Найти тему
X-tracks

Сплав по реке Осуга.

Оглавление

Описание сплава (лоция) по рекам Осётр и Ока. Этот несложный сплав хорошо подойдет в качестве похода выходного дня. Для его прохождения лучше заложить 3 дня.

Нитка маршрута: Автомост около д. Малый Борок -  д. Шумчино - д. Красное - д. Барыково - д. Пятница Плот - д. Зеленая Нива - р. Тверца (пос. Тверецкий)

Остатки деревянной плотины на реке Осуга перед слиянием с р. Тверца.
Остатки деревянной плотины на реке Осуга перед слиянием с р. Тверца.

Осуга - река на северо-западе европейской части Российской Федерации, в Тверской области, приток Тверцы. Ее длина составляет 167 км. Принадлежит к бассейну реки Волги, крупнейший населённый пункт - город Кувшиново. Притоки: Озёрец, Негочь, Волошня, Каменка, Райчона, Таложенка, Поведь (самый крупный), Кичка.

В верхнем течении реки от истока до Кувшиново русло реки извилистое, не широкое. Здесь располагаются два водохранилища: Тарасковское и Нижненегочанское.

В среднем течении от Кувшиново до моста автомобильной дороги Торжок - Осташков ширина русла увеличивается до 30 - 40 метров и появляются перекаты и камни в русле.

В нижнем течении ширина реки не меняется а в русле встречаются каменистые перекаты и остатки разрушенных плотин. Последняя плотина находится в нескольких сотнях метров от впадения в Тверцу.

Участок реки от моста в деревни Малый Борок до моста в районе деревни Горощино характеризуется обилием травы в русле. Во вторую половину лета она особенно разрастается и местами приходится искать проходы для оптимального прохода. После Горощино трава в русле как правило отсутствует, глубина как правило не большая 0,1 - 1 м. В сухое лето в некоторых местах возможно понадобится проводка байдарок.

Не смотря на небольшую глубину реки мы прошли ее в начале сентября 2017 года не испытывая никаких трудностей.

Препятствия: Завалов на описываемом участке нет. Несложные каменистые перекаты, песчаные мели. Во время прохождения речки в начале сентября потребовался обнос только разрушенной плотины мельницы близ деревни Машутино.

Сокращения: ППХ - правый по ходу движения, ЛПХ - левый по ходу движения, ПОР - правый орографически, ЛОР - левый орографически.

Длительность: 3 дня.

Протяженность: 84,4 км.

Сплав по реке Осуга. Карта.
Сплав по реке Осуга. Карта.

ЗАБРОСКА

Большинство туристов сплавляющихся по р. Осуга начинают свой маршрут:

  1. от моста в районе д. Малый Борок [START] (так поступили мы). Есть подъезд к воде.
  2. от Селихово [START1], но легковая машина близко к реке скорее всего подъехать не может. Маршрут тогда укоротится на 8 км.
  3. от дороги Торжок - Рудниково (перед Горощино) в районе точки [CMPL01]. Маршрут укоротится на 16,5 км.

Добраться до начала маршрута можно:

  1. электричкой до Твери, далее автобусом до Торжка и на такси до начала маршрута или сразу от Твери до начала маршрута на такси.
  2. на собственном автотранспорте до начала маршрута, далее можно отогнать машину на охраняемую автостоянку в Торжке на ул. Лермонтова [PRKNG] и вернуться на такси к началу маршрута.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

День 01.

Пройденное расстояние: 18,1 км.

  • 0 км - старт [Start] от автомобильного моста около д. Малый Борок.
  • 0,8 км - д. Шумчино (ПОР).
Вид р. Осуга около д. Шумчино.
Вид р. Осуга около д. Шумчино.
  • 4,9 км - д. Красное и Церковь Михаилоархангельская (ЛОР).

Вот что пишет про этот храм Е.К.Басова (Проза.ру.):

Древний храм с пятью куполами, посвященный Архангелу Михаилу и Божией Матери Казанской, с боковыми приделами в честь святого Николая, Георгия Победоносца, святых апостолов Петра и Павла, и пророка Илии, а также с каменной колокольней, возвышается над местностью.
Ранее известен как Архангельский погост, расположенный у реки Осуга, до 1917 года. В прошлом на этом месте находился монастырь, закрытый в эпоху Петра I. Документы 1624 года описывают собор Архистратига Михаила с приделом святого Николая Чудотворца, летнюю деревянную церковь и две кельи. Владения церкви включали поля, луга и леса поблизости.
В 1846 году составлена опись Михайловской церкви, отмечая, что деревянная церковь была построена на каменном фундаменте в 1757 году на месте предыдущего храма. В 1757 году также была построена колокольня. В то время с храмом связаны три часовни: в Горощино, Якшино и Рудниково, посвященные разным святым. В настоящее время часовни утрачены, но источник святого апостола Петра и Павла продолжает текти, напоминая о святыне места.
Начиная с 1859 года, рядом с деревянной церковью начали строить новый каменный храм с колокольней, законченный в 1864 году при помощи госпожи Измалковой, купца Краснопёрова и прихожан. Основное участие в строительстве приняла помещица Мишково Анна Васильевна Измалкова, супруга генерал-майора, известная своей набожностью. После её смерти в революционные времена её прах был перенесен в подвал церкви по её просьбе. В храме до сих пор поминают её молитвой.
Храм был закрыт после революции в 1937 году, но не был разграблен. Во время Второй мировой войны в нем находился склад медикаментов, защищенный от немецких авиаударов. После войны храм был вновь открыт в 1946 году.
Михаилоархангельская Церковь в д. Красное.
Михаилоархангельская Церковь в д. Красное.
  • 7,7 км - остатки старого моста или плотины [RFT]
  • 11,0 км - д. Барыково
  • 15,0 км - остатки дореволюционной мельницы [DM01] близ деревни Машутино. Есть остатки опор колеса. До войны в доме мельника была начальная школа. Обнос по ЛОР берегу. Тут же есть место для стоянки.
Остатки мельницы близ д. Машутино.
Остатки мельницы близ д. Машутино.
  • 16,0 км - мост автодороги Торжок - Рудниково
  • 16,6 км - стоянка на ЛОР берегу [CMPL01] рядом с дорогой Торжок - Рудниково. Не смотря на то, что дорога грунтовая, до этого место вполне можно взять такси, что некоторые участники нашего похода и сделали, догнав нас на второй день пути.
  • 17,9 км - стоянка водников на ЛОР берегу.
  • 18,1 км - стоянка рыбаков на ЛОР берегу, окончание маршрута первого дня.

Несмотря на высокий для этого времени года уровень воды, на протяжении первого дня периодически встречались участки, густо заросшие травой на всю ширину русла. Однако, все они были проходимы.

02.09.17. День 02.

Пройденное расстояние: 29,6 км

  • 18,3 км - левый приток - речка Таложенка
  • 25,1 км - стоянка отмеченная на Викимапии [CMPL03*]
Вид р. Осуга.
Вид р. Осуга.
  • 27,2 км - д. Пятница Плот (ПОР берег) и Церковь Иконы Божией Матери Смоленская (построена в 1790 году). Церковь частично разрушена, но сейчас восстанавливается. Рядом с храмом у северной стены расположена могила Маиевского Н.В. (1823 - 1892) - российского ученого-артиллериста, известного как одного из основоположников внешней баллистики. Могила обрамлена оградой в оформлении которой использованы артиллеристские снаряды.
  • 29,9 км - автомобильный бетонный мост [BRAVT02] Торжок - Яконово. Перед мостом и сразу за ним - сваи старого моста, проход справа.
Река перед авто мостом Торжок - Яконово.
Река перед авто мостом Торжок - Яконово.
  • 41,4 км - остатки старого моста (есть проход) [DM02], автомобильный мост [BRAVT03] Большое Вишенье - Малое Вишенье - льнозавод - Быльцино, деревня Зеленая Нива (ПОР).
  • 47,7 км - ночевка на ПОР берегу [C02]. Высаживаемся на берег уже в сумерках, найдя просвет в ивняке. Отойдя от берега метров на 100, на возвышении среди деревьев находим хорошую стояку и костровище.

03.09.17. День 03.

Пройденное расстояние: 16.2 км

  • 51,4 км - впадение р. Поведь левый приток Осуги. р. Поведь сплавная, есть отчеты, например вот этот.
  • 63,0 км - остатки деревянной плотины. Возможен проход под левым берегом.
Остатки деревянной плотины перед слиянием с р. Тверца.
Остатки деревянной плотины перед слиянием с р. Тверца.
  • 63,3 км - впадение в р. Тверца.
  • 63,6 км - финиш на ЛОР берегу р. Тверца на пляже. Сюда возможен подъезд легкового автотранспорта. Такси можно вызвать к мосту.

Речка нам понравилась, в первую очередь красивыми берегами и удивительно прозрачной водой. Дно реки видно как на ладони, очень занимательно его разглядывать в процессе гребли.

ВЫБРОСКА

Мы заканчивали маршрут не доходя до автомобильного моста в районе пос. Тверецкий на ЛОР берегу на пляже [FINISH] и на вызванном и Торжка такси уехали в Торжок на стоянку к своей машине. К этому месту окончания маршрута вполне может подъехать легковая машина.

При желании маршрут можно сократить и закончить у моста после д. Пятница-Плот или Зеленая Нива, откуда выбираться автотранспортом.

ССЫЛКИ