Найти тему
Алексей Царёв

Поучительные истории для работников от "бывшего" кадровика. Часть 3

Оглавление

Продолжение поучительных историй (первая, вторая) из моей практики в сфере управления персоналом, которые помогут работникам избежать ошибок в ситуациях, связанных с их увольнением.

История третья, о невероятном прогуле работника

Это, пожалуй, самый поразительный случай в моей практике. Произошел он во время моего рабочего визита с целью укрепления трудовой дисциплины в одно из подразделений перед началом рабочей смены. Как только работники переоделись в рабочую одежду, я попросил всех собраться в актовом зале.

Собрание начал с переклички. Я достал из сумки список работников подразделения и начали проверять явку... На работе оказалось 29 из 30 работников списочного состава. Я попросил руководителя подразделения найти отсутствовавшего работника, а сам продолжил собрание. Чуть позже подключился руководитель подразделения. "Ну что там?", - спросил его я. "Не доступен", - ответил он.

После собрания я оставил руководителю подразделения инструкции по его дальнейшим действиям в данной ситуации (пытаться дозвониться до отсутствующего работника, собрать с его коллег письменные объяснения, ближе к концу рабочего дня написать служебную записку с описанием ситуации) и поехал в отдел управления персонал. Намечалось увольнение за прогул...

Когда работник не появляется на работе, ни один работодатель не будет его сразу увольнять, даже если уже точно известно, что его нет на рабочем месте более 4 часов подряд. Почему так? Давайте прочитаем формулировку подпункта "а" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации: "...отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены)". Как мы видим здесь есть два условия:

1) отсутствие в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

2) отсутствие на рабочем месте без уважительных причин.

Вот именно из-за наличия второго условия работодатель не может уволить работника по указанному выше основанию, не выяснив причину отсутствия работника: уважительная она или нет. Какие причины отсутствия на работе работодатель будет считать уважительными:

  • болезнь, в том числе ребёнка и близкого родственника;
  • медицинский осмотр не по собственной инициативе;
  • сдача крови и его компонентов;
  • участие в судебном процессе в качестве истца или ответчика;
  • коммунальная авария: утечка газа, замыкание электропроводки, поломка общедомового оборудования, пожар, затопление квартиры;
  • невыплата заработной платы более 15 дней (не для всех категорий работников);
  • административный арест;
  • форс-мажор: дорожно-транспортное происшествие, погода, эпидемия, отмена рейса, чрезвычайная ситуация;
  • небезопасные условия труда.
Важно понимать, что каждая из перечисленных причин должна быть подтверждена: болезнь - листком нетрудоспособности, участие в судебном процессе в качестве ответчика - повесткой, административный арест - справкой и другое.

В конце рабочего дня я позвонил руководителю подразделения. Он сообщил, что работник на своем рабочем месте не появлялся, телефон недоступен, служебную записку и пояснения коллег, пропавшего работника, отправил курьером. После разговора, я дал задание специалисту отела управления персоналом проставить в табеле учета рабочего времени отметку "неявка по невыясненным причинам".

На следующий день предстояла большая работа по поиску пропавшего работника. Работу начал с изучения дела работника, необходимо было найти все имеющиеся контактные данные. В личной карточке работника в графе "Состав семьи" был указан номер телефона жены, в графе "Адрес места жительства" указано три адреса, исходя из которых следует, что он приехал из соседнего региона (адрес регистрации по месту жительств), а в населенном пункте по месту нахождения организации снимает квартиру (причем уже вторую).

Мои дальнейшие действия.

1. Проверяю явку работника на второй рабочий день

Обычно, когда работник отсутствует по уважительной причине, то на следующий день он приходит на работу. В этой ситуации звоню непосредственному руководителю пропавшего работника. Он сообщает, что к началу смены работник на своем рабочем месте не появился, телефон по-прежнему недоступен.

2. Пытаюсь сам дозвониться, затем звоню жене

При звонке работнику телефон все время был недоступен. Чуть позже позвонил жене. Она сообщила, что они полгода вместе не живут, а неделю назад официально развелись, из других родственников у него только мать, которая живет по месту регистрации работника.

3. Еду к работнику по последнему адресу найма жилья

Приехав с двумя свидетелями по адресу, указанному в личной карточке, мы поднялись на шестой этаж и позвонили в квартиру, где должен был проживать работник. Дверь открыла девушка в форме уборщицы. "Здравствуйте", - поздоровался я и продолжил, - "а можете пригласить гражданина...?". "А в квартире кроме нас никого нет...", - ответила девушка, - "мы делаем уборку. Может вам поговорить с заказчиком?". Она зашла в квартиру и через пару минут вынесла обрывок бумаги с номером телефона.

Я тут же позвонил по предоставленному номеру телефона. Это оказался собственник квартиры, она подтвердила, что в квартире жил наш работник, но вчера вечером ему срочно нужно было уехать и он расторгнул договор найма. На вопрос с какого номера телефона работник ей звонил и куда собирался уехать она ответила, - "Да я живу в соседнем доме, он сам вчера вечером ко мне приходил. Сказал, что уволился и поедет к матери в соседний регион. Мы пошли, проверили квартиру, он сдал ключи, забрал залог и ушел". "А вы что из полиции?", - спросила собственник квартиры. "Нет, мы с работы вашего бывшего нанимателя", - ответил я и продолжил, - "он второй день не появляется на работе и мы его разыскиваем". Далее я предложил ей встретиться и оформить письменно все, что она сказала о "пропавшем работнике"... "Прямо детектив какой-то", - подумал тогда я.

4. Направляю запрос в полицию о приобретении работником проездных документов

Учитывая, что до населенного пункта по месту регистрации работника можно доехать только железнодорожным транспортом, направляю запрос в полицию о предоставлении сведений о приобретенных работником проездных документах на поезд.

5. Направляю в адрес регистрации по месту жительства уведомление о предоставлении письменного объяснения

Запрос письменного объяснения является обязательным условием увольнения за прогул. Работодатель обязан воспользоваться всеми доступными способами связи с работником, так как суды учитывают, сделал ли работодатель все возможное, чтобы получить объяснение. Если ответ от работника не поступит, не менее чем через два рабочих дня составляется акт о его отказе дать объяснения. Молчание работника суд может трактовать в пользу организации.

В моем случае, следующим шагом было направление в адрес регистрации по месту жительства заказного письма с уведомлением о вручении работнику. Теперь оставалось ждать и через почтовые сервисы проверять, когда письмо дойдет до адресата.

На этом этапе, моя работа по поиску работника была временно приостановлена...

Через две недели я получил информацию о вручении письма адресату. Все это время руководитель подразделения писал служебные записки об отсутствии работника на рабочем месте, а в табеле учета рабочего времени проставлялась отметка "неявка по невыясненным причинам".

Спустя сутки с даты вручения письма адресату мне позвонил секретарь руководителя организации: "Алексей Владимирович, мне звонит мужчина, хочет поговорить с начальником отдела кадров, соединить?". "Да, конечно", - подтвердил я. Это был мой "пропавший работник"... "Здравствуйте! Куда вы пропали", - спрашиваю я работника.

И тут он начал рассказывать: "В тот день я проснулся в 7 часов утра, до начала смены оставался час, а добираться до работы в среднем полтора. Чтобы успеть к началу рабочего дня решил вызвать такси, но через 15 минут отказался от этой затеи, все водители были заняты. Выйдя на улицу я увидел каршеринг, решил арендовать автомобиль. После оформления аренды сразу на выезде со двора попал в пробку, выбирался из нее минут 20, а потом на перекрестке с круговым движением еще и в ДТП попал. В меня врезался КамАЗ, получается я его не пропустил... хорошо автомобиль был праворульным... отделался легким испугом и парой царапин, а вот телефон мой "в хлам", даже сим-карта куда-то улетела, а там у меня все рабочие номера. В общем вызвали инспектора ГИБДД, ждали его наверное часа три. После оформления ДТП водитель КамАЗа помог мне связаться с сотрудниками каршеринга и вызвать эвакуатор. Освободился я примерно в 14 часов дня. На работу решил не ехать, посчитал, что меня уже уволили. Я где-то слышал, что за опоздание на работу больше 4 часов увольняют, а я отсутствовал ровно 6 часов... А еще у меня аренда заканчивалась, поэтому я решил все бросить. После ДТП поехал на железнодорожный вокзал за билетом, собрал вещи, сдал квартиру и уехал к матери... По приезду устроился в автосервис друга, он давно звал к себе работать". "А у вас сохранился протокол об административном правонарушении", - спросил я у работника. "Да", - ответил работник, - "я храню все документы".

После разговора я попросил работника написать и отправить на мою рабочую электронную почту фотографии:

  • объяснения с изложенной в нем историей;
  • протокола об административном правонарушении;
  • заявления на отправку трудовой книжки и других документов (их копий), связанных с трудовой деятельностью, заказным письмом.

После получения объяснения трудовой договор с работником был расторгнут по причине прогула, но не за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, когда произошло ДТП (причина отсутствия в этот день была признана уважительной), а именно за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня в последующие дни, когда работник уехал для проживания по адресу регистрации.

А могло ли быть все иначе? Безусловно! Если бы работник несмотря ни на что приехал на работу и рассказал о ситуации, предъявил подтверждающие документы, то все бы обошлось. Максимум получил бы дисциплинарное взыскание в виде замечания и все!

Вывод

Этой историей я хотел показать, что не знание работником основ трудового права (даже самых простых правил) часто заставляет их принимать необдуманные решения, приводящие к печальным последствиям, как это было в первой истории.

Если вы не хотите, чтобы вас на работе использовали, записывайтесь на мою авторскую образовательную программу "Кадровая грамотность для не кадровиков", подробности здесь.