9 февраля свой профессиональный праздник отмечают все причастные к гражданской авиации. Однако для 79-летней Галины Ушаковой из Иркутска это еще и второй день рождения. Почти полвека назад по стечению обстоятельств бортпроводник стала членом экипажа самолета Ту-104А, выполнявшего рейс 3739 по маршруту Иркутск—Новосибирск—Свердловск (Екатеринбург – прим. ред.) — Ленинград. Судно рухнуло на землю при взлете. Погибли 24 человека, в том числе практически весь экипаж. Лишь одной стюардессе удалось обмануть смерть. Женщина уверена – это судьба, ведь в то роковое утро произошла целая череда совпадений, которая спасла ей жизнь.
О вылете узнала за полчаса
- В профессию я пришла в 20 лет, - вспоминает Галина Алексеевна. – В тот момент я работала поваром в кафе. У меня был годовалый сынишка. Муж трудился бортрадистом, его мать тоже работала в аэропорту. Однажды меня заметил начальник учебно-тренировочного отряда, который как раз-таки отвечал за подготовку бортпроводников, он и предложил летать. Я сомневалась, ведь, кто останется с маленьким ребенком? Но свекровь поддержала, мол, справимся. Так, началось обучение, которое длилось 2 месяца. Раз в два года мы, стюардессы, заново проходили подготовку и изучали все — от правил обслуживания пассажиров до устройства самолета.
К моменту авиакатастрофы в 1976 году на счету у Галины Ушаковой было больше 6000 часов налета и 11 лет опыта. О том, что 9 февраля ей придется подняться на борт, женщина узнала за 30 минут до вылета. У одной из стюардесс заболела дочь, потому та заранее предупредила, что останется дома. Но коллега, которая должна была ее подменить, опоздала на рейс.
- Я состояла в резерве и находилась в аэропорту, - продолжает вспоминать собеседница КП-Иркутск. – Поэтому, как только узнала, что нужно лететь, оделась и побежала к команде.
Жизнь спасла оторвавшаяся пуговица
О крушении Ту-104 по сей день известно очень мало. Это связано с тем, что подобные происшествия в советское время в СМИ не освещали. Первые упоминания об авиакатастрофе появились на страницах газет спустя много лет после развала СССР. Большая часть информации – это воспоминания выживших и очевидцев.
- Всего на борт (без учета 10 членов экипажа) сели 104 человека. Пятерым из них не хватило мест. Двоих нам сказали разместить в переднем вестибюле, двоих - в туалете на диванчике. Один из мужчин спешил на похороны. Я так и не узнала, выжил ли он… Также в кабине сидел взрослый сын нашего бортрадиста, он летел на экзамен. Многие потом называли их «зайцами», но ведь билеты у них были. А при пересадке в следующем городе им бы предоставили хорошие места.
В 8:14 по иркутскому времени самолет начал взлет. На улице стояли сумерки и трескучий сибирский мороз. Однако, погода все же была благоприятной. Согласно архивным данным, проблемы у пилотов начались уже во время разбега. Авиалайнер начало разворачивать вправо, но им удалось вернуть ему прежнее направление и оторваться от земли.
- Еще перед набором скорости я начала раздавать конфеты в первом салоне, леденцы, спасает от укачивания. Сегодня так уже и не делают, - продолжает рассказывать Галина Ушакова. – Хотела перейти во второй, большой салон на 70 человек, но моя коллега Ниночка забрала поднос со словами «Давай я». В этот момент я заметила, что на моей блузке отлетела пуговичка и зашла в закуток, где мы раскладывали еду. Нашла катушку, иголку, вдернула белую нитку в ушко, положила на стол, а когда пиджак снимала – смахнула все на пол.
Стюардесса и подумать не могла, что это убережет ее от страшной беды. Наклонившись, она услышала грохот, крики и потеряла сознание от удара. В воздухе Ту-104 пробыл считанные секунды. Из-за крена правое крыло задело грунт. Движущаяся на огромной скорости махина врезалась носовой частью в землю, через несколько метров влетела в бетонные блоки, а затем окончательно рухнула. Фюзеляж разорвало на три части, из которых сильнее всего пострадала средняя.
- Я очнулась среди обломков и почувствовала сильную боль в правой ноге. Оказалось, что ее сильно зажало. Окинув взглядом все вокруг, увидела спасателя и попросила: «Помоги мне, пожалуйста, ногу освободить». Тот сорвался с места и побежал за помощью, а я вновь потеряла сознание. Очнулась я только после того, как меня вытащили, а в себя пришла только в больнице – со сломанными ногами, ребрами, шейными позвонками и разбитой головой. Страшно вспоминать, как я все это перенесла.
Люди падали из салона
Ужасающая картина, развернувшаяся на месте авиакатастрофы, четко отложилась и в памяти Анатолия Засядко - одного из выживших пассажиров. При этом, профессор иркутского политеха попал в число счастливчиков, которые не получили при крушении ни единой травмы.
