Часто думаю, что утверждение, что "любовь - она с первого взгляда" в моём случае часто срабатывает с городами вроде пыльного, каменного, деревянного и старомодного Лиссабона (Лишбоа). Потому что вокзал Аполлония не считается, метро - тоже. А вот вылезли мы на Байша-Шиаду, я увидела кафе Бразилейра, сердце чуть захолонуло, как не было уже столько лет... и всё. Поняла, что вверх-вверх по маршруту трамвая 28 (жёлтая жестянка с одним рогом или, если реставрированный, то с двумя) - это на всю жизнь:
Просто такой маршрут, который взлетает в безумную гору к парку Эштрела. И улица звезды, и парк звезды... и не смущает, что по-испански это всё "Эстрела", "Родригес" (Амалия, которая), а тут всюду меняй с на "ш" - и будет тебе неяркая шелестящая речь - так похожая на родную, русскую. Кстати, "салИду" так и говорю по-испански, хотя, конечно, и тут, поди, нужно что-то менять..?
В нашей гостинице (мы жили на четвёртом этаже - по скрипящей деревянной лестнице)...
А магазины - те самые... тут ещё приличный - без пыльных ёлочных игрушек в витрине и самих ёлок, небрежно закинутых на верхние полки - над пирамидами консерв, упаковками бутылированной воды, над мухами и фруктами. На фото будет хороший магазинчик:
А ниже будут и Пиренеи - никогда их не видела, но сразу догадалась, что это они - ниже, чем Альпы, меньше снега и... похожи они на усталых, ссутуленных и оседающих стариков.
"Через семь лет я увидел эти пики из окна самолета, вспомнил теткины колени и почувствовал, как снежный гребень обвалился в мое горло и не давал продохнуть: теперь я думаю, что впервые испытал приступ угрызений совести. Помню, как сосед-португалец постучал меня по плечу, чтобы я отодвинулся, и стал жадно смотреть вниз <...>:
– Onde a terra se acaba е о mar começa, – нараспев произнес он, с трудом отрываясь от окна.
– No entiendo, – я удрученно помотал головой.
– Здесь кончается земля и начинается море, – повторил он на испанском и добавил: Камоэш".
Лена Элтанг, Другие барабаны.
И завораживающие реки Дуру, Тежу... и как они связывают города с Атлантическим океаном, который сводит щиколотки совсем как дома - та же ледяная синяя вода... но стоит двигаться по руслам рек и... попадаешь в прекрасные и удивительные города:
Кофеенка наших завтраков была в районе улицы Сао Бенту - тут трамвай вырывался с горки, чтобы опять взлететь на горку, делая лихой поворот, раз мы видели там (между резиденцией премьер-министра - пафосное здание с колоннами на фасаде, мраморные львы, охрана и т.д. и скромной кофеенкой) девушку, которая шлёпала прямо по рельсам, громыхая чемоданом, и я подумала, что она потенциальная кандидатка в самоубийцы, ибо здесь трамваи носятся как обезумевшие колесницы времён Македонского...
Португальский крепкий кофе и плюшка неясного генеза: не паштэйш дэ нада, нет:)
Дедушка-хозяин каждое утро вертелся, махал руками, готовил кофе, убирал грязную посуду и швырял тут же в раковину, отгонял мух, оживлённо общался с соседями, с нами... не зная ни слова по-английски. Каждый раз, когда мы там завтракали за смешные маленькие деньги 3,95 евро (для сравнения в итальянском кафе позавтракать стоило бы 13-14 евро), ёжились под взглядами местных, которые входили и тут же шумно начинали обсуждать - что стряслось? почему негде сесть?
И раз какая-то бабушка села ко мне настолько вплотную, что я почувствовала запах старых духов, розового мыла и затхлой квартирки. Резко отодвинулась, пробормотав "дишкульпэ", но бабушка шелестела "эшта бьен, эшта бьен"...
Здесь, пожалуй, мы чувствовали себя на сто процентов погруженными в местную жизнь, невзирая на языковой барьер, который, в сущности, является условностью. Через дорогу, конечно, почта-телеграф, а напротив двери нашей гостиницы - книжный магазин:
Старые книжные там на каждой остановке. Или современные книжные масс-маркеты. Фото, где семья с ружьём - это книги, которые я иногда смотрела в гостинице.
Помню, что азулейжу во дворе было со Святой Терезиньей:
Входная дверь гостиницы:
Эштрела - вершина сердца района Байша-Шиаду, если говорить поэтически...
И непременный грохочущий двадцать восьмой трамвай:
Думаю, что ясно и без комментария, но всё же: снимала через стекло, с задней площадки трамвайчика... но утром мы, конечно, шли просто вниз и вниз, т.к. с нашей горы идти было одно удовольствие. Иногда мы, забывшись, и поднимались вверх, вспоминая, что можно было сесть на трамвай и доехать до дверей гостиницы, но... уж больно мы вжились в эти горки, мощёные скользкими осколками зданий со времён Великого землетрясения:
Очень узкие и скользкие тротуары! Спасибо, конечно, маркизу Помбалу за восстановленный город, но... иногда страшновато ходить, тк локтем ощущаешь машины, трамваи и, конечно, стены домов:
Зато выходишь и...
Попадаешь к воротам парка Эштрела... и любуешься там цветами райскими птицами, живыми гусями... и топчешь осыпающиеся лепестки джакаранды:
Гуси атакуют:) но по-португальски вяло и... мимо:
Возвращаемся в гостиницу (достаточно выйти из ворот парка, повернуть налево и... первый же дом после того, как окончится ограда:
Рядом с дверью номера стоит шкаф:
В шкафу, в гостинице, конечно, держали бельё. Белое, накрахмаленное, всё, как положено, но... шкафы приятные. Хоть двери и современные. Но это ощущение деревянных стен-перегородок и пыльных коридоров - откуда-то из детства. Видимо, какие-то русские санатории и дома отдыха. И лепнина на потолке. В нашей комнате она уходила за стенку, становилось понятно, что когда-то это была просторная зала, а нынче - комнатка. Рядом же была пафосная церковь? замок? госучреждение? Особняк цвета клюквенной пастилы с белой каёмочкой, но на воротах был шлагбаум и проходная. Зато дальше - ограда парка. А через дорогу - киоск с лимонадом и кофе, где деревянные утки? лебеди? тянули шеи из начала двадцатого века:
Или конца 19-го? - с них станется... и сама базилика Марии Безумной, которую смело - и в русскоязычном интернете - относят к самым красивым церквям Лишбоа:
И крыша базилики, и вид с неё...
У подножия церкви, конечно, тоже цветут джакаранды:
Вообще у меня подруга живёт в Южной Африке и постоянно выкладывает в соцсети фотографии удивительных фиолетовых деревьев, но я не ожидала, что увижу их в Европе и... тем более, попаду в разгар цветения:
Ну, и тут у меня такой вид, словно я круглосуточно слушаю фаду и Амалию Родригеш. Впрочем, я уже давно её дома слушаю именно "фоном", потому что лучше музыки о лёгкой, но не сильной печали, прошедших чаяниях, надеждах, любовях и несбывшихся мечтах... просто не придумали.
Даже мысли о землетрясениях не тревожили, хотя дома, в Иркутске, я порой просыпаюсь от страха, тк показалось, что началось...
Возможно, что здесь обманчиво успокаивает Океан?.. на берегу озера Байкал тоже призодит чувство покоя и тишины... и смирения перед огромным и непостижимым...
Но об этом - в другой раз.