1. С самого начала этот фильм как-то незаметно разрывает шаблон. Сразу даже непонятно каким образом. Прошла заставка Warner Bros., простучали молоточки типографских литер, закончились документальные кадры, завязка, вот мы уже в редакции и ощущение разорванности шаблона унесло сюжетом. Кого как, а меня понимание настигло спустя несколько часов после просмотра. В «Президентской рати» практически нет музыки! Разговоры, звук печатных машинок, вот приземлился вертолёт, гвалт закусочной… Музыкальный фон Дэвида Шира впервые ненавязчиво появляется только на 30-й минуте в библиотечной сцене! И также ненавязчиво снова уходит в тень, чтобы не отвлекать мозг зрителя от сюжета и подчёркивать документальную природу этого художественного фильма.
2. Звук печатающих литер был получен его смешиванием с выстрелами и ударами кнута. Всё ради того, чтобы подчеркнуть настоящую природу слов. Обратите внимание, что фильм заканчивается на той же ноте: телетайп, печатающий последствия журналистского расследования под звуки стрельбы из пушек.
Подписывайтесь на Telegram-канал "Загадки кино". Поднимите настроение одним жгучим фактом о легендарных фильмах каждый день!
Подборки загадок 🎥: фильмы с Мелом Гибсоном, Джимом Керри, Биллом Мюрреем, Брюсом Уиллисом, Арнольдом Шварценеггером, Томом Крузом, Расселом Кроу, Джонни Деппом, Брэдом Питтом, Кевином Спейси, Майклом Дугласом, Кевином Костнером.
3. Не только зрители благодарны Роберту Редфорду за экранизацию одноимённой документальной книги Боба Вудворда и Карла Бернстейна, но также читатели этой самой книги и лично Вудворд и Бернстейн, потому что именно Редфорд сподвиг их написать книгу, обеспечил контрактом на экранизацию и участвовал в проработке сюжета (больше о расследовании и меньше о самом скандале).
3.1. За права на экранизацию «Президентской рати» Редфорд заплатил Вудворду и Бернстейну $450 тыс. Неплохое вложение, учитывая кассовые сборы (см.п.21).
4. Писать сценарий по книге, написанной журналистами, да ещё из Washington Post, да ещё вмешивающимися в работу – это непростое занятие. Из-за этого обстоятельства фильм чуть было с самого начала не попал в «производственный ад», но Редфорд и тут смог «разрулить» вопрос в практическом направлении. Первый вариант сценария Уильяма Голдмана был поддержан Вудвордом, но раскритикован Бернстейном, который в соавторстве со своей подругой Норой Эфрон написал свой вариант, в котором представил себя главным локомотивом расследования. Из этого варианта в фильм почти ничего не добралось.
5. Первым выбором Редфорда на роль Карла Бернстейна был Аль Пачино.
6. Хоффман и Редфорд элегантно поделили медные трубы славу главной роли. На афишах и в трейлере первый Редфорд, в фильме – Хоффман.
7. Во время съёмок в Вашингтоне Робер Редфорд жил в гостинице «Уотергейт», которая, вопреки распространённому заблуждению, не имеет никакого отношения к скандалу (кроме названия).
8. Киностудия не получила разрешения на съёмки в редакции Washington Post. Вместо этого редакцию воспроизвели в павильонах Warner Bros. в калифорнийском Бёрбанке за почти полмиллиона долларов.
8.1. Художник-декоратор Джордж Гейнс досконально воспроизвёл редакцию до мелочей: в кадре видны только телефонные справочники 1972 г., рабочие столы ($500 каждый) были заказаны у поставщика WP, даже отделка под кирпич была сделана по образу и подобию оригинала.
8.2. Для придания перспективы мебель на заднем плане была слегка уменьшена при помощи столярных инструментов :), а люди подобраны поменьше калибром. Ну и, конечно, как же без вездесущих зеркал на стенах. Вглядитесь в этот кадр.
9. Для подготовки к своим ролям Редфорд и Хоффман проводили много времени в редакции, смотрели на текучку, общались с сотрудниками. За это время накопилось немало курьёзных историй.
9.1. Однажды в редакцию на экскурсию пришла группа студентов. Увидев Редфорда, они стали фотографировать его. Актёр обратил их внимание на проходящего мимо Боба Вудворда словами «Вот настоящий Вудворд, я всего лишь его играю, фотографируйте его!», но, как вы догадались, студентам журналист был неинтересен. Хоффмана вообще регулярно принимали за своего и нагружали всякими мелкими поручениями, которые тот с удовольствием выполнял.
9.2. Джейсон Робардс (Бен Брэдли), который получил за фильм «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана, наоборот, провёл в редакции и общении с прообразом своего персонажа всего один день.
10. Грязная рубашка, кофейные пятна на документах, постоянное курение, бардак на столе – все эти особенности своего персонажа Дастин Хоффман взял непосредственно с Карла Бернстейна.
11. Сцена телефонного разговора Вудворда с Далбергом (голос Бэзила Хоффмана) – 6-минутный (sic!) дубль, снятый с первого раза. Ошибка Редфорда, который путает в конце Далберга с МакГрегором оказалась столь натуральной, что её оставили в фильме.
11.1. Ещё одна ошибка Редфорда, которая вошла в фильм:
11.2. Некоторые источники сообщают, что голос Кларка МакГрегора – это… голос Кларка МакГрегора, который журналисты записали во время настоящего телефонного разговора. Но это не точно.
12. В разговоре с Вудвордом Кеннет Далберг ссылается на потрясение, связанное с похищением жены соседа. Это правда: за несколько дней до этого звонка, 27 июля 1972 г., была похищена глава инвестиционной компании Вирджиния Пайпер, знакомая Далберга.
13. Джейн Александр играет неназванного бухгалтера из Комитета по переизбранию Президента. На самом деле, это вполне историческая личность – Джуди Хобэк. Участие Хобэк в Уотергейтском процессе было открытым и непонятно, почему в титрах она отражена как «bookkeeper».
13.1. Сцена первой встречи с Бернстейном снималась у Хобек дома.
14. Издатель The Washington Post Кэтрин Грэм одним из условий одобрения съёмок выдвинула отсутствие её как персонажа. Пришлось переписать сценарий и отказать кандидатам на эту роль (Патриша Нил, Лорен Бэколл и Джеральдин Пейдж). Позднее она призналась, что сожалела об этом решении. Сожаление развеяли только 16 лет спустя после её смерти, в 2017 г. в фильме «Секретное досье».
14.1. Неизвестно насколько фраза генерального прокурора Джона Митчелла в адрес Грэм («если это будет опубликовано я ей сиськи в узел завяжу») была произнесена на самом деле.
15. Из-за обилия f-слова фильм сначала получил R-рейтинг от Американской ассоциации кинокомпаний, но потом Редфорду каким-то образом получилось изменить его на «PG».
16. Кто сыграл Фрэнка Уиллса, охранника, который заподозрил неладное и вызвал в «Уотергейт» наряд полиции? Фрэнк Уиллис!
17. В этом кадре зритель видит тот самый дом в Webster House Condominium, в котором жил Вудворд, и тот самый балкон, на котором он оставлял цветок с красным флагом как сигнал для встречи с Хрипачом.
18. Вудворд звонит в Белый дом по номеру 202-456-1414. Это реальный номер и он до сих пор приведёт вас в Белый дом.
19. Роберт Рэдфорд и Дастин Хоффман каждый на 7 лет старше Боба Вудворда и Карла Бернстейна.
20. Печатая статью о федеральном аудите, Вудворд использует британский вариант написания слова «criticise». На телетайпе же видна американская форма «criticize». Мне не удалось найти достаточно достоверное объяснение этому переходу, но почти уверен, что всё это неспроста. Скорее всего, это реальный случай из журналистской практики Вудворда, а привычка выросла из Йельского Университета, где он изучал английскую литературу.
21. Бюджет - $8,5 млн (+$3,5 млн от запланированного), кассовые сборы – $70,6 млн. А также четыре «Оскара»: за мужскую роль второго плана, работу художника-постановщика, адаптированный сценарий и звук.
22. В 2015 г. журнал The Hollywood Reporter предложил нескольким сотням американских киноакадемиков пофантазировать на тему «Что бы вы изменили в прошлых премиях «Оскар»? Большинство лишило статуса «Лучший фильм» «Рокки» и передала награду «Президентской рати». Второе место в этом ретроспективном голосовании за 1977 г. заняла «Телесеть», третье – «Таксист». Места для «Рокки» не нашлось.
***
Если вам нравится канал - поддержите автора! Все средства я перечисляю в приют для животных "Биосфера Балтики". В 2023 г. мы вместе собрали 150 000 рублей!
***