Ну а сегодня снова захотелось мне обратиться к теме бумажного моделизма. Да есть и такой. До этой модели я подводных лодок не строил. Но ее история мне понравилась и мне захотелось этот экземпляр в коллекцию. Вообще бумажный моделизм это вообще отдельное направление в моделизме. О нем я еще немного рассказывал. Можно сказать, что в России он вымирающий вид. Есть несколько интернет магазинов, но с началом СВО, ассортимента там почти нет. Это немудрено, потому что основные издательства это польские и украинские компании. Уж не знаю почему но у них бумажное моделирование довольно популярно. До того как заняться этим направлением, была у меня мысль, что дело в дешевизне. Казалось бы что может быть проще, распечатал с сети или купил журнал за 1000 руб., ПВА да ножницы, но все немного не так. Клей вам понадобится хороший, а он дорог, нож модельный, лезвия сменные, коврик для резки, акриловые краски для закрашивания торцов, проволока разнообразная, нити для плетения бисера (мононить). А если хочется потратить меньше времени на сборку то там вообще начинаются траты на фототравление, резку каркаса лазером, всевозможные трапы, леера хотя бы нарезанные лазером, смоляные дополнения в виде орудий и прочего.
Я не так часто делаю модели из бумаги по причине того, что обычно время потраченное на сборку небольшого катера в масштабе 1/100 сопоставимо со сборкой и покраской двух моделей в 1/35. В бумажном моделизме кораблей есть три основных масштаба, которые популярны в России. Это 1/50, 1/100 и 1/200. За "бугром" популярны так же 1/250 и 1/400. Бумага вообще очень пластичный, дешевый и удобный материал. Во времена когда один из самых популярных журналов "Maly Modelarz" было не найти, а на полках магазинов крайне редко проскакивали модели кораблей из пластика, выходов было два: идти в судомодельный кружок или лепить дома из подсобных материалов. Тогда я впервые и попробовал бумагу. На примере этой лодки, я постараюсь показать основные процессы, ну и в конце я расскажу, как она дважды была потоплена, а закончила свою жизнь не на дне, а в других изделиях из металла.
Итак, как я уже упоминал, приобретен был мной рублей за 100, вот такой вот журнальчик
Модель из бумаги обычно содержит в себе краткую историческую справку, инструкцию по сборке, сами развертки, разметку (шаблоны) для изготовления проволочных деталей и иногда резку каркаса из картона. Понятно что в журнале за 100 рублей историческую справку и тактико-технические данные этих подводных лодок упустили и никакой лазерной резки картона и быть не может. Позже я узнал, что это первая опубликованная модель автора и разработка даже не компьютерная, а с транспортиром и миллиметровой бумагой! В общем о сходимости деталей ходили страшные истории. Но поскольку глаза боятся, а руки делают, я приступил.
Первым делом были вырезаны элементы корпусного набора (скелет корабля) и наклеен на 1 мм картон как указано в инструкции. А потом пришла пора вырезать все это уже на 1 мм картоне. Сразу скажу, если вы клеите водорастворимым клеем типа ПВА, после закрепления шаблонов на картоне, обязательно нужно положить все под пресс на ровную поверхность (например большая стопка книг)!!! Я использовал клей "Момент", поэтому пресс мне не понадобился. Затем два вечера я резал и резал эти шпангоуты ножницами и модельным ножом
Потом сборка на тот же клей "Момент" скелета корабля (так сказать набора корпуса). По-сути это скелет модели. От того как вы его сделаете, зависит очень много, в первую очередь сходимость обшивки. То есть то, как лягут выкройки обшивки - точно как должны, придется подрезать лишнее или же (самое страшное) длины или ширины обшивки не хватит и придется мудрить используя запас цвета..
В моем случае набор корпуса получился неплохо. Ровно, без скручиваний.
Модель получается немаленькая такая. Честно говоря придется подумать куда ее ставить, что б от пыли защитить....
После того как каркас корпуса собран, я маркером крашу все торцы. Для чего, я поясню на следующем этапе. А так же супер-клеем промазываю все торцы корпусного набора. Корпус потом легче обрабатывать. Только клей нужен именно текучий, а не гель! Ну и вот результат
Далее я три вечера резал пенопласт примерно по размеру шпаций (расстояний между шпангоутами) и вклеивал их в каждую ячейку. Что б полностью заполнить пенопластом корпус лодки и миноносца. Некоторые умельцы умудряются этот этап пропустить и получают ровный и хороший корпус. Я ж как начинающий себе позволить этого не могу. Итак вот результат.
Потом берется вот такая приспособа из Леруа (для зашкуривания стен) и все это обрабатывается.
Два вечера на корпус лодки (сложная геометрия да и размеры куда больше) и вечер на миноносец. Ну и вот готовый результат. Вечер это примерно 2 - 2,5 часа.
Ну а дальше, очень кропотливая работа по оклейке корпуса. Стараясь следовать инструкции я дошел до фразы: "после оклейки корпус можно загрунтовать, зашпатлевать и покрасить"...В смысле покрасить??? Я знаю, что сходимость лодки тут ну очень плохая, сам автор признавал это на одном из форумов, говоря о том, что все выкройки делались еще не на компьютере с 3D моделированием, а с транспортиром и миллиметровой калькой. При этом корпус трехцветный (ниже ватерлинии, выше ватерлинии и легкий корпус с палубой). А все нужно подкрасить с торцов. Это аксиома. Я использую для этого scratch маркеры сына. Увлечение ими прошло у него, а их целая сумка стоит. Очень понравилось (раньше использовал краску акриловую).
Уже и не уверен, получится модель или нет, но есть правило - начал, доведи до конца. Начинаем оклейку подводной части. Не спеша, примеряя сегмент к сегменту. В итоге начинает получаться лодка, ну или ее подобие
Добиться здесь эффекта как в пластике не получится. Это бумага, швы будут видны. Но в этом и шарм - сделать из плоских листочков с непонятными выкройками модель корабля. В данном случае подводного корабля.
Продвигаясь дальше я понял почему автор модели рекомендует после оклейки корпуса грунтовать, шпатлевать и красить. С надводным бортом просто беда...Пришлось изобретать вклейку. Взял для этого кусочек из детали, которая не влезла на лист при печати и была добавлена отдельным вкладышем. Но...она оказалась почему-то темнее по цвету.
Самая "засада", как мне кажется, поджидает кораблестроителя в носовой части. На форуме один из мастеров сказал, что у него все сошлось отлично, но на то он и мастер. У большинства моделистов (а я видел 2-3 сборки этой модели на форумах) при сборке носовой части и вообще этой модели, трудностей хватает. Хватило и мне. Подставки в журнале нет, но сделать ее не проблема. Я использовал остатки 2 мм картона для остойчивости. Позже конечно подставка будет покрашена аэрографом. А пока она мне необходима, потому что пришло время делать рули и винты.
Дальше мне предстояло довольно сложное действие - проработка винто-рулевой группы. В инструкции довольно невнятно показано крепление кормовых рулей, но в сети есть несколько собранных подлодок типа АГ. Кстати есть модель и от другого издательства. Говорят, она собирается лучше.
Так в частности я не увидел вовремя что необходимо проделать отверстия для крепления баллеров рулей (это штыри на которых рули поворачиваются). В итоге пришлось колхозить уже после установки. Еще раз обращу внимание, я не профи, а даже у профессионалов швы видны. Получить здесь такой же эффект как в пластиковом моделизме возможно лишь шпатлюя и потом полностью крася модель. Но для этого у меня есть танки, тут я как раз отдыхаю от шпатлевки и прочих дел. Но, я отвлекся, с носовыми рулями все проще, единственное я поставил их на крашенную и обработанную зубочистку (по инструкции предлагался нелепый цилиндр из бумаги).
Дальше пришло время наполнить корпус мелочевкой. Например на изготовление одного первого входного люка у меня ушел час времени((( А их нужно на лодку три штуки. Последующие два конечно пошли быстрее. Ну и конечно пришла пора собирать рубку. Тут я наученный опытом сборки корпуса несколько раз примерил все к каркасу, потом подрезал его примерно на 1 мм и тогда рубка сложилась в то что мне нужно. Наибольшую сложность я видел в том что б вырезы под ходовые огни четко совпали и при этом рубка сошлась. В итоге подрезанием я этого добился. Ну и по шаблонам приклеил поручни и склеил два трапа. Я пытался трапы паять, но к сожалению пока не смог добиться приемлемого результата. Поэтому снова выручил супер-клей.
Настало время наполнить рубку содержимым. Там его немного: входной люк, тумба перископов, компас с штурвальной колонкой и прожектор. Пара вечеров (ну суммарно часа 3) и вот рубку можно устанавливать. Штурвал я приклеил позже. И взял я его из лазерной резки. Вырезать так ажурно самому у меня не получается, да и времени жалко.
Когда работы по наполнению рубки закончились, ну просто грех не закрепить ее на своем месте. Все же любят, когда постепенно, модель приобретает завершенность?
Дальше сборка орудия. Оно одно и это большой плюс)) Ствол конечно тянутый и высверленный литник
И наступил самый нудный для меня этап - такелаж. Это всевозможные тросы, леера (перила), антенны, растяжки и пр. В этот раз решил делать все по-честному. Вклеивал рымы (колечки) в корпус и на стойках. Потом все это красилось и устанавливалось на корпус. После суточного высыхания, натягивание самого такелажа из мононити (нить для плетения бисера). За вечер все сделал. На этой лодке антенна шла в какой-то не очень гибкой трубе. Ее я изобразил....тянутым литником. Листайте галерею
А историю, без преувеличения, героической подводной лодки А-5 и полную галерею модели, вы можете посмотреть ТУТ.