Ко дню рождения драматурга и киносценариста Александра Володина, смыслы и атмосфера книг, пьес, стихотворений которого приобретают новую волну интереса и осмысления современными читателя, зрителями. Мы подготовили своего рода творческий портрет для, возможно, первого знакомства с этим автором-проводником человеческих чувств.
Автор известных пьес, по которым ставились спектакли по всей стране и фильмов, о которых зрители помнят долгие годы: «Пять вечеров», "С любимыми не расставайтесь", "Фабричная девчонка", "Дочки матери", "Ящерица", "Моя старшая сестра", "Назначение", "Осенний марафон", "Звонят, откройте дверь" и многие другие.
Однако, есть в биографии драматурга и мало известные факты, например; он писал очень эмоциональную поэзию, а также снял свой единственный и очень атмосферный, психологически тонкий фильм «Происшествие, которого никто не заметил».
Александр Моисеевич Володин (Лифшиц) родился в Минске в 1919 году, 10 февраля, в день смерти Пушкина. Родителей он не помнил. Мать умерла рано. Отец женился на женщине, которая поставила условие: без ребенка. Потому пятилетнего Сашу взяли родственники к себе в Москву. Не отсюда ли возникло пожизненное самоощущение сиротства, вселенской оставленности, печальной неприкаянности?
«Я влачил ничтожное существование прохиндея, — вспоминал Володин. — Мои родственники даже не знали, есть у меня день рождения или нет. В школе я униженно получал помощь на неимущих — покупали ботинки, пальто. Когда ходили смотреть “Чапаева”, за меня скидывались по десять копеек».
Общеизвестные факты биографии Александра Володина отражены во многих источниках, а в этой статье речь пойдёт о 9 малоизвестных фактах жизни и творчества талантливого Человека - Александра Володина.
- Настоящая фамилия Александра Володина – Лифшиц. Литературный псевдоним появился, когда в альманахе «Молодой Ленинград» приняли один из его первых рассказов. Воодушевленный новостью, он пришел в издательство со своим шестилетним сыном Володей. Редактор намекнула на неподходящую фамилию – в разгаре была «борьба с космополитизмом». Писателю предложили стать Володиным – в честь сына, и он согласился.
- Родился Александр Моисеевич Лифшиц в Минске в 1919 году, но с пяти лет жил у дяди-врача в Москве (тот забрал его после смерти матери). По воспоминаниям писателя, в новой семье ему было дискомфортно – он «чувствовал свою неполноправность». Время от времени его выгонял из дома, а деньги на покупку ботинок собирали всем классом. «Это унижение, неуверенность в себе иногда принимали уродливые формы. Я взрывался, чтобы самоутвердиться. Спорил во время урока, который мне не нравился. А то вылезал в окно и спускался по пожарной лестнице».
- После окончания школы Володин поступил в Московский авиационный институт, но бросил его через полгода. Какое-то время работал учителем в подмосковной деревне Вешки – преподавал русский язык и литературу. В 1939 году он поступил на театроведческий факультет ГИТИСа. В Великую Отечественную войну был связистом 440-го гаубичного артиллерийского полка и сапером, участвовал в боях на Западном и Белорусском фронтах. Дважды Володин был ранен – осколком под Ржевом, а в 1944-м – пулей.
- После войны он не вернулся в ГИТИС, а поступил на сценарный факультет ВГИКа. Из-за безработицы писатель переехал в Ленинград в 1949 году, где и прожил всю жизнь (до 2001 года). В конце 1940-х и до середины 1950-х Володин работал редактором на «Леннаучфильме» и «Ленфильме».
- Успех пришел к писателю с публикацией пьесы «Пять вечеров». Она стала второй в его карьере драматурга. В 1959 году ее поставил в Большом драматическом театре Георгий Товстоногов. Тамару тогда играла Зинаида Шарко. По ее воспоминаниям, на читке пьесы Володин все время извинялся: «Там очень бездарно написано, я вот это исправлю». Спустя почти 20 лет одноименный фильм снял Никита Михалков. Ходят слухи, что на предложение режиссера адаптировать пьесу Володин ответил: «Она же старая, Никита, простите, не знаю вашего отчества». Он был чуть ли не единственным человеком в СССР, не знающим, кто отец Михалкова.