- На тот момент мне было около 30 лет. Женой и детьми обзавестись не успел - все свое время посвящал научной работе, - вспоминает кандидат технических наук, ныне бывший профессор НИ ИРНИТУ. – Как раз-таки из-за работы в те годы часто приходилось летать в другие города. В тот раз была запланирована командировка в Ленинград. В путь собирались вместе с другом. Вообще этим рейсом мы не должны были лететь – перед нами раскупили все билеты. Но помогла старая знакомая из Центрального агентства воздушных сообщений. К тому же, пилотом самолета оказался мой студент. Он обещал посадить нас на борт даже при отсутствии мест.
В итоге мужчинам достались сидения в 17 ряду – практически в конце салона. Анатолий прекрасно помнит, как авиалайнер практически сразу после взлета «задрал» левое крыло. На счастье мужчины, в момент столкновения с землей он был пристегнут.
- Когда фюзеляж разрушился, наши с другом кресла будто подъехали к разлому, который образовался в обшивке. Силой инерции нас вытолкнуло наружу, ремни сорвало, но мы так и остались сидеть в креслах. Когда мы выбрались из них, самолет был похож на руины: фюзеляж разрушен, одно шасси и крыло оторвало, двигатель дымился. Мы поторопились убежать оттуда, так как боялись взрыва. В этот момент я увидел, что некоторые люди лежали далеко от самого самолета, то есть они выпали из салона во время разгерметизации.
По словам ученого, в течение нескольких минут на место подоспели экстренные службы и автобусы, на которых эвакуировали уцелевших, чтобы передать их врачам скорой помощи.
- Несмотря на то, что я ни на что не жаловался, меня, как и остальных, отправили в больницу, - говорит Анатолий Засядко. – Ехать домой было запрещено. Врачи объясняли, что некоторые травмы могут вскрыться намного позже. Так, еще один профессор политеха, в прошлом фронтовик, отпросился у медиков и вскоре умер в собственном кресле. Скорее всего, пережитое обострило полученные им во время войны ранения. При этом, выглядел и чувствовал он себя нормально.
Похоронили «живьем»
На машине скорой в больницу доставили и Галину Ушакову. Врачи сделали все, чтобы бортпроводник выжила. Однако, в это время муж и родственники ее оплакивали. Им сообщили, что женщина погибла.
- Получилось так, что я дала свое пальто, чтобы укрыть другую стюардессу, - продолжает вспоминать сибирячка. – Ее погрузили также в машину скорой, но по дороге автомобиль попал в аварию. Все, кто был внутри, погибли. Опознали эту стюардессу по моему именному пропуску, который был в кармане того самого пальто. Мне по ошибке даже могилу вырыли! Рядом с другими членами экипажа.
Крушение Ту-104 9 февраля 1976 года унесло 24 жизни, в том числе девять членов экипажа: командир, второй пилот, штурман, штурман-стажёр, бортмеханик, бортрадист, бортпроводник-инструктор, бортпроводница и бортпроводник. Их похоронили на Радищевском кладбище.
- В салоне в качестве пассажира сидел и техник, работавший в нашем аэропорту. Ему нужно было за какими-то деталями в Алма-Ату. Он решил с нами долететь до Новосибирска и там пересесть на другой рейс, но погиб, - говорит Галина Алексеевна.
Жизнь после авиакатастрофы
Спустя три месяца лечения и еще трех лет восстановления женщина смогла вернуться к нормальной жизни. Однако, больше в небо не поднималась и ушла на покой в виду состояния здоровья. Теперь ее главная радость – внуки, а также друзья и коллеги.
Помимо страшной авиакатастрофы бывшая стюардесса пережила смерть мужа и гибель сына, который тоже был летчиком. Однако, его жизнь оборвалась из-за несчастного случая, не связанного с профессией. 17 января 2024 года Галина Ушакова принимала поздравления с очередными именинами, а 9 февраля отмечала день, когда «родилась» во второй раз.
Преподаватель Анатолий Засядко продолжил работу в вузе, а спустя несколько лет женился на школьной подруге. У пары родились сын и дочь. Сегодня мужчина полностью посвящает себя семье. К слову, свое счастливое спасение считает лишь совпадением и называет себя материалистом.
Что же касается друга, который летел вместе с Анатолием тем злополучным рейсом, его жизнь также сложилась наилучшим образом. Спустя несколько лет он стал ректором одного из университетов Читы. Но до наших дней, к сожалению, не дожил нескольких лет. Всего 9 февраля 1976 года выжили 90 человек.
Официальная версия
Что же 48 лет назад стало причиной трагедии в небе над Иркутском? Основная версия, рассматриваемая экспертами, это ошибка при заправке. Топливо было залито несимметрично, что и вызвало крен. Также в Министерстве авиационной промышленности СССР пришли к выводу, что пилоты допустили ряд ошибок и не сумели быстро принять верные решения в экстренной ситуации. Вместе с этим, именно благодаря экипажу раненные пассажиры не погибли при пожаре или взрыве – вовремя были перекрыты пожарные краны и отключена топливная система.
Автор: Анастасия КУРЕНОВА