Самооценка ребёнка начинает складываться ещё в дошкольном детстве. Не последнюю роль в этом играет семья и условия воспитания.
Ещё в Советское время, в одной московской школе провели исследовательскую работу.
Отобрали две группы младшеклассников. Дети в этих группах изначально отличались самооценкой.
В первую группу вошли ученики, которые оценивали себя правильно. Их самооценка совпадала с их действительными возможностями и успехами.
Во второй группе были дети, которые недооценивали себя.
И чем же они отличались?
Дети с правильной самооценкой отличались бодростью духа, активностью, уверенностью в себе. Они выбирали для решения трудные задачи, верили, что справятся с ними. Они не расстраивались из-за критики, а наоборот активнее начинали действовать. Не сильно их расстраивала и плохая отметка, они верили, что исправят её.
Дети с заниженной самооценкой вели себя иначе.
Они были пассивные, робкие, тревожные, мнительные. Они чувствительнее относились к критике и неудачам и вообще избегали оценивания. Старались быть незамеченными.
Как же на это повлияла семья?
Выяснилась зависимость самооценки от сплочённости семьи.
- Дети с пониженной самооценкой чаще всего воспитывались в неполных, распавшихся семьях. Или в семьях, где родители постоянно ссорились.
- В семьях, где росли дети с нормальной самооценкой, как правило, был здоровый климат и дружелюбные отношения, искренний интерес родителей к жизни ребёнка.
Дело было даже не в количестве времени, которое родители проводят с ребёнком, решающим моментом оказывается искренний интерес родителей к жизни детей. В таких семьях прислушиваются к мнению детей, относятся к ним с уважением. Но и к выполнению норм поведения в таких семьях тоже относятся серьёзно и требовательно.
В семьях, где растут дети с низкой самооценкой -обстановка другая.
При опросе. Родители в таких семьях не смогли дать глубокую характеристику своему ребёнку. Родители появляются в жизни таких детей только тогда, когда дети создают им трудности и нужно как-то вмешаться. Родители даже не могли ответить на вопрос, чем интересуется их ребёнок, с кем дружит? Все ответы звучали примерно так:
-Чем он интересуется? Ему бы учиться поменьше, да мяч гонять побольше.
-Кто его знает, чем он интересуется? Ему бы учёбой побольше интересоваться.
-Друзей много, всех не узнаешь, бегает во дворе со всеми, с кем захочется.
В семьях детей с пониженной самооценкой нет чётких правил и норм, определяющих жизнь семьи и ребёнка. Вроде бы родители дают детям много свободы, но на деле это бесконтрольность и безразличное отношение к ребёнку.
А самооценка, которая складывается в семье, сказывается на тех установках, с которыми ребёнок приходит в школу, на его отношении к критике и неудачам, на взаимоотношении с одноклассниками.