Найти в Дзене
12 канал Омск

Вернули из небытия: в Омском музее имени Врубеля спасли старинную картину и смогли установить её автора

Пейзаж находился в ужасном состоянии: на потемневшем полотне едва виднелось изображение, холст был в дырах, имя автора потеряно.
Пейзаж находился в ужасном состоянии: на потемневшем полотне едва виднелось изображение, холст был в дырах, имя автора потеряно.

«За неё было страшно браться», — вспоминает заведующая отделом реставрации живописи музея им. Врубеля Наталья Минько. Эту картину, изображающую лунную ночь, в музее даже не включали в основной фонд, она значилась во вспомогательном как пейзаж неизвестного автора.

«Состояние, в котором она к нам поступила, было просто жутким. Потемневшая — почти ничего не видно. Много прорывов, много мест утраты красочного слоя. Да ещё с оборота она была краской закрашена, и эта зелень стала на лицевой стороне проступать. Никто ей не занимался. Обычно в реставрацию берут работы, которые хранители требуют в экспозицию. Всё время надо бегом-бегом, успеть к выставке, а с ней можно спокойно позаниматься. У нас эта картина стала как отдушина», — рассказала Наталья Минько.

-2

Под её руководством приводить лунный пейзаж в порядок начала молодой реставратор Анастасия Краснопёрова. Промежуточные результаты её работы высоко оценил приезжавший в наш музей реставратор из Эрмитажа.

-3

«Все повреждения экспоната и каждый этап работ тщательно фиксируются. Вот здесь на фото можно увидеть, какой была закрашенная изнанка и как стало выглядеть очищенное от краски полотно», — поясняет Анастасия.

-4

«Мы не ставим цель удались всё старое. Наоборот, стараемся сохранить всё в первозданном виде, а не исправить. Мы внедряемся только, когда что-то мешает самой картине и экспозиционному виду. Настю готовим на аттестацию сейчас, и документы по работе с этой картиной отправим в Москву. Это сложная работа, она даже пойдёт на вторую категорию. Тут сделано много чего: прорывы на полотне собраны и состыкованы современными материалами, оборот расчищен, выглажена вся поверхность, холст продублирован, то есть приклеен дополнительный слой с помощью осетрового клея», — поделилась Наталья Минько.

-5

Осетровый клей — одно из интересных снадобий, использующихся реставраторами. Это что-то типа бульона из плавательных пузырей осетровых рыб.

-6

Его варят, сушат и хранят в виде полупрозрачных желтоватых кубиков.

-7

А при необходимости распускают опять на водяной бане.

-8

Также в мастерской используются кисти и краски, ватные палочки и скальпели, щипцы и молотки, а также много других инструментов.

-9

Почётное место занимают чугунные утюги. Они, в отличие от современных электрических, воздействуют не только теплом, но и своим весом. Придавать полотну выглаженный вид помогают и мраморные бруски. Также на службе у реставраторов стоят аппараты, которые снимают полотно в рентгеровском, ультрафиолетовом или инфракрасном излучении. Это помогает как бы заглянуть под верхний слой лака и краски и увидеть изначальный рисунок автора.

-10

Например, на этом снимке хорошо видно парусник, который на полотне сейчас замечаешь, только если знаешь, куда именно смотреть.

-11

Главным же результатом работы реставраторов над почти безнадёжным лунным пейзажем стало на данный момент определение автора. Когда холст очистили, появилась возможность прочитать в правом нижнем углу подпись художника — «Д. Чудовский».

-12

Дмитрий Чудовский творил в начале ХХ века. Он входил в Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ). Его наставниками были академики Императорской академии художеств Кириак Костанди и Павел Чистяков. Жил Чудовский в Одессе, писал и преподавал, но после революции уехал из России сначала в Константинополь, потом перебрался в Париж, затем в Вильно. Его работы хранятся в различных российских музеях, частных коллекциях. Когда реставрация будет полностью завершена, картину можно будет принять в основной фонд музея имени Врубеля, возможно, пейзаж даже станет участником одной из ближайших выставок.

Текст и фото: Наталья Семенова.