Найти в Дзене
окно в икону

Лествица как символ

С праздником, уважаемые читатели! Среди многих символических образов в Православной иконе есть образ лестницы, по-церковно-славянски - лествицы. В Книге Бытия (28: 10–17) повествуется о том, как ветхозаветный праотец Иаков по дороге из земли Ханаанской в Месопотамию видел сон, в котором ему явилась лестница. Он была до неба и по ней поднимались и спускались ангелы. Господь, стоящий на ней, благословил его.
Лествица, виденная Иаковом, по толкованию святых отцов, в прямом значении изображала Божий промысел над Иаковом. С прямого значения и начнём. Деталей в этом сюжете пишется немного. Обращают на себя внимание особенности изображения праотца Иакова. Он лежит или полулежит на камне. "И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте." (Быт.28:11) Из этого камня Иаков сделал утром жертвенник. Интересно, что тема лестницы здесь переплетается с темой спасения души, что имеет проявление и в русской средневековой культуре. Исследователи отмечают, что в захороне

С праздником, уважаемые читатели! Среди многих символических образов в Православной иконе есть образ лестницы, по-церковно-славянски - лествицы.

В Книге Бытия (28: 10–17) повествуется о том, как ветхозаветный праотец Иаков по дороге из земли Ханаанской в Месопотамию видел сон, в котором ему явилась лестница. Он была до неба и по ней поднимались и спускались ангелы. Господь, стоящий на ней, благословил его.
Лествица, виденная Иаковом, по толкованию святых отцов, в прямом значении изображала Божий промысел над Иаковом. С прямого значения и начнём. Деталей в этом сюжете пишется немного. Обращают на себя внимание особенности изображения праотца Иакова. Он лежит или полулежит на камне. "И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте." (Быт.28:11) Из этого камня Иаков сделал утром жертвенник.

Интересно, что тема лестницы здесь переплетается с темой спасения души, что имеет проявление и в русской средневековой культуре. Исследователи отмечают, что в захоронениях того времени обнаружены камни или кирпичи, положенные под голову покойников. Монашеская практика на Руси знала камень как изголовье для спящих монахов. Можно обосновано усомниться, что такие далеко идущие традиции берут начало именно от сна Иакова. Но здесь дело в том, что к этому событию и его связи с Боговоплощением отсылает нас Сам Господь. В беседе с Нафанаилом Господь говорит: "истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому". (Ин. 1:51) Эта прямая отсылка к сну Иакова дала возможность другого, не прямого, но прообразовательного толкования этого события. Например, Иустин Философ писал, что камень под головой Иакова является прообразом Иисуса Христа. Святой Кесарий Арелатский считал лествицу Иакова прообразом Креста Христова, ведь посредством него соединяется земное и небесное. Блаженный Августин видел в ней соединение Ветхого и Нового заветов. Какие-то из этих толкований наверняка были известны на Руси и повлияли на традицию положения камней под голову. Но самым заметным прообразовательным толкованием лествицы у святых отцов стал образ Богоматери. Святой Иоанн Дамаскин пояснял: «Господь соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог – лествицу, которой образ видел Иаков... Лествица духовная, т.е. Дева: утверждена на земле, потому что Она родилась от земли, глава Ее касалась неба, потому что как всякой жены глава муж, а эта не знала мужа, то глава Ее был Бог и Отец». На некоторых образах Богородицы изображается лестница в Её руках, как один из Её ветхозаветных прообразов. Например, в иконах "Неопалимая купина". "Гора нерукосечная", "Путивльская-Молченская".

Однако и прямое, и прообразовательные толкования дополняются ещё и переносным. Лествица в переносном значении рассматривается у отцов как путь нравственного совершенствования человека и также отражена в иконописи. Понятие лествицы активно использовалось в сочинениях греческих отцов Церкви. До Иоанна Синайского Лествичника (рубеж шестого и седьмого века) образ лествицы добродетелей встречался в сочинениях Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Макария Великого. Но поскольку "Лествица Божественного восхождения" стала известнейшим во всём православном мире произведением аскетической письменности, то на него и обратили внимание иконописцы для создания образа лествицы как пути спасения. Пишется святой традиционно таким образом: худое аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами, клиновидная борода, обычно доходящая до груди или до пояса, монашеское одеяние: хитон, мантия, схима с куколем на плечах или на голове. В руках он обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы Божественного восхождения».

Лествица в иконописных образах по его творению понималась и как дорога души на небеса. Иконописный образ очень похож на изображение лествицы Иакова. Но каждая лествица имеет 30 ступеней по числу глав книги, а не 12, как лествица Иакова (хотя и не везде в её изображениях ступеней 12, но в апокрифе по сну Иакова это именно так).

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!