиграл.

Кого, скажите честно, привлекает быть на месте Акакия? А своим родным пожелаете это?

Что-то не так?

Чтобы понять глубже прочитаем евангелиста Луку.

Второй фрагмент. От Луки, 17 глава.

Апостол и евангелист Лука
Апостол и евангелист Лука

В евангелии от Луки, в 17 главе, приводится схожий фрагмент с евангелием от Матфея. Но евангелист Лука (он был врачом, тщательным, скрупулезным человеком) разбирает ту же, что у Матфея ситуацию, подробней. И потому – больше информации.

Смотрим.

Христос говорит ученикам в той же ситуации:

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. (Лк.17:3-4)

То есть человек, если согрешил против тебя – то надо сказать ему, а не тотчас прощать.

Ты сказал ему – он осознал и покаялся. Прости.

Трудно поступить так, как говорит Христос? Нет. Так поступать правильно и не трудно.

Человек сделал тебе плохое. Ты сказал ему об этом. Он осознал и покаялся. Ты простил. Мир восстановлен. Все хорошо.

В чем же проблема?

Их несколько:

1. Люди бояться выговорить другому, что тот их обидел. Вдруг реакция будет неадекватной? В результате: тебя обидели, а ты в себе это терпишь, хотя Христос говорит: выскажи, что брат обидел тебя. Страх говорить?

2. Если он покается, то прости ему. С великим удовольствием прощу. Но кто просит прощение? И если ты просишь прощение у другого – прощают ли тебя? Лишь в некоторых, но не в большинстве случаев.

3. Если несколько раз согрешит и покается, то несколько раз прости. Знаете, а ведь у многих людей уже выработался навык: схамить и сказать «прошу пардону». Хамство не прекращается, а пардонов много. Схема поведения отработана. В этом своего рода хитрость и лукавство у "пардононосцев"

Так какой же вывод?

Каяться люди не умеют. Ни перед Богом, ни перед друг другом. И овладевать этим добродетельным навыком не хотят.

В сериале "Слово пацана" (о нем недавно была статья на этом моем канале) это хорошо показано: "Пацаны не извиняются".

Вот религия современности. Потому об этом и фильмы. А Христос и Его Слово? Не пацанское, не наше?
Вот религия современности. Потому об этом и фильмы. А Христос и Его Слово? Не пацанское, не наше?

Пора вырасти сознанием из пацанов в благородные мужья и богомудрые старцы?

Каяться - это не значит приходить к священнику и говорить «каюсь». Это не значит «просить пардону» в реальной ситуации, и продолжать хамить.

Это значит совсем другое: осознать и оставить то, что неправильно. Можно даже не говорить об этом, а просто исправиться. Но это должно быть обязательно взаимно. Обязательно взаимно. Все христианство взаимно, если присмотреться.

Если ты каешься, а вторая сторона тебя не прощает и не кается, то ничего не происходит. Зеро эффект. Евангельская задача, жизненная задача отношений в этом случае не решена.

Вспомним еще раз слова Христа из 18 главы:

«Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).

Если двое умеют или трое умеют прощать друг друга и каются (то есть осознают неправоту и оставляют ее), то Христос с ними. Вот, кто такие христиане.

-7

А если не умеют - то это наша реальность, которую мы видим сейчас - с затяжными войнами, конфликтами, местью, культом силы, лжи и хамства.

Так что христианское решение: надо быть с теми людьми, которые умеют прощать и каются. И тогда Евангелие работает, по принципу взаимности. В других случаях возникает беспросветное противостояние терпил и хамов. Дурное и бессмысленное, вредное и разрушительное.

Христос не это утверждал.

Что думаете?

Пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Подписывайтесь на этот канал и на мой ТГ канал:https://t.me/igor_orlov2

Делитесь ссылками на статьи с друзьями и приглашайте на каналы

Добра и здравомыслия всем.