При обсуждении исследования «из зала» задали вопрос, как объяснять пациенту возможную потерю качества жизни при приёме лекарства. На что ведущий автор ответил примерно так – дайте инструмент количественного определения потерь пациента, и будет о чём с ним говорить…
Клинические рекомендации Минздрава для первой линии метастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы (мКРРПЖ) предлагают без каких-либо критериев выбирать абиратерон или энзалутамид. Побочные реакции на лекарственные средства выпадают из поля зрения как недостойные внимания при борьбе за жизнь. Впрочем, так онкоурологические дела складываются везде – нет критериев выбора лекарства, нет точного понимания негативного влияния, безусловно токсичность упоминается, но скромно, а если захочется знать подробнее – «читайте инструкцию».
На симпозиуме онкоурологического ASCO, проходившего в конце января в Калифорнии, профессор Университета Бристоля Амит Бахл представил предварительные результаты исследования влияния этих двух препаратов на умственные способности пациентов, страдающих мКРРПЖ.
В группу наблюдения включили 253 больных, по прошествии 3-4 месяцев по причине смены терапии когорта уменьшилась до 184 пациентов, через полгода остался 131 мужчина.
Всем пациентам перед началом лечения проверили когнитивные функции, по стандартным шкалам FACT-F определили исходные показатели качества жизни и по PHQ-9 – наличие признаков клинической депрессии.
Базовая совокупная оценка не различалась в группах, принимавших абиратерон или энзалутамид. Через 3-4 месяца и полгода совокупные оценки когнитивных способностей в принимавших разные препараты группах тоже были одинаковыми. Без особых различий была рабочая память и качество обработки получаемой извне пространственной информации, но в группе энзалутамида существенно снизилась скорость обработки информации, что в обыденной жизни называется «тугодум». На энзалутамиде пострадали не только умственные способности, но значимо ухудшился интегральный показатель качества жизни и достоверно выше был процент пациентов с депрессивными симптомами.
Исследование не завершено – следующий этап обследования пройдёт через 12 месяцев от начала приёма препаратов, но и «на середине» эксперимента отрадного мало и есть повод «для оптимизации лечения и обеспечения поддерживающих стратегий для пациентов с учётом оценки когнитивных функций на начальном этапе и впоследствии», считает ведущий автор исследования. Учёные не уверены, что нарушения функций ЦНС можно объяснить только одним проникновением препарата в головной мозг, но назвать другие факторы пока не получается.
Что делать принимающим энзалутамид пациентам? Во-первых, не волноваться, снижая качество жизни и инициируя когнитивные потери из-за переживаний, если есть проблема, то нужно обсудить её с лечащим врачом. Во-вторых, исследователь предложил «поддерживающие стратегии», под чем понимается симптоматическая терапия. Вот и всё!
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2024/02/09/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!