Как я уже говорила, одна из моих колли болеет. Будучи очень активной и крепкой собакой, она всё же столкнулась с заболеванием, которое встречается у многих пород - с дегенеративной миелопатией.
При этой болезни у собак (обычно в преклонном возрасте) начинаются необратимые изменения в структуре спинного мозга, и собака сначала теряет контроль над задними конечностями, со временем процесс затрагивает передние ноги.
Сейчас существуют генетические тесты, позволяющие выявить собак, склонных к проявлению заболевания или являющихся носителем гена. Не во всех породах такие тесты разработаны, правда. Да и там, где разработаны, иногда бывают ошибки.
Ну да что теперь об этом говорить. К сожалению, у Ники эта болезнь есть и она проявилась (при подтвержденном наличии генетической предрасположенности проявляется DМ не у всех, причем причины неизвестны). И вот уже больше года она не может ходить. Долгое время Ника сохраняла способность передвигаться на передних лапах.
Я пыталась ей помочь двигаться с бОльшей свободой, мы пробовали специальную коляску. Но этот девайс Нике не подошёл - возможно, нарушения затронули какой-то центр, отвечающий за координацию движений, или дело в чем-то другом, но факт остается фактом - после многочисленных попыток она начала аж скукоживаться при одном виде коляски, и я отказалась от её применения.
Впрочем, коляска в любом случае помогла бы только во время прогулок - не будет же собака весь день проводить стоя в сбруе коляски, как лошадь в стойле.
В течение дня Ника довольно успешно передвигалась по дому (а летом - по участку) на передних ногах. Дома мы всё застелили коврами, достав из закромов всё, что было, поскольку по плитке, конечно, ей ползать было сложно.
Однако уже несколько месяцев она практически не может ползать. Она по-прежнему вполне активна, смотрит вполне ясными глазами, у неё прекрасный аппетит и нет (ТТТ) проблем с пищеварением. Под себя она не ходит - Ника очень чистоплотная собака и ждёт выгула, ну то есть когда её вынесут на улицу. Иногда может упустить несколько капель, но это не проблема - мы укладываем её на одноразовые пелёнки.
Если говорить о влиянии болезни на общее состояние здоровья, то пока основные риски это повышенная склонность к циститам.
Но я хотела сказать о проблемах не физиологического, а психологического характера.
Так вот. Лишившись возможности самостоятельно перемещаться, Ника оказалась прикованной к тому месту, куда её положили. Для подвижной и прыгучей, как каучуковый мячик, собаки, привыкшей к активности, это оказалось весьма мучительно. И сказалось на характере в худшую сторону: она стала очень раздражительной, даже сварливой. Ирма начала её побаиваться, обходя по дуге, потому что иногда Ника делала рывки и пыталась схватить проходящую мимо младшую подругу - без внятной причины, её просто раздражала подвижность, которой она сама лишена.
Разумеется, мы уделяем Нике много внимания. Но обнимашки и разговоры - это хорошо, но недостаточно.
Я пыталась с ней играть. Давать команды, выполнение которых ей доступно. Покупала ей игрушки. Но играть без беготни ей не хочется, игрушки вызывали раздражение - она прямо отворачивалась, иногда начинала лаять.
Поначалу она охотно играла с мячиками, но это продлилось недолго. Всё же её раздражала ограниченность движений. На меня выплеснуть своё раздражение она не могла - и направляла его на Ирму
И вот недавно я купила нюхательный коврик. Давно на него смотрела, но боялась, что он тоже вызовет раздражение. Однако - бинго! - это оказалось то, что нужно. Когда она ищет кусочки лакомства в этом коврике, я ей не помогаю, и именно это, кажется, ей нравится: она что-то может делать САМА.
Раньше я не была до конца в этом уверена, сейчас убедилась - для собаки тоже очень важно, чтобы с ней не играли в поддавки
И - о чудо!
Характер Ники снова смягчился, она стала похожа на себя прежнюю.
А я получила наглядное доказательство, что собаки, как и люди, нуждаются в разнообразных нагрузках, даже когда они сильно ограничены в возможностях, и эти нагрузки очень важны как для физического, так и для психического здорвья.