Учёные из Великобритании и Германии показали одиннадцатимесячным младенцам видеоролики с мультяшными треугольниками и выяснили, что уже в таком возрасте дети понимают, как работают социальные нормы. Испытуемые удивлялись, когда треугольники одобряли поведение, отличное от того, которое считается правильным, или, напротив, когда осуждали принятое поведение, сообщает N+1 со ссылкой на Scientific Reports.
Каждый ролик, который Мориц Кестер (Moritz Köster) из Регенсбургского университета и Роберт Хепач (Robert Hepach) из Оксфордского университета показывали малышам, начинался с того, что все треугольники стояли с одной стороны экрана, а в центре лежали два шарика. Затем один из треугольников выходил на середину, брал шарики, стучал ими друг об друга, клал на место и вставал с противоположной стороны. Второй треугольник делал то же самое, после чего первый выражал одобрение: поднимал вверх руки и подпрыгивал, издавая радостные возгласы. Третий мог либо последовать примеру первых двух, либо подбросить шарики вверх. За этим следовала реакция двух других треугольников — они могли также выразить одобрение, а могли осудить его — тогда их лица становились сердитыми, они издавали недовольный звук и отворачивались.
Треугольники одобряли “правильное”, конформное, поведение их товарища и осуждали “неправильное”, отличающееся. В двух других треугольники одобряли неправильное поведение, а осуждали — правильное. Ролики смотрели 30 детей в возрасте 11 месяцев, а учёные измеряли реакцию их зрачков: расширение зрачков указывает на удивление.
Зрачки младенцев увеличивались гораздо сильнее, когда треугольники реагировали непоследовательно — одобряли то, что у них не принято, и осуждали принятое поведение. То есть дети ассоциировали конформное поведение с социальным одобрением и наоборот. Их зрачки начинали расширяться как раз в тот момент, когда два треугольника начинали реагировать на поведение третьего.
Результаты исследования подтверждают идею о том, что понимать, как работают правила и социальное одобрение, дети начинают до того, как могут это выразить. Авторы отметили, что это не значит, что маленькие дети знают, как должны поступать другие. Но, судя по всему, даже в 11 месяцев они могут отличить соответствующее поведение от несоответствующего.
]]>