Найти тему
МАЙШОП

Чего вы не знали об авторе «Щелкунчика»? Факты из жизни и лучшие сказки Гофмана

Произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана завораживают и даже пугают до дрожи. В статье поделимся несколькими интересными фактами об одном из самых мистических писателей и вспомним его знаменитые сказочные новеллы.

Интересные факты о биографии и творчестве Гофмана

  1. Гофман вёл двойную жизнь. Вынужденный совмещать работу чиновником с творческой деятельностью, Гофман был двойственным отражением своих героев. Днём он вёл жизнь обыденного человека — настоящего филистера, а ночью становился человеком искусства — рисовал, писал новеллы и сочинял оперы.
  2. Гофман мечтал построить музыкальную карьеру. Он постоянно пытался занять должность капельмейстера в каком-нибудь театре и даже сменил одно из своих имен на «Амадей» — в честь обожаемого им Моцарта. Несмотря на то, что как композитор Гофман не достиг успеха, его идеи о лейтмотивах значительно повлияли на музыкантов и литераторов, в том числе Рихарда Вагнера.
  3. Гофман поздно ворвался в литературу. Первое прозаическое произведение автора — «Кавалер Глюк» — было опубликовано только в 1809 году, когда Гофману было уже 33 года. Все свои шедевры он сочиняет в последующие 10 лет, вплоть до последнего вздоха диктуя жене рассказы.
  4. Гофман написал роман от имени своего кота. На написание «Житейских воззрений кота Мурра» автора вдохновил любимый котёнок, не покидавший Гофмана и постоянно расхаживающий по его письменному столу. Одну из частей романа как раз составляет жизнеописание кота, а вторую — фрагментарная биография композитора Иоганна Крейслера, листы с которой кот Мурр использовал в качестве промокашки для чернил.
  5. Гофман был настоящим новатором. Гофман ввёл в литературу противопоставление филистера — обывателя, не способного понять духовный мир, и музыканта — человека искусства. Он также развивал концепцию двоемирия, соединяя магический и реальный миры в своих сказочных новеллах, и воскресил систему двойничества — у многих героев Гофмана есть двойник в противоположном им мире. Именно эти идеи вдохновили многочисленных последователей Гофмана — Достоевского, Гессе, Булгакова.

Лучшие сказки Гофмана

Строго говоря, Гофман писал не сказки, а сказочные новеллы. В них автор не просто рассказывает волшебную историю или хочет вывести мораль, но исследует психологию человека и современное ему общество, выражает философские и эстетические концепции. Так он следует идеям немецких романтиков — они возрождали жанр сказки, потому что считали её источником национального духа.

Сказки Гофмана отличаются мистической атмосферой. Они способны по-настоящему напугать, но в то же время удивляют силой фантазии. Здесь в бронзовой дверной ручке видится злая ведьма, неприятный адвокат кажется пугающим магом, а деревянная игрушка превращается в храброго принца.

«Щелкунчик и Мышиный король»

Когда происходить чудесам, если не в рождественскую ночь? Как только часы пробьют двенадцать случиться может всё что угодно: куклы оживут, из-под пола покажется жуткий Мышиный король, а неприглядная с виду кукла окажется заколдованным принцем. Это и произошло с Мари. Теперь она должна спасти Щелкунчика и сказочное королевство: ведь только её смелость и доброта могут помочь в этом нелёгком деле.

История о Щелкунчике стала настоящей рождественской классикой. Из года в год мы пересматриваем любимые экранизации — от советской анимации до мультфильма «Барби и Щелкунчик». И каждый декабрь мечтаем попасть на балет П. И. Чайковского, композиции из которого заставляют сердце трепетать.

«Песочный человек»

В детстве Натаниэлю рассказывали страшные истории о Песочном человеке, который забирает глаза у непослушных ребят, не желающих вовремя засыпать. Но однажды герой из сказки появляется на пороге их дома. Господин Коппелиус — почитаемый человек и адвокат, вот только Натаниэль боится его до дрожи. И правда — после встречи с Коппелиусом в жизни героя начинают происходить ужасные вещи, а Песочник, кажется, преследует его по пятам.

Книга «Песочный человек и другие ночные новеллы»
Книга «Песочный человек и другие ночные новеллы»

Песочный человек — фольклорный персонаж. Он мог быть как добрым волшебником, разгоняющим тревоги, так и пугающим магом, насылающим кошмары. Похожего героя мы встречаем в сказке Г. Х. Андерсена «Оле-Лукойе», а истоки его образа можно отыскать ещё в греческой мифологии — в фигуре бога Морфея или в двойственности братьев Гиппноса и Танатоса — персонификации сна и смерти.

Самая известная современная интерпретация гофмановской сказки — серия комиксов Нила Геймана «The Sandman», где главным героем становится повелитель снов Морфей.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Крошка Цахес — сын бедной крестьянки. Он мал и уродлив, глуп в своих поступках и смешон для других. Но скоро в его жизни всё меняется — из жалости к матери Цахеса добрая фея превращает несчастного уродца во всеобщего любимца. Теперь никто не видит его настоящего, а все совершённые им злодеяния окружающие приписывают кому угодно, но только не Цахесу. И лишь нескольким людям удаётся увидеть его истинный облик.

Книга «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
Книга «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

История о крошке Цахесе стала образцом политической сатиры. Сказка о властелинах, грозящихся разрушить всё, до чего они смогут дотянуться, если вовремя не узнать в них нелепых карликов. Написать такую сказку — очень в духе Гофмана, ведь известный писатель порой зарабатывал на создании карикатур на Наполеона.

«Золотой горшок»

Ансельм — обычный дрезденский студент. Он хорош собой, но беден и крайне неудачлив: то опрокинет корзину торговки, то напугает прохожих своими причитаниями. Но вдруг ему несказанно везёт: Ансельм устраивается переписчиком рукописей к таинственному архивариусу Линдгорсту. И тут жизнь студента меняется: с ним происходят удивительные вещи, и скоро он оказывается втянут в противостояние двух миров: обыденного, где у него есть скромная, но любимая должность, простые бюргерские радости и симпатичная невеста, и магического, где его возлюбленная — прекрасная Серпентина, дочь огненного духа.

В новеллах Гофмана реальный и фантастический миры постоянно взаимодействуют друг с другом, и потому часто открытым остаётся вопрос: а действительно ли с героями происходят все те волшебные вещи, о которых рассказывает автор? Возможно, Ансельм просто заснул у того самого куста бузины, а золотые змейки и правда были лишь отражением фейерверков.

Романтическая двойственность — пожалуй, главная черта жизни и творчества Гофмана. Он стал как родоначальником жанра ужасов в литературе, так и автором самой известной рождественской истории. А его герои постоянно находились в пограничном состоянии: между реальным и фантастическим, между рассудком и безумием. Гофмана по праву можно назвать главным фантазёром немецкой литературы XIX века и, по замечанию Германа Гессе, самым занимательным рассказчиком романтизма.

Мы продолжаем серию статей «Великие сказочники». Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие материалы!