Как научиться играть в шахматы самостоятельно. Пошаговая инструкция по обучению игре в шахматы для начинающих. Правила, растановка, тактики, кто как ходит.
Становление игры
Шахматы — настольная стратегическая игра для двух игроков. Встречаются варианты соперничества между двумя группами шахматистов. Популярны сеансы одновременной игры.
Первый «прародитель», чутаранга, появилась в VI веке на территории полуострова Индостан. Далее распространились в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В X веке об удивительной игре заговорили в Европе. Классические правила сложились в XV веке.
Факт: До того как шахматы попали в Европу, ферзь считался помощником шаха и перемещался так же. Ситуацию изменила правительница Испании Изабелла Кастильская, которая прославилась самоотверженной защитой собственного мужа Фердинанда Арагонского. В память о заслугах госпожи Луис Рамирес де Лусен, написавший старейший сохранившейся свод правил, внес изменения. В Европе ферзя стали называть королевой, которая навсегда осталась ярой защитницей супруга.
Правила
♟️ Игровое поле (шахматная доска) разделена на 64 клетки, черного и белого цветов. Отдельные клетки можно тоже именовать полями.
♟️ Игровое поле (шахматная доска) разделена на 64 клетки, черного и белого цветов. Отдельные клетки можно тоже именовать полями.
Ряды квадратов называются:
- Горизонталями. Расположены параллельно начальным шеренгам фигур и обозначаются цифрами 1-8
- Вертикалями. Размещены перпендикулярно горизонталям и промаркированы буквами латинского алфавита a-h
♟️ Клетки обозначаются буквенно-цифровой комбинацией. Для игрока, играющего белыми, нижнее левое поле будет а1, противоположный угол — h8.
♟️ Ряды клеток, расположенных наискосок, именуются диагоналями. Диагонали a1-h8 и h1-a8 состоят из максимального числе полей (восьми) и называются большими.
Значение и особенности фигур
Варианты ходов освоить не так сложно. Потребуется меньше часа. Главное вовсе не это. Для победы важна правильная стратегия. В начале у каждого соперника по 16 фигур. Белые и черные расположены друг напротив друга на 1-2 и 7-8 горизонталях соответственно.
Значение:
- Король. Главный охраняемых объект. Перемещается на одну позицию по любому направлению (вверх, вниз, вбок и наискосок). Во взаимодействии с ладьей способен делать маневр «рокировка». Требует постоянной защиты. Угроза врага называется «шах» и требует немедленной реакции. Король отводится в безопасное место или «прикрывается грудью» ближайшего подданного. Также нельзя переходить на позицию, находящуюся «под боем». «Смерть» короля или «мат» означает поражение. Такая ситуация возникает, если отойти некуда, а прикрыться нечем. Возможно положение, когда у игрока не остается ни одного легитимного хода, но королю не объявлен шах. Это называется «пат» и партия объявляется ничьей.
- Ферзь (в большинстве языков — Королева). Ходит в прямом смысле, как хочет. Дальность перемещения по вертикалям, горизонталям и диагоналям не ограничена. При этом «поверх голов» подданных и врагов перемещаться не дозволяют нормы королевских приличий
- Ладьи. В шахматах ладьи напоминают крепостные башни. Отсюда второе название — туры. Ходят на задуманное расстояние по горизонтали или вертикали. При этом через других «прыгать» нельзя
- Слоны. Ходят по свободной диагонали, притом только по тому цвету, который занимают изначально. У каждого игрока есть белопольный и чернопольный слон.
- Кони. Выглядят как одноименные животные. «Скачут» в том числе через других в задуманном направлении буквой «Г» на две клетки по горизонтали или вертикали и на одну по вертикали или горизонтали
- Пешки. Их всего 8. Перемещаются на одну позицию вперед и только по направлению к лагерю соперника В начальном положении могут сделать «длинный» шаг сразу на два поля.
Пешками дорожат меньше других. Ценность пехотинца увеличивается по мере приближения к последней линии. Достигнув цели, как в истории о Золушке, пешка превращается в любую другую фигуру, кроме короля. Наличие действующей фигуры превращению не мешает. На доске теоретически может появиться 9 ферзей или 10 слонов одного цвета.
Если вы хотите научиться играть в шахматы, попробуйте обучаться у профессиональных игроков, спикером на курсе Профессия «Шахматы с нуля до PRO» от онлайн школы Skillbox выступает Международный гроссмейстер по шахматам Евгений Мирошниченко
Понятие хода
Ходом называется перемещение фигур на шахматной доске. Если игрок желает поправить фигуры на поле, то соперник предупреждается об этом. В противном случае действует правило «Взялся — ходи»: при прикосновении игрок обязан ходить первым, до чего дотронулся.
♟️ Ход считается сделанным когда:
- Фигура перемещена на другое поле и убрана рука
- Проведена рокировка и рука игрока опустила ладью
- Шахматист побил фигуру противника и поставил собственную
- Превращается пешка и на поле появилась другая фигура
Совет: Внимательно изучите поле, на которое хотите пойти, убедитесь, что оно не находится под боем неприятельских фигур. Необдуманное решение часто приводит к бессмысленной потере преимущества или даже проигрышу партии. Заведомо жертвовать фигурами и пешками можно ради выгодного для себя обмена.
Стратегия
Равенство как главная ценность человечества тут не работает. Партию начинают только белые. Чтобы поступить по справедливости, часто ставка делается на удачу. В одной руке прячут белую пешку, в другой — черную. Вслепую партнер определяет сторону, за которую начнет игру.
Первыми в игру вступают пешки или кони, которые могут через них перескочить. Далее, по мере освобождения пространства, подключаются остальные фигуры. Игроки делают по одному ходу, поочередно меняя друг друга.
Совет: В начале стоит установить контроль в центре над полями d4, e4, d5 и e5. Расположенные тут деревянные бойцы попадают в наименее скованное положение, что дает преимущество.
Для того чтобы сбить вражескую фигуру, собственная ставится на освободившаяся место. При этом «жертву» убирают с доски. Для нанесения большего урона охотится следует за сильными «персонажами» противоборствующей стороны, при этом теряя слабые. Градация силы такая:
- Ферзь
- Ладья
- Слон
- Конь
- Пешка
Король по фактической шахматной силе находится между конем и пешкой, но ввиду своего монаршего статуса в рейтинге не участвует. Возможны ситуации, когда конь в силу прыгучести оказывается сильнее, чем ферзь или ладья.
Совет: В первый ход пешка может по желанию переместиться на две клетки вперед. Используйте это свойство, если хотите быстрее занять «жизненное пространство» в собственной половине доски. При этом стоит учитывать, что выдвинутая далеко вперед пешка — уязвимая цель для противника.
Результат игры
Шахматная партия может окончиться победой одной из сторон и закончиться вничью. Победа присуждается, если королю объявлен мат или слабейшая сторона сдает партию, не дожидаясь неизбежного мата. На официальных турнирах к проигрышу ведет просрочка времени и исполнение невозможного хода.
Партия считается ничьей в следующих случаях:
- На доске пат (нет ни одного возможного хода, но шах не объявлен)
- Ни у одной из сторон нет достаточных сил для того, чтобы объявить мат
- За предыдущие 50 ходов не было ни одного взятия и ни одного хода пешкой
- Соперники трижды повторили позицию или серию ходов
В последнем случае один из игроков должен потребовать ничью, если этого не сделать, партия продолжается.
Рекомендации
Главная задача — поставить мат. Для решения задачи в начале стоит завладеть преимуществом в начале игры, постепенно прижимая соперника к краю. Такая стратегия лишит оппонента свободы действий.
Для победы нужно:
- После каждого хода соперника анализировать новую расстановку, просчитывать вероятные угрозы, пытаться разгадать замысел
- Стараться задействовать каждую фигуру. «Статистов» быть не должно
- Играть с равнозначными по уровню шахматистами, чтобы сохранять интерес и интригу
- Регулярно прорабатывать нестандартные комбинации. Совершенствоваться можно бесконечно
Переходя в наступление, не стоит забывать об обороне. Атакующие силы прикрываются с фланга или тыла. Стратегию строят так, чтобы каждая потеря заканчивалась для соперника невыгодным обменом.
Когда вражеский король окажется под боем, произнесите «шах». Противник перейдет к защите. Дальше организуйте атаку так, чтобы врагу некуда было отступать или закрыться. Достигнув цели, скажите «мат» и пожмите сопернику руку. Взаимоуважение — главный принцип игры.
На официальных соревнованиях шах и мат вслух не объявляют. Если игрок не заметит угрозу и не защитит короля, ход будет признан невозможным, и за невнимательность засчитают поражение.
Как подготовиться
Как и в других видах спорта, результат в шахматах достигается через многократные тренировки.
Факт: Шахматы — вид спорта, несмотря на интеллектуальную основу. Присваиваются аналогичные разряды и квалификации. Высшее международное звание — гроссмейстер (GM).
♟️ Варианты подготовки:
- Регулярные партии со спарринг-партнерами. Лучше выбирать более сильных соперников и перенимать их опыт, даже проигрывая в