С 2012 года все кандидаты в приемные родители должны пройти подготовку в ШПР (Школе Приемных Родителей). Исключение – ближайшие родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей – бабушки, дедушки, братья и сестры. Как должно проходить обучение в ШПР, и как обстоят дела в реальности? Попробуем разобраться в этой статье.
Зачем нужны школы приемных родителей?
Люди, мало знакомые с темой сиротства, удивляются: «Зачем нужны ШПР? Мы же как-то кровных детей растим без подготовки?». На самом деле дети, пережившие опыт сиротства, сильно отличаются от «домашних». Подробнее об этом можно почитать в нашей статье.
ШПР должна помочь кандидатам получить знания об особенностях детей-сирот, которые в будущем помогут семье справляться со сложностями в воспитании. Кроме того, обучение в школе дает кандидату в приемные родители возможность адекватно оценить свои силы, взвесить все «за» и «против» и принять осознанное решение.
Сколько всего школ?
Школы приемных родителей работают как при государственных учреждениях, так и при некоммерческих организациях. На сегодняшний день существуют как очные, так и онлайн-программы обучения. Единого реестра школ по всей стране не существует, информацию о ШПР можно найти в каждом регионе отдельно. Например, в Москве на данный момент подготовку кандидатов в приемные родители осуществляет 41 организация.
Есть ли у ШПР единый стандарт?
Стандарт ШПР определяется федеральным законом и министерским приказом, который устанавливает перечень тем, положенных для изучения кандидатами. На основе ФЗ каждый регион сам выстраивает свою программу.
По закону период проведения подготовки не должен быть менее 5 календарных дней и более 180 календарных дней. Например, в Москве курс занятий должен длиться 80 часов.
Какие темы должны изучить кандидаты в приемные родители?
По закону обучение в ШПР должно начинаться со вступительного собеседования с кандидатом в приемные родители. Его главная цель – выяснить мотивацию и ресурсность кандидата и дать ему общее представление о теме приемного родительства.
Согласно программе обучения, выпускник ШПР должен обладать обширными знаниями в области детской психологии. Он должен знать, что такое психологическая травма, привязанность, депривация и адаптация; быть знаком с причинами трудного поведения ребенка и уметь работать с преодолением такого поведения.
Кроме того, кандидат в приемные родители должен быть ознакомлен с причинами, по которым дети попадают в сиротские учреждения, и понимать «контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей».
Как дела обстоят на самом деле?
«В реальности ситуация далека от того, что прописано в законе, – рассказывает Наталия Мишанина, психолог, которая в прошлом вела ШПР, а сейчас сама обучает специалистов по семейному устройству. – Школа школе рознь. У нас есть замечательные ШПР, которые действительно работают на качество. А есть те, кому важно только количество: лишь бы побыстрее выпустить кандидата. В таких школах упор делается исключительно на юридические вопросы. А такие темы, как семейная система, особенности привязанности, травматический опыт – все это просто проходит мимо».
Действительно, в Москве и в других крупных городах несложно найти отличную школу: с квалифицированными специалистами и интересным форматом занятий, который включает в себя не только теорию, но и тренинги, и даже элементы личной терапии.
Вот, например, отзыв об одной из московских ШПР:
«...Каждое занятие – это целый мир открытий, положительных впечатлений, эмоций, страхов, сомнений…. Но в то же время и бесценный багаж знаний, который мы получили, погружаясь в этот мир посредством ролевых игр, кейсов, фильмов, постоянной рефлексии и др. За это время пришло понимание и осмысление многих вещей».
Хорошую ШПР можно найти не только в Москве. «Например, в Архангельской области есть замечательные школы, – рассказывает Наталия Мишанина. – Обучение там ведется блоками очно: если кандидаты приезжают из глубинки, им даже помогают с проживанием. Действительно чувствуется заинтересованность региона: все идут навстречу, по-настоящему работают на качество».
Но, к сожалению, так дела обстоят далеко не везде.
«Я не буду называть регион, но там ты можешь прийти утром, заполнить анкету, быстренько переговорить с юристом, психологом, и тебе этим же днем выпишут документ, чтобы ты больше сюда не приходил, не светился. Это существует, и это даже не скрывается», – делится психолог.
Этим школам выгоднее отчитаться за то количество желающих, которые закончили курс. Что потом будет с родителями, взявшими ребенка из детдома, совершенно не будучи подготовлены к тем проблемам, с которыми они могут столкнуться, – уже не их забота.
Чего не хватает в ШПР?
Несмотря на то, что на бумаге программа ШПР выглядит как полноценное обучение, некоторым темам не уделено достаточное количество времени. «На мой взгляд, в ШПР должен быть сделан упор на такие темы, как дети с ОВЗ, подростки и сиблинги, – ведь именно такие ребята сейчас живут в детских домах. У будущих приемных родителей есть потребность в более глубокой проработке этих тем, потому что это те проблемы, с которыми они столкнутся при принятии ребенка в семью», – объясняет психолог.
Запись на месяцы вперед
Главная проблема хороших ШПР – туда очень сложно записаться. Обучение бесплатное, но найти место в достойной школе – тот еще квест. Иногда будущим приемным родителям приходится месяцами ловить возможность попасть на курс, хотя по закону ожидание на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней.
ШПР – полезный инструмент или очередная бюрократическая формальность?
До сих пор есть те, кто расценивает ШПР лишь как формальность, необходимое зло на пути к принятию ребенка в семью. Мотивация таких кандидатов – поскорее получить заветную бумажку.
На самом деле, хорошая школа – огромное подспорье для кандидата в приемные родители. ШПР позволяет лучше разобраться в себе и своих мотивах, узнать, с какими сложностями предстоит столкнуться, и принять единственно правильное решение.
«Далеко не все, кто прошел ШПР, впоследствии берут ребенка из детдома, – говорит психолог. – И это правильно, задача ШПР – помочь кандидату взвесить все риски, рассказать ему обо всех возможных проблемах. И если после этого кандидат все равно твердо уверен в своем решении, значит у него есть все шансы справиться со сложностями приемного родительства в будущем».
А как проходило ваше обучение в ШПР? Оказались ли полученные знания полезными? Обязательно делитесь своим опытом!
Читайте также:
«Откуда в наших детских домах столько детей?» Изучаем статистику
Зачем мне приемный ребенок? Разбираем мотивы приемных родителей. Часть 2