Северная Двина — великая река, не менее значимая для России, чем Волга. Образуясь в районе Великого Устюга, она вбирает в себя ряд других рек, а возле Архангельска разбивается на несколько рукавов, впадающих в Двинскую губу Белого моря. Я любовалась Двиной в Черевково и в Котласе, но в Архангельске она другая: очень широкая, с низкими берегами.
По этим рекам и путешествовали русские люди; перейдя волоки, пускались в плавание дальше, по Печоре, а с неё добирались и за Урал. Выходили в Белое море, а потом плыли на север, на Грумант (Шпицберген) и Новую Землю и на восток, доходя до устьев сибирских рек... С 1553 по 1713 годы порт в Архангельске связывал Россию со странами Северной и Западной Европы. Мне приходилось читать, что мощный флот "владычицы морей " Британии создавался из русского "стратегического сырья": леса, льна (паруса), пеньки (канаты), дёгтя. Пётр Первый именно здесь заложил верфь, но потом решил рубить новое "окно в Европу".
Лес отсюда гнали и позже; даже в 1918 г. английские интервенты подсчитали, что леса Севера могли полностью окупить российские долги странам Антанты. Начальник британской миссии снабжения в России генерал Ф.К. Пуль писал в январе 1918 года в Лондон: «Мы смогли бы получить прибыльные лесные и железнодорожные концессии, не говоря о значении для нас контроля над двумя северными портами».(Информация с сайта GoArctic)
Помним, что в годы Великой Отечественной войны Архангельский морской порт непрерывно принимал морские суда со стратегическими товарами для нужд фронта и тыла.
Не берусь судить, как обстоят дела сейчас, но вот информация с сайта "Порт Архангельск": "На речных акваториях, прилегающих к Архангельску, расположены причалы морского торгового, речного, лесного и рыбного портов, нефтяных терминалов, морского и речного пассажирского вокзала, предприятий лесообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, судоремонтной, рыбной и другой промышленности. Всего насчитывается 76 работающих причалов, осуществляющих переработку груза в каботажном и экспортном направлениях. Морской торговый порт состоит из двух удаленных друг от друга погрузочно-разгрузочных районов — Экономия и Бакарица".
В 1972 г. в Архангельске был открыт Объединенный морской и речной вокзал площадью — 5570.3 кв.м. Длина здания, похожего на корабль, — 134 метра, ширина — 18 метров. Причалы могли принять одновременно два морских судна и пять речных. Они прямо с берега снабжались электроэнергией, водой, получали телефонную связь с городом. Морские суда возили пассажиров по Белому морю, в Мурманск и в Арктику. В 1974 году писали так: «В вокзале создано все необходимое для обслуживания пассажиров: почта, справочное бюро города и вокзала, билетные кассы на морские и речные суда, кассы аэрофлота и железнодорожные, ресторан и гостиница на 47 мест». В планах строительства был кинозал...
Сейчас Морской-речной вокзал (такое вот прижилось называние) закрыт, продан в частные руки и его судьба решается. Но пишут, что вокзалом он уже не будет: слишком, мол, большой, а плыть отсюда некуда!
Ладно, это мы ещё посмотрим...
Сравнительно недавно (ещё в начале 2000-х годов) суда на подводных крыльях и пассажирские теплоходы ходили до Котласа, но это в прошлом.
Но мне повезло увидеть "живой" раритет: колёсный пароход "Николай Гоголь".
Он построен в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе в 1911 г., и тогда же стал совершать регулярные рейсы по маршруту Вологда - Архангельск. С тех пор неоднократно реконструировался и сейчас продолжает работать как круизное судно! «Н. В. Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящимся в регулярной эксплуатации!
Ах, как жаль, что я не знала об этом, когда собиралась в поездку! Может, удалось бы побывать на экскурсии. На тот момент 2-часовая поездка стоила, оказывается, 1500 рублей (с экскурсией дороже). А 24 мая 2024 года запланирован выход парохода "Н.В.Гоголь" из Северодвинска в Архангельск, где 25 и 26 мая состоятся первые в 1924 г. прогулочные рейсы по Северной Двине.
Я же решила попробовать "бюджетный" вариант. Но об этом чуть позже, сначала ещё раз покажу окрестности пригородного речного вокзала. Он в Архангельске новёхонький, открылся в 2023 г. Находится по адресу Набережная Северной Двины, 57.
Как я поняла, пройти от старого Морского-речного вокзала к этому, новому, по набережной нельзя. Придётся обходить Михаило-Архангельский собор и жилые дома.
Вокруг красиво! Высится современный жилой комплекс.
Оборудована набережная со скамеечками.
Можно полюбоваться Северодвинским мостом, а может быть, даже увидеть, как его разводят (точнее, поднимают центральную секцию).
Ещё один "дом-корабль".
Там ещё есть симпатичный скверик.
Можно дойти до Дворца пионеров.
И полюбоваться стоящими здесь теплоходами и ледоколами.
Да, честно признаюсь: здесь повторяются фотографии, которые уже были в других статьях. Но я хотела, чтобы те, кто их не читал, тоже получили представления об этом месте.
По реке тоже ходят разные корабли, а на другом берегу виднеются причалы и портовые краны.
Так вот, пассажирские речные суда ходят по нескольким маршрутам.
1) Архангельск - Соломбала (~20 минут). Ежедневно, выходной среда.
2) Соломбала - Хабарка - Выселки - Пустошь (~4 часа туда-обратно), ежедневно.
3) Архангельск - Вознесенье - Конецдворье - Ластола - Тойватово (~4-6 часов туда-обратно), выходной - вторник.
4) Архангельск - Чубола (~4,5 часа туда-обратно), выходной - понедельник.
Не буду утомлять вас информацией, тем более что сама на эти поездки не решилась. Но если кто заинтересуется — зайдите на сайт pomorland.travel и почитайте увлекательное описание каждого маршрута!
Мне очень хотелось пройти по маршруту Архангельск - Соломбала - Долгое - Красное (~3 часа туда-обратно). Он отправляется из Архангельска в 8.40 (эх, надо было на нём!) и в 17.15. Стоимость: 103 руб./чел. в одну сторону. Плату взимают прямо на теплоходе.
Посмотрите, как заманчиво пишут: "Теплоход идёт из исторического центра Архангельска, через островной район Соломбала, где работали первые в России государственные судоверфи, заложенные Петром I, и дальше до села Красное на острове Никольском. Маршрут довольно протяжённый, отличается небольшим количеством остановок и не предполагает, что вы будете сходить на берег. Идеально подойдёт тем, кто настроен на созерцательный лад".
Я, я была настроена на созерцательный лад! Но... подумала, что возвращаться придётся в темноте, к тому же хотелось посмотреть и Соломбалу...
К 15 часам я закончила свои походы по музеям и улицам и мне очень хотелось уже сесть на кораблик и предаться созерцанию. Поэтому я поехала на Кегостров. Рейсов туда очень много, практически каждый час, время в пути туда и обратно тоже час. Стоимость: 40 руб./чел. (в одну сторону).
И вот отчаливаем.
Вид на окрестности вокзала:
В другую сторону виден Михаило-Архангельский собор, в той же стороне находится Морской-речной вокзал.
Полюбуемся на мост с реки.
Не знаю, как называется. Речной труженик.
Такой же кораблик, как наш.
Вот уже видна и архангельская высотка.
Справа налево: строительно-ремонтные работы, церковь Зосимы и Савватия (и Германа, почему не пишут про Германа?), ресторан "ПаратовЪ", из-за которого виднеется крыша Северного морского музея.
С другой стороны приближается Кегостров, он же остров Кего.
Пишут, что это место отдыха. Но здесь есть и постоянные жители. А у кого-то, наверное, дачи.
"Если позволяет погода и время, можно задержаться на острове на пикник с видом на Архангельск, позагорать на пляже или покататься по Кегострову на велосипеде. Можно заказать экскурсию по острову или взять в аренду велосипед", — сообщают на сайте.
Был вечер воскресенья, и люди, видимо, возвращались с отдыха.
Вернулась с ними и я. А уже через некоторое время плыла на другом теплоходе в Соломбалу.
Народу на теплоходе, идущем далеко-далеко, в село Красное, было мало. Я заняла удобное место и любовалась берегами. Передо мной проплывали уже знакомые места и те, где ещё предстояло побывать (но я уже о них написала в предыдущей статье).
Гостиные дворы, в которых расположен исторический музей.
Оказывается, вся бетонная стена над пляжем разрисована граффити. В Архангельске это уважаемый жанр изобразительного искусства.
Какое-то современное здание. Кажется, это гостиница. Если верить карте, то даже две гостиницы — "Пур-Наволок" и "Столица Поморья". Здесь же ресторан.
Лютеранская церковь святой Екатерины (ныне органный зал).
Досюда я в своих пеших прогулках не дошла. Это Успенская церковь.
Справа по курсу показался мост через реку Кузнечиху.
А вот и Соломбала. Впервые она упоминается в списке Двинских земель в 1471 г. В 1693 г. Пётр Первый основал здесь верфь. В 1863 г. слобода присоединилась к Архангельску.
Путешественники описывают Соломбалу как район со старыми деревянными домами. Мне хотелось найти место, откуда отправилась экспедиция Г.Седова, и деревянное здание бывшей англиканской церкви, построенной, по некоторым сведениям, еще в 1853 г. У него необычная архитектура.
Но, сойдя на берег, я увидела лишь заборы из профлиста. Ничего похожего на "набережную Георгия Седова" (как я её себе представляла) не наблюдалось. И спросить было некого: немногочисленные пассажиры, сошедшие с теплохода, моментально растворились в пространстве (кстати, дальше по маршруту отправилась одна-единственная женщина...)
Я пошла, как оказалось, не в ту сторону. Если бы пошла налево, то увидела бы примерно следующее:
А я пошла направо и свернула на улицу Беломорской Флотилии (вспомнила необычное название сейчас, увидев его на карте). Там обнаружился памятник градостроительства и архитектуры 1902 г. Табличка сообщала, что это учебное заведение. Карта говорит, что это Дом купцов Макаровых. Модерн!
Потом я вышла на обширную площадь, где стоял старинный дом совсем другого вида:
Покопавшись в карте на телефоне, я решила проехать немного на автобусе. Вышла через пару остановок и упрямо двинулась к реке. Здесь уже были деревянные тротуары и старые дома.
В отличие от многих путешественников я не впадаю в депрессию при виде старых "деревяшек" и не называю их "бараками". Конечно, людям лучше жить в благоустроенном жилье, и я им искренне желаю туда перебраться! Но сами дома... Мне они напоминают детство, когда и у нас в Воркуте были такие (или похожие). Там жили мои одноклассники, друзья. И мимо тоже тянулись деревянные тротуары...
И вот я опять на набережной Георгия Седова. Выглядит она так:
На другой стороне частные дома и промышленные корпуса:
Тишина и почти полное безлюдье... Вдалеке за забором виднеется что-то вроде яхт-клуба...
Выхожу вот к такому месту.
Дальше идти я не решилась, повернула в сторону от реки. Там обнаружилось то ли новенькое, то ли свежеотремонтированное здание...
... и другое, имевшее не столь радостный вид. Вывеска гласила: "Архангельский центр молодёжного инновационного творчества".
Я решила, что это учреждение не работает, но нет! Видимо, закрыто было по причине воскресного вечера. А так это рабочая столовая. Оцените иронию названия! Ещё и с Ъ!
Найдя остановку автобуса, я переехала через Кузнечевский мост. Там пришлось пересесть на другой автобус, который уже довёз меня до железнодорожного вокзала и моей гостиницы. Кстати, здесь видно, что Соломбала — это вовсе не сплошь частный сектор, промышленные здания и безлюдные улицы. Просто меня опять куда-то не туда занесло...
Что сказать в заключение? Думаю, мне стоило в тот день встать пораньше и доплыть всё-таки до села Красное. К обеду я была бы уже в Соломбале или в центре Архангельска и ещё успела бы по музеям. Но, я думаю, и так получилась неплохая прогулка!
На этом я заканчиваю рассказ о моём путешествии в августе 2023 г. Будет ещё заключительная статья, в которой я подведу итоги. До встречи!