Найти в Дзене
Как это было

3000 человек ежедневно поднимаются в небо на воздушных шарах. Как все начиналось

Хотели бы вы взглянуть на землю с высоты птичьего полета? В Каппадокии, главном туристическом центре Турции, желающих посмотреть достопримечательности  с этой самой высоты предостаточно. Каждый день в воздух поднимается 160 воздушных шаров, вместимостью 16-20 человек. Стоимость такого удовольствия 200 евро. В мире есть ещё несколько десятков туристических местечек, где практикуют такое удовольствие, может только, в меньших масштабах, чем в Каппадокии.

Каппадокия. Турция
Каппадокия. Турция

Такая услуга появилась даже в нашей стране. Стоимость часового полета на шаре от 8 до 40 тысяч рублей.
Оказалось, что полет на воздушном шаре для желающих практикуют и в районе нашего областного центра. Появилась идея побаловать себя такой экзотикой. Попрошу родственников подарить на день рождения сертификат на полет.

-2

Всегда интересна история появления на свет того или иного изобретения. Сейчас это совсем нетрудно сделать с помощью интернета. Однако, просмотрев десятка два источников на эту тему, ответов на некоторые вопросы, связанные с шарами, так и не нашел. Если кто знает, напишите в комментариях. Интересно будет и другим.

Итак, история гласит, что первыми, кто сделал воздушный шар были братья Монгольфье Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель. Они родом из Франции, из города Аннонe. Кстати, детей в этой семье было целых 16. У отца была бумажная фабрика, что оказалось весьма существенным в их опытах.

Жак и Жозеф были толковыми ребятами с хорошим образованием, любознательные и упорные. Со временем они стали управлять фабрикой отца. И так случилось, что у них возник интерес к той области, которой пока не было.

Вначале были опыты с небольшими шарами. В те времена уже было известно, что есть такой газ водород, который легче воздуха. Открыли это в 1766 году. Жозеф узнал про это и стал экспериментировать. Он делал бумажные шары, наполнял их водородом (интересно, как он его получал). Шары поднимались, но быстро опускались. И Жозеф прекратил эксперименты в этом направлении.

Несколько позже случайно он увидел, как сохнувшая возле камина рубашка надувается воздухом. Но он думал, что все дело в дыме, а не просто в горячем воздухе.

И ещё он подумал, что, чем сильнее будет вонять дым, и чем больше его будет, тем больше будет тяга. И вместе со своим братом они вновь вернулись к опытам с шарами, которые они делали из бумаги и ткани разного размера и формы. А в качестве топлива использовали мокрую солому с овечьей шерстью. При этом они вряд ли использовали противогазы. Ну да наука требует жертв. В общем? опыты были успешными.

Весной 1783 года им удалось запустить в небо шар диаметром 3,5 м, который поднялся по некоторым сведениям на 300 м. Интересно, каким образом это измерили? Может, веревку к нему привязали?

По городу поползли слухи о том, что тут без нечистой силы не обошлось. И братья решили продемонстрировать всем, что ничего особого тут нет.

Они изготовили вот такой шар.

Первый шар. июнь 1783 года.
Первый шар. июнь 1783 года.

В диаметре шар был 11.4 м. В нижней части было отверстие, через которое в шар поступал дым. Это отверстие окаймлял деревянный обруч диаметром 1.5 м.

Шар был изготовлен из полотняных клиньев, а изнутри обклеен бумагой. Интересно каким клеем они клеили? В наше время подходящего клея для склеивания таких поверхностей вряд ли найдешь.

По экватору шара проходил прочный матерчатый пояс, к которому крепились веревки, которыми шар должен был удерживаться.

Вес шара составлял 227 кг. Объем шара 700 кубометров.

На начальном этапе до заполнения дымом шар удерживался на высоте на двух опорах. Хотя на рисунке их не видно почему-то. Ну, забыл художник нарисовать их. Обратите внимание на передний план рисунка, где две дамы беседуют с каким-то ловеласом и шар этот им до лампочки. А с другой стороны стоит какой-то гражданин и тоже, похоже, шаром он не впечатлен.

Старт был назначен на 5 июня 1783 года.

В жаровне под шаром развели костер, и шар быстро наполнился дымом от костра. 8 рабочих с трудом удерживали шар, и по команде разом отпустили веревки. Шар взмыл в воздух.

По поводу высоты сведения разные, да и как в те времена было это измерить. Легче измерить длительность полета, которая составила 8-10 минут, и дальность полета 2,5 - 3 км.

Это была победа. Новость о шаре дошла быстро и до столицы. Узнали об этом и в Национальной академии наук. Но вместо того, чтобы пригласить самих экспериментаторов, академия наняла физика Александра Шарле, чтобы тот повторил эксперимент. По другим источникам, он сам занялся работой над шаром, а Академия наук помогала, наоборот, братьям Монгольфье.

Но Шарля ввела в заблуждение статья, где говорилось, что братьям удалось получить газ легче воздуха. Собственно, с этой идеи братья и начинали свои опыты с водородом. Но что-то газетчики напутали. В результате Шарль пошел не тем путем.

Он подумал, что и в этот раз братья экспериментировали с водородом, и тоже стал экспериментировать с ним. А поскольку у него не было бумажной фабрики, стал искать другие материалы для изготовления шара, который можно заполнить водородом.

А в это время в Европе стал появляться каучук, из которого стали делать непромокаемую одежду и обувь. Вот каучук Шарль и решил попробовать в деле изготовления шара. Он попробовал изготовить шар из шелка, пропитанного каучуком. И опыт удался. Этот материал хорошо удерживал водород.

Вскоре он изготовил шар диаметром 4 метра - карлик по сравнению с шаром Монгольфье. Однако грузоподъёмность у него была больше.
В августе 1793 года Шарль запустил свой шар с марсового поля. Шар пролетел 25 км. Хотя по другим источникам, он взорвался , набрав высоту. Вот так и изучай историю. Но начало такому типу шаров было положено.

Таким образом одновременно появились два вида шаров: первый вид заполнялся горячим воздухом (или продуктами горения чего-то горючего), второй - газом, который легче воздуха. Назвали их по имени изобретателей. Первый - монгольфьерами, второй - шарльерами.

Теперь осталось дело за малым - как это использовать практически.

Смотрите, какая динамика событий.

В июне братья продемонстрировали шар в своем городе.

В августе Шарль создаёт свой шар.

В сентябре братья едут в Париж, куда их пригласил сам король продемонстрировать, что там они сотворили.

Братья Монгольфьеры решили в Париже запустить в небо какую-нибудь живность. Что уж там пустой шар пускать.

В качестве подопытных кроликов они выбрали барана, утку и петуха.

В связи с наличием пассажиров шар был сделан побольше, чем тот, который они запускали в своем городе. Тот был объемом в 700 кубов, этот 1200. Тот весил 227 кг, этот 400.

19 сентября 1783 года в Версале в присутствии короля, свиты и членов Академии наук состоялся запуск шара с животными.

Поехали
Поехали

Поднявшись на 500 м (так пишут), шар с животными пролетел 4 км за 8 мин, и благополучно приземлился. Животные при этом не пострадали. О дальнейшей судьбе этих животных история умалчивает. Может, я плохо искал. Если кому что-то известно напишите в комментариях. Хотелось бы надеяться, что им удалось избежать участи своих собратьев. А может им где-то поставили памятник, как Белке и Стрелке?

Дальше история набирает обороты. Теперь можно попробовать запустить в воздух и человеков. Король предложил отправить в полет преступников, приговоренных к казни.

Но короля уговорили послать в небо людей более достойных. Братьев отпускать поостереглись. Такой чести удостоили физика Жана Франсуа де Розье и маркиза де Арланда.

Запуск шара был назначен в этом же году на 21 ноября.

Шар был в диаметре 14 метров и высотой 21,5 м. Он был не круглым, а вот такой формы. И красиво разрисован знаками зодиака.

-5

В источниках пишут, что было 4 опоры, а на картине почему-то только две. И интересно, в каком положении находилась корзина, когда горел огонь? Может, после наполнения шара костер быстро тушили, а потом прицепляли корзину?

Полет длился 25 минут. Сообщают, что шар поднялся на 1 км и пролетел 10 км.

Братья Монгольфье получили всемирную славу. В городе Аннон через сто лет в 1883 году братьям открыли памятник.

Памятник братьям Монгольфье в г.Аннон
Памятник братьям Монгольфье в г.Аннон

Королевской милостью братьям было пожаловано дворянство и они стали кавалерами ордена Святого Михаила. Надпись на их фамильном гербе гласила: "Так поднимаются к звездам". Обоим братьям установили пожизненное солидное пособие от академии наук. Ну, молодцы, что скажешь.

А вот судьба первого воздухоплавателя Жана де Розье сложилась трагически, как у Юрия Гагарина - он разбился в воздушной катастрофе. Через два года после первого подъема в воздух, он пытался пересечь Ла-Манш на своем аэростате (так правильнее называть воздушный шар), представлявший собой гибрид монгольфьера и шарльера. В память о нем такой конструкции аэростаты стали называть розьерами.

Именно на такого типа аэростате были установлены мировые рекорды Федора Конюхова во время его кругосветного путешествия, о котором мы поговорим в следующей статье.

Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя, можете поставить лайк и подписаться на канал, если еще не подписаны. А также можете написать в комментариях, если вам известны какие-то факты, о которых я не упомянул в статье.