«Как можно жить спокойно, как можно смириться, когда вы не знаете, что случилось? Допустимо ли то, что мы позволили этим людям исчезнуть? Допустить то, что самые незащищённые люди были убиты и никто за это не понёс наказание? Это бросает вызов не только власти, но и обществу в целом, его фундаментальным ценностям, его устоям».
Это были слова одного из родственников пропавших девушек.
«Шоссе слёз» — это шоссе 16 Йеллоухед протяжённостью более 700 километров в Британской Колумбии в Канаде, где пропали множество женщин, которые в основном были представительницами коренных народов и жили в местных резервациях. Только в 2015 году правительство Канады объединило все дела о пропавших девушках и инициировало общенациональное расследование.
Шоссе берт своё начало с тихоокеанского побережья Канады и идёт до небольшого городка на севере Принс-Джордж. Эта дорога проходит через территории, которые населяют 23 коренных народа. Этот район страны считается очень бедным, депрессивным с неразвитой инфраструктурой и люди, которые хотели добраться до поселений вдоль трассы, вынуждены были прибегать к автостопу, так как между ними не было организовано междугородное автобусное сообщение.
Точное количество жертв «Шоссе слёз» доподлинно установить сложно. По данным полиции в период с 1969 по 2006 год на шоссе пропали и были убиты 18 женщин, но в этот список входят пропавшие девушки на шоссе 97 и 5 Британской Колумбии. Причём 10 из 18 девушек – это представительницы коренных народов. Но представители этих народов, утверждают, что количество исчезнувших девушек больше в 4 раза, так как они пропадали не только на дороге, но и вокруг неё, а полиция их не внесла в свою печальную статистику. По данным одной из правозащитных организаций, Канада является одним из мировых лидеров по количеству нераскрытых дел по пропажам людей среди коренных народностей. Печальное лидерство, не там страна занимает первые строчки, где хотелось бы её правительству.
Однако, пропажа женщин – это не только проблема одного взятого района Канады – Британской Колумбии. Многие местные жители считают, что этот кризис охватил всю страну. В 2015 году федеральное правительство объявило, что начинает расследование пропавших без вести девушек из числа коренного населения. В том же году Кэролин Беннетт, федеральный министр по связям с коренным населением, заявила, что была составлена общая статистика пропавших женщин коренных народов, дела по которым остаются нераскрытыми, превышает 1200 человек. А каждое новое дело о пропаже женщины только усиливало страх, отчаяние и разочарование среди коренных народов Канады.
В 1981 году Королевская Канадская Конная Полиция (КККП) организовала конференцию по расследованию растущего числа нераскрытых дел об убийствах и пропавших без вести женщинах на шоссе 16 и других дорогах Британской Колумбии. Эти дела объединились под общим названием «Убийства на шоссе». Они касались женщин, которые исчезли, либо были наедены без признаков жизни вдоль шоссе 16. В конференции приняло участие более 40 детективов из Британской Колумбии и Альберты.
Совместные усилия такого количества специалистов в конце концов дали положительные результаты. Было установлено, что все эти дела имели ряд сходств, среди которых фигурировали похожие транспортные средства. Кроме этого, были установлены подозреваемые, их ориентиры и даже имена. Хотя в период с 1981 по 2005 год в рамках объединения дел в одно расследование были выявлены подозреваемые женщины на дорогах продолжали пропадать.
Осенью 2005 года отдел по расследованию нераскрытых убийств КККП Британской Колумбии обнаружил схожесть в делах Алиши Жермен, Роксаны Тиары и Рамоны Уилсон. После этого был создан специальный проект, который получил название E-PANA. Его целью было расследование других случаев пропажи девушек на шоссе 16.
Что бы дело о пропаже девушки было включено в этот проект детективы разработали 3 критерия:
1. Жертва путешествовала автостопом или занималась древнейшей профессией;
2. Жертву в последний раз видели в пределах мили от шоссе;
3. Жертвы были женщинами.
В 2005 году под критерии проекта подходили 9 дел, которые были инициированы с 1989 по 2005 годы. Жертвами были: Алиша Жермен, Роксана Тиара, Рамона Уилсон, Айла Сарик-Огер, Тамара Чипман, Николь Хоар, Лана Деррик, Дельфин Никал и Альберта Уильямс. Все эти девушки кроме одно – Николь Хоар – были представительницами коренных народов.
Что бы продвинуться в расследовании КККП использовала различные базы данных и в том числе программу ViClas. Это такая программа, которая проводит анализ связей с насильственными преступлениями. Не сразу понятно, что это такая за система. Она была разработана КККП ещё в 1991 году и основной её задачей был быстрый и эффективный сбор сложной информации о правонарушениях и ускорение обменом этой информации между различными ведомствами и подразделениями правоохранительных органов Канады.
Кроме того, была сильно расширена география применения проекта. Теперь полиция пыталась найти зацепки и разобрать дела на шоссе 16, но и включила участки 97 и 5 шоссе, что увеличило общую протяжённость зоны поисков до 1500 километров. Это привело к тому, что жертв стало не 9, а уже 18, при этом и увеличился период совершённых преступлений. Теперь отправной точкой был не 1989, а 1969 год. Эти девушки стали жертвами «Шоссе слёз»: Шелли Баску, Морин Мози, Моника Джек, Моника Игнас, Колин МакМиллен, Памела Дарлингтон, Гейл Вейнс, Мишлин Паре и Глория Муди.
Но почему там так много нераскрытых дел? Неужели это всё сделал один человек или это место наполнено маньяками и серийными убийцами? А может правительство этой провинции допускало эти преступления против коренных жителей намеренно? Что же стало катализатором всех этих чудовищных событий? Кто виновен?
Британская Колумбия, это самая западная провинция Канады. Она на севере граничит с американской Аляской и двумя другими канадскими провинциями – Юконом и Северо-Западными территориями. На Востоке граница проходит с Альбертой, а на юге – с американскими штатами Айдахо, Вашингтон и Огайо. Крупнейшим городом Британской Колумбии является Ванкувер с населением немногим более 600 000. А Принс-Джорджия, конечная точка шоссе 16 известен, как «ворота на север». В этих местах почти всё население занято в отраслях по дереводобыче и горнодобыче.
Но несмотря на то, что регион является промышленным центром отмечается большое социальное расслоение. Многие жители живут довольно бедно, особенно это качается представителей коренных народов. Безработица в некоторых резервациях просто колоссальна – 92 %. Можно сказать, что всё население безработно. Им приходится сидеть либо на дотациях от государства, либо перебиваться непостоянными заработками, либо заниматься незаконной деятельностью.
Многие считают, что все эти жертвы «шоссе слёз» результат социально-экономических проблем коренных жителей, которые были загнаны в резервации и нищету.
К тому же Британская Колумбия это огромный регион. Сравни некоторым европейским странам, таким как Франция или Германия. По утверждениям полиции из-за отсутствия нормального междугороднего сообщения внутри региона многие из жертв сильно рисковали. Они добирались к себе домой автостопом и вынуждены были часто рисковать, чтобы иметь возможность продвинуться по маршруту. К тому же на такой большой территории преступнику так легко избавиться от всех улик, так легко их спрятать, что бы никто и никогда их не нашёл.
Один из детективов рассуждал:
«Давайте представим нашу трассу с асфальтным покрытием. Она более 700 километров. Это огромное расстояние. А теперь представьте, что к этой трассе ведут ещё сотни гравийный дорог. Т.е. на один километр асфальтной дороги будет сотня гравийной. Что я имею ввиду? Зона поисков колоссальна!»
Несмотря на то, что правительством Канады были запущены программы по расследованию пропаж девушек, большинство из них так и остаются нераскрытыми. В 2012 году КККП установила предполагаемого убийцу Коллин Макмиллен. Он оставил на ней своё ДНК. Им оказался Бобби Джек Фаулер, который был известным американским преступником. Но он уже содержался в американской тюрьме с 1995 года.
Что по итогу можно сказать о «шоссе слёз»? Полиция Канады в большинстве своих попыток раскрытия всех этих дел зашла в тупик, застряла на одном месте оправдываясь огромными территориями региона. Но, мне кажется, всё дело в отношении к коренным жителям, которых загнали в резервации, нищету, алкоголизм и депрессию. Девушки отправлялись одни в долгий путь, дорогу и не всегда им везло встретить хорошего попутчика, того, кто просто довёз бы их туда, куда они хотели. А преступники знали, что за свои преступления их скорее всего так никто и не найдёт. Безнаказанность и породила такое количество жертв. Кроме того, расследование часто заходило не просто в тупик, а его туда заводили намеренно, якобы теряя важные улики и доказательства.