- Дебют Володина в кино пришелся на 1962-й. Он стал автором сценария короткометражки «Прошлым летом», а через три года написал сценарий картины «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, получившей «Золотой лев святого Марка» на кинофестивале детских фильмов в Венеции. В 1966-м на советские экраны вышла драма Георгия Натансона «Моя старшая сестра» – киноверсия пьесы писателя. Как и в постановке БДТ, главную роль в картине сыграла Татьяна Доронина.
- В 1970-х он вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» (ее поставили в 1972 году в «Современнике») и «Дульсинея Тобосская». С последней актер Олег Ефремов дебютировал во МХАТе как режиссер, а композитор Геннадий Гладков создал на ее основе одноименный мюзикл. В 1973 году как раз музыкальную адаптацию Игорь Владимиров поставил на сцене Театра им. Ленсовета, главную роль в ней сыграла Алиса Фрейндлих.
- Пожалуй, самый известный (и ленинградский) фильм по сценарию Володина – «Осенний марафон» Георгия Данелии. Володин называл картину «дневником» и признавался, что в ней много автобиографичных пересечений, а Бузыкин – это он. «Многое в моих пьесах идет от личного опыта, по ним странствуют мои чувства. Как и мой герой, я не мог сказать жене, что люблю другую. Что от другой женщины у меня родился сын».
- На стене дома на Большой Пушкарской, 44, в котором жил Володин, установлена мемориальная доска, а памятник драматургу есть пока только в Москве – у входа в «Табакерку» (Московский театр Олега Табакова) он изображен вместе с Виктором Розовым и Александром Вампиловым. Ежегодно в Петербурге проходил фестиваль «Пять вечеров». В этом году его программа особенно насыщенна, но организаторы сообщили, что он станет последним.
Открыл Володина театр. В 1956 году он написал пьесу «Фабричная девчонка», и всем она показалась очень интересной. Ставить ее поначалу не разрешали, клеймили за очернительство, а потом стали – один за другим – все театры страны.
//
- «ФАБРИЧНАЯ ДЕВЧОНКА»
Сценическая версия и постановка - Григорий ЛИФАНОВ / Художник-постановщик - Ирина САЙКОВСКАЯ
Поиск смысла жизни и первая любовь в комнате общежития, где живут наши героини, сегодня не менее захватывающи и интересны, чем в 50-е годы, когда драматург Александр Володин написал пьесу «Фабричная девчонка». Наш спектакль со столь ностальгическим названием призывает людей к бережному отношению друг к другу. В нем много музыки и песен, тех, что пели наши мамы в дни своей юности. Эту пьесу Александр Володин написал в 1956 году. Ее главная героиня по имени Женя - девушка из фабричного общежития, а главная тема - борьба за право на личную жизнь. Советские критики тут же обвинили Володина в очернительстве: как, мол, могла произойти такая история в нашем здоровом обществе?! Но пьеса впечатляла своей достоверностью и правдой жизни. Она была поставлена в лучших столичных театрах и имела огромный зрительский успех. Сегодня мы можем взглянуть на эту историю по-новому - изменилась государственная политика... но изменились ли мы сами?
Текст пьесы >>> "Фабричная девчонка"
* * *
Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю,
но только вы тоже простите меня!
Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю, вас помнить не буду,
но только вы тоже забудьте меня!
Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
но я на другой проживаю. Привет!
* * *
И следующую его пьесу, «Пять вечеров», уже ставили сразу в БДТ, сам Товстоногов. Фурцева, министр культуры, приехала спектакль запрещать: «Итальянский неореализм – не наша дорога!»
- "ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ" Театр "Современник"
Режиссёр Александр Огарёв / В ролях: Сергей Гармаш, Евгения Симонова, Шамиль Хаматов, Дарья Белоусова, Галина Петрова, Александр Кахун. (2013 год)
«Пять вечеров» — это ведь, в сущности, сказка о «Снежной королеве», говорил Володин, — женщина ищет мужчину, как Герда искала своего Кая — шла к колдунье, потом к каким-то эскимосам, потом куда-то еще, пока не нашла его».
- Текст пьесы >>> "Пять вечеров"
1950-е годы. Тамара и Александр встречаются после долгих лет разлуки. Александр не вернулся к ней после войны. Стыдясь признаться, что ничего не достиг в жизни, он снова уходит от нее. Сумеют ли герои вновь найти общий язык и быть искренними друг с другом?
Режиссёр: Никита Михалков /Сценаристы: Александр Адабашьян, Никита Михалков / В ролях: Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Валентина Теличкина и др./ По мотивам пьесы Александра Володина "Пять вечеров"/1978 г.
* * *
- Аудиозапись спектакля "ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ"/ 1959 год.
Спектакль Ленинградского государственного Большого драматического театра им. М. Горького.
Режиссер Георгий Товстоногов. / В ролях: Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Людмила Макарова, Зинаида Шарко
* * *
«Я равнодушию учусь.
То выучу урок, то забываю.
Я равнодушием лечусь,
три раза в день по капле принимаю.
К чему? Во-первых, к суете сует:
и оглянуться не успеешь — съест,
всего дотла, всего по мелочам,
дневная — днем, ночная — по ночам.
К невзгодам мелким, что рядятся в беды,
к ушибам, что до свадьбы заживут,
и к самолюбью, что всегда задето,
и к неустройствам, что всегда гнетут.
К тому, что срок твоих удач проходит,
пора удач настала для других».
* * *
- «С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ»
Спектакль МХТ им. А.П. Чехова по пьесе А. Володина. / Режиссер — Виктор Рыжаков / В спектакле заняты: Марьяна Спивак, Антон Шагин, Ольга Литвинова, Ирина Пегова, Никита Панфилов и др.
* * *
Судьба
Рассеянно меня топтала,
без злости, просто между делом.
Рукой махнула, перестала,
а растоптать и не успела.
Потом слегка посовестилась
и вяло оказала милость:
подкинула с небесной кручи
удачи и благополучья.
А под конец, зевнув устало,
вдруг закруглилась, как сумела,—
несчастьями не доконала,
счастливым сделать не успела.
* * *
- "МОЯ СТАРШАЯ СЕСТРА"
Режиссёр - Лев Стукалов / Художник Марина Еремейчева / В спектакле звучат песни Булата Окуджавы / "Наш театр" / Премьера состоялась в 2004 году.
* * *
* * *
Это, что ли, жизнь кончается?
Пять. Четыре. Три...
Под ногой доска качается —
и конец игры?
Это значит — притомились?
До свиданья всем?
Но со счета где-то сбились.
Десять! Восемь! Семь!
Сроки снова отменяются.
Это мне за что?..
Правилам не подчиняются.
Триста! Двести! Сто!
* * *
- Фильм "Дочки - матери"
Режиссёр Сергей Герасимов / Киностудия Горького / 1974 г. / В главных ролях: Иннокентий Смоктуновский, Тамара Макарова, Сергей Герасимов, Любовь Полехина, Лариса Удовиченко и др.
* * *
Открыться жизни! Распахнуть наружу
окно мое. Я сон души нарушу!
Как долго заперта была в глуши.
Распахнута душа моя, дыши!
Смотри во все глаза, что происходит
в открытом мире! Появился СПИД!
Кто едет, кто дорогу переходит.
Кто в семь проснулся, кто до часу спит!
Какие толпы населяют Землю!
Какие дети на траве растут!
Как наш народ теледебатам внемлет!
Какие компроматы реют тут!
Какие перемены происходят!
То к лучшему, то к худшему они.
Какие громы в поднебесье бродят...
Проснулась ты, душа моя?
Усни.
* * *
- Радиоспектакль «Назначение»
* * *
«Слышно: времечко стекает с кончика его пера», — написал о Володине его друг Булат Окуджава.
* * *
Андрей Миронов - исполнитель главной роли в фильме "Назначение", читает стихотворение Александра Володина «Надо следить за своим лицом...».
* * *
«Происшествие, которого никто не заметил» — чёрно-белый художественный фильм 1967 года, снятый на киностудии «Ленфильм» Александром Володиным по своей же одноименной повести.
* * *
- «Записки нетрезвого человека» | эскиз спектакля
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
- Книги Александра Володина в библиотеках Москвы можно Забронировать на Моs.ru
* * * * * *
И ещё...
Малая часть насыщенной творческой и жизненной биографии Александра Моисеевича Володина поместилась в эту статью. Но, стоит только слегка погрузиться и, многолучевым веером откроется весь спектр многогранности таланта человека, который очень недооценивал свои произведения и заслуги. Так говорят современники писателя. Целая бездна подробностей осталась за кадром... Переходите по ссылкам в тексте, смотрите спектакли, фильмы, радиоспектакли. Для особого погружения в статье имеются ссылки на тексты пьес - сам фундамент творчества любого драматурга - а дальше - только ваши чувства, ваши мысли, ваши смыслы...
Воспримите эту статью как приглашение к знакомству с незабытым Миром Александра Володина.
И, как всегда в финале, самое главное - слово Автору >>>
* * *
Подготовка статьи: Ирина Шатрова
@Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова