Найти тему
Scale attack

Постройка подлодки А-5 (модель из бумаги "Бумажная коллекция")

Ну а сегодня снова захотелось мне обратиться к теме бумажного моделизма. Да есть и такой. До этой модели я подводных лодок не строил. Но ее история мне понравилась и мне захотелось этот экземпляр в коллекцию. Вообще бумажный моделизм это вообще отдельное направление в моделизме. О нем я еще немного рассказывал. Можно сказать, что в России он вымирающий вид. Есть несколько интернет магазинов, но с началом СВО, ассортимента там почти нет. Это немудрено, потому что основные издательства это польские и украинские компании. Уж не знаю почему но у них бумажное моделирование довольно популярно. До того как заняться этим направлением, была у меня мысль, что дело в дешевизне. Казалось бы что может быть проще, распечатал с сети или купил журнал за 1000 руб., ПВА да ножницы, но все немного не так. Клей вам понадобится хороший, а он дорог, нож модельный, лезвия сменные, коврик для резки, акриловые краски для закрашивания торцов, проволока разнообразная, нити для плетения бисера (мононить). А если хочется потратить меньше времени на сборку то там вообще начинаются траты на фототравление, резку каркаса лазером, всевозможные трапы, леера хотя бы нарезанные лазером, смоляные дополнения в виде орудий и прочего.

Я не так часто делаю модели из бумаги по причине того, что обычно время потраченное на сборку небольшого катера в масштабе 1/100 сопоставимо со сборкой и покраской двух моделей в 1/35. В бумажном моделизме кораблей есть три основных масштаба, которые популярны в России. Это 1/50, 1/100 и 1/200. За "бугром" популярны так же 1/250 и 1/400. Бумага вообще очень пластичный, дешевый и удобный материал. Во времена когда один из самых популярных журналов "Maly Modelarz" было не найти, а на полках магазинов крайне редко проскакивали модели кораблей из пластика, выходов было два: идти в судомодельный кружок или лепить дома из подсобных материалов. Тогда я впервые и попробовал бумагу. На примере этой лодки, я постараюсь показать основные процессы, ну и в конце я расскажу, как она дважды была потоплена, а закончила свою жизнь не на дне, а в других изделиях из металла.

Итак, как я уже упоминал, приобретен был мной рублей за 100, вот такой вот журнальчик

                                                            Обложка модели
Обложка модели

Модель из бумаги обычно содержит в себе краткую историческую справку, инструкцию по сборке, сами развертки, разметку (шаблоны) для изготовления проволочных деталей и иногда резку каркаса из картона. Понятно что в журнале за 100 рублей историческую справку и тактико-технические данные этих подводных лодок упустили и никакой лазерной резки картона и быть не может. Позже я узнал, что это первая опубликованная модель автора и разработка даже не компьютерная, а с транспортиром и миллиметровой бумагой! В общем о сходимости деталей ходили страшные истории. Но поскольку глаза боятся, а руки делают, я приступил.

Первым делом были вырезаны элементы корпусного набора (скелет корабля) и наклеен на 1 мм картон как указано в инструкции. А потом пришла пора вырезать все это уже на 1 мм картоне. Сразу скажу, если вы клеите водорастворимым клеем типа ПВА, после закрепления шаблонов на картоне, обязательно нужно положить все под пресс на ровную поверхность (например большая стопка книг)!!! Я использовал клей "Момент", поэтому пресс мне не понадобился. Затем два вечера я резал и резал эти шпангоуты ножницами и модельным ножом

                                                         Аж мозоль натер
Аж мозоль натер

Потом сборка на тот же клей "Момент" скелета корабля (так сказать набора корпуса). По-сути это скелет модели. От того как вы его сделаете, зависит очень много, в первую очередь сходимость обшивки. То есть то, как лягут выкройки обшивки - точно как должны, придется подрезать лишнее или же (самое страшное) длины или ширины обшивки не хватит и придется мудрить используя запас цвета..

В моем случае набор корпуса получился неплохо. Ровно, без скручиваний.

                                                                     Набор готов
Набор готов

Модель получается немаленькая такая. Честно говоря придется подумать куда ее ставить, что б от пыли защитить....

После того как каркас корпуса собран, я маркером крашу все торцы. Для чего, я поясню на следующем этапе. А так же супер-клеем промазываю все торцы корпусного набора. Корпус потом легче обрабатывать. Только клей нужен именно текучий, а не гель! Ну и вот результат

                                                                  Корпуса готовы к набивке
Корпуса готовы к набивке

Далее я три вечера резал пенопласт примерно по размеру шпаций (расстояний между шпангоутами) и вклеивал их в каждую ячейку. Что б полностью заполнить пенопластом корпус лодки и миноносца. Некоторые умельцы умудряются этот этап пропустить и получают ровный и хороший корпус. Я ж как начинающий себе позволить этого не могу. Итак вот результат.

                                                          Забитый корпус
Забитый корпус

Потом берется вот такая приспособа из Леруа (для зашкуривания стен) и все это обрабатывается.

-7

Два вечера на корпус лодки (сложная геометрия да и размеры куда больше) и вечер на миноносец. Ну и вот готовый результат. Вечер это примерно 2 - 2,5 часа.

                                                        Болванка корпуса готова
Болванка корпуса готова

Ну а дальше, очень кропотливая работа по оклейке корпуса. Стараясь следовать инструкции я дошел до фразы: "после оклейки корпус можно загрунтовать, зашпатлевать и покрасить"...В смысле покрасить??? Я знаю, что сходимость лодки тут ну очень плохая, сам автор признавал это на одном из форумов, говоря о том, что все выкройки делались еще не на компьютере с 3D моделированием, а с транспортиром и миллиметровой калькой. При этом корпус трехцветный (ниже ватерлинии, выше ватерлинии и легкий корпус с палубой). А все нужно подкрасить с торцов. Это аксиома. Я использую для этого scratch маркеры сына. Увлечение ими прошло у него, а их целая сумка стоит. Очень понравилось (раньше использовал краску акриловую).

                              Обшивака начинается с палубы. Геометрия - закачаешься
Обшивака начинается с палубы. Геометрия - закачаешься

Уже и не уверен, получится модель или нет, но есть правило - начал, доведи до конца. Начинаем оклейку подводной части. Не спеша, примеряя сегмент к сегменту. В итоге начинает получаться лодка, ну или ее подобие

Добиться здесь эффекта как в пластике не получится. Это бумага, швы будут видны. Но в этом и шарм - сделать из плоских листочков с непонятными выкройками модель корабля. В данном случае подводного корабля.

Продвигаясь дальше я понял почему автор модели рекомендует после оклейки корпуса грунтовать, шпатлевать и красить. С надводным бортом просто беда...Пришлось изобретать вклейку. Взял для этого кусочек из детали, которая не влезла на лист при печати и была добавлена отдельным вкладышем. Но...она оказалась почему-то темнее по цвету.

                                                                             Вставка
Вставка
                                                       так это выглядит со стороны, вроде не так плохо
так это выглядит со стороны, вроде не так плохо

Самая "засада", как мне кажется, поджидает кораблестроителя в носовой части. На форуме один из мастеров сказал, что у него все сошлось отлично, но на то он и мастер. У большинства моделистов (а я видел 2-3 сборки этой модели на форумах) при сборке носовой части и вообще этой модели, трудностей хватает. Хватило и мне. Подставки в журнале нет, но сделать ее не проблема. Я использовал остатки 2 мм картона для остойчивости. Позже конечно подставка будет покрашена аэрографом. А пока она мне необходима, потому что пришло время делать рули и винты.

                                                               Ну вот корпус и собран
Ну вот корпус и собран
-14

Дальше мне предстояло довольно сложное действие - проработка винто-рулевой группы. В инструкции довольно невнятно показано крепление кормовых рулей, но в сети есть несколько собранных подлодок типа АГ. Кстати есть модель и от другого издательства. Говорят, она собирается лучше.

Так в частности я не увидел вовремя что необходимо проделать отверстия для крепления баллеров рулей (это штыри на которых рули поворачиваются). В итоге пришлось колхозить уже после установки. Еще раз обращу внимание, я не профи, а даже у профессионалов швы видны. Получить здесь такой же эффект как в пластиковом моделизме возможно лишь шпатлюя и потом полностью крася модель. Но для этого у меня есть танки, тут я как раз отдыхаю от шпатлевки и прочих дел. Но, я отвлекся, с носовыми рулями все проще, единственное я поставил их на крашенную и обработанную зубочистку (по инструкции предлагался нелепый цилиндр из бумаги).

                                                                 Носовые рули
Носовые рули

Дальше пришло время наполнить корпус мелочевкой. Например на изготовление одного первого входного люка у меня ушел час времени((( А их нужно на лодку три штуки. Последующие два конечно пошли быстрее. Ну и конечно пришла пора собирать рубку. Тут я наученный опытом сборки корпуса несколько раз примерил все к каркасу, потом подрезал его примерно на 1 мм и тогда рубка сложилась в то что мне нужно. Наибольшую сложность я видел в том что б вырезы под ходовые огни четко совпали и при этом рубка сошлась. В итоге подрезанием я этого добился. Ну и по шаблонам приклеил поручни и склеил два трапа. Я пытался трапы паять, но к сожалению пока не смог добиться приемлемого результата. Поэтому снова выручил супер-клей.

                                                                 Рубка собрана
Рубка собрана

Настало время наполнить рубку содержимым. Там его немного: входной люк, тумба перископов, компас с штурвальной колонкой и прожектор. Пара вечеров (ну суммарно часа 3) и вот рубку можно устанавливать. Штурвал я приклеил позже. И взял я его из лазерной резки. Вырезать так ажурно самому у меня не получается, да и времени жалко.

                                                                  Вид на рубку сверху
Вид на рубку сверху

Когда работы по наполнению рубки закончились, ну просто грех не закрепить ее на своем месте. Все же любят, когда постепенно, модель приобретает завершенность?

Дальше сборка орудия. Оно одно и это большой плюс)) Ствол конечно тянутый и высверленный литник

                        Маховики наводки издателем не предлагались, но я позже заколхозил
Маховики наводки издателем не предлагались, но я позже заколхозил

И наступил самый нудный для меня этап - такелаж. Это всевозможные тросы, леера (перила), антенны, растяжки и пр. В этот раз решил делать все по-честному. Вклеивал рымы (колечки) в корпус и на стойках. Потом все это красилось и устанавливалось на корпус. После суточного высыхания, натягивание самого такелажа из мононити (нить для плетения бисера). За вечер все сделал. На этой лодке антенна шла в какой-то не очень гибкой трубе. Ее я изобразил....тянутым литником. Листайте галерею

А историю, без преувеличения, героической подводной лодки А-5 и полную галерею модели, вы можете посмотреть ТУТ.