Найти тему
Живу в Коми

Ах, если бы не Семен Андреевич

в моем исследовании о деревне Припечорья осталось бы много белых пятен

Часть 3: Из Православия в старообрядчество


Сегодня продолжаю рассказывать о том, как для моей работы журналиста важна помощь историков. Неоценимую услугу мне оказал в подготовке сложного исследования, посвященного старинной деревне Припечорья Усть-Кожве, учитель истории и краевед села Соколово Семен Андреевич Пастухов.

Так, существенно дополнило мою работу в Национальном архиве Коми краеведческое издание Семена Андреевича "Соколово - земля Припечорская".

Например, я долго не могла объяснить тот факт, почему сегодня
в семьях усть-кожвинцев соединяются две традиции - Православие и старообрядчество? Если, как сообщается в архивах, было даже такое время, когда на весь Усть-Кожвинский приход оставался только один раскольник.

Объяснить это явление мне помогла исследователь, преподаватель фольклорных традиций Русского Севера и этнокультурного наследия Русского Севера института гуманитарных наук Сыктывкарского госуниверситета Татьяна Канева. Дело в том, что родные Татьяны Степановны по линии отца оказались из Усть-Кожвы.

-2

«В преданиях нашей семьи сохранились сведения о том, что моя бабушка – Антонида Ивановна Канева, мама отца – и ее сестры (а у нее было три сестры), будучи уже женщинами преклонного возраста, в деревне Медвежской перекрестились в староверие. Но, возможно, что это была и не Медвежская, а другой населенный пункт, но тоже в Печорском районе. То есть они родились еще до революции. Думаю, были крещены в церкви Усть-Кожвы. Но потом что-то их сподвигло перекреститься, и я помню свою бабушку уже как староверку: у нее была своя посуда, она молилась, мы отдельно стирали ее вещи и мыли ее посуду», – сообщила преподаватель госуниверситета.

-3

А вот объяснение этому переходу усть-кожвинцев из Православия в старообрядчество я нашла уже в краеведческом издании Семена Андреевича. Дело в том, что в Усть-Кожве в 1936 году закрылся православный храм, и люди, лишенные главной части своей жизни – посещения храма Божиего, участия в святых таинствах, устремились на поиски источника духовной жизни… и нашли его у старообрядцев.

По свидетельству Семена Андреевича, в это время на Печоре старообрядческий наставник Егор Мартюшев собирал старообрядцев и в тайне от властей проводил службы в Соколово. Оставался он в селе и в военные годы, так как по своему возрасту не подлежал призыву.

А с 1947 года начинается деятельность уже другого известного старообрядческого наставника Самоила Мамонтова (1905–1979). Он стал укреплять веру среди односельчан и жителей соседних деревень после того, как вернулся из лагеря...

Наталья Прокофьева.

Фото автора