Эта статья про удивительный прием постобработки, который называется Мордансаж (Mordançage).
Раствор Мордансаж химически отбеливает отпечаток, размягчает, как бы вытравливает желатиновый слой в тенях, и отслаивает черные участки эмульсии от бумаги. При промывке отслоенная эмульсия наполняется водой, еще сильнее отслаивается и принимает вид ткани тюли или как говорят еще вуалей.
Впервые отбеливание отпечатка с применением меди было описано в 1897 году Полом Лизегангом (Paul Liesegang)
С этим фотопроцессом в 1960-х годах начал экспериментировать французский художник по имени Жан-Пьер Судре (Jean-Pierre Sudre). Судре усовершенствовал эту технику и назвал процесс «mordanҫage», что в переводе с французского означает «травление».
Его метод взяла американская ученица Элизабет Опаленик (Elizabeth Opalenik), и создала то, что теперь известно как «эффект драпировки» в процессе Мордансаж. То есть она направляла эти отслоенные вуали, придавая им формы и направления. Это очень тонкая, требующая кропотливости работа.
Так как сам процесс мордансажа – это постобработка. Сначала требуется отпечатать фотографии классическим способом, а потом промытые, но не высушенные отпечатки отбеливаются и подвергаются травлению.
Сначала снимок помещается в раствор мордансажа. Там мы визуально наблюдаем за изменениями. Снимок осветлится и пойдут пузырьки на темных участках эмульсии. Тогда фотографию можно вытащить и промыть.
Тут уже приходится работать очень аккуратно, так как эмульсия размягчилась под действием перекиси и теперь отслаивается.
Потом отпечаток кладут в проявитель (любой бумажный), чтоб восстановить изображение. Светлые участки восстанавливаются, а темные повреждены. В них произошла реакция – окислилось металлическое серебро. Темные слои отрываются и превращаются в складки, пупыри, вуали. Называйте как хотите.
После восстановления тона нужно очень аккуратно промыть отпечаток. Именно в этом месте и стоит направлять вуали (например острым предметом).
Состав мордансажа - хлорид меди (II) и уксусная кислота + перекись водорода.
Рецепт:
Раствор 1:
- 700мл воды
- 10- 30 г хлорида меди
- 50 мл ледяной уксусной кислоты
- Вода довести до 1 литра
Раствор 2:
- 25 мл 30% -35% перекиси водорода на 1 литр раствора №1
Различные типы фотобумаги, время пребывания в растворе протравки, а также концентрация перекиси водорода, хлорида меди и уксусной кислоты — все это переменные, которые влияют на степень отслоения эмульсии и соответствующие наблюдаемые вуали. Чем больше перекиси водорода, тем сильнее размягчение. Чем больше хлорида меди, тем быстрее происходит отбеливание.
Отдельно эти растворы хранятся длительное время. А рабочий раствор можно использовать пару недель, добавляя туда еще перекись.
От плохой промывки желтеет снимок. Можно попробовать промыть его еще раз после того, как снимок высох и вуали, как следует приклеились к фотобумаге. Не ждите, что протравка прослужит идеально и вечно, поскольку отпечаток подвергся сильному химическому воздействию. Лучше отсканировать высушенный отпечаток.
Еще один важный момент. Не все бумаги поддаются такому воздействию. Некоторые бумаги начинают реакцию со второго раза (то есть - протравили, промыли, восстановили, промыли и опять протравили). Некоторые (например аэрофотобумага) вообще не поддаются травлению.
В заключении хочу сказать, что мордансаж, как и любая фотографическая техника, хорош не сам по себе, а только в контексте идеи, которую до нас хочет донести автор. Только наполненные смыслом фотографии будут нравиться зрителю, именно их и имеет смысл конвертовать в раму и вешать на общее обозрение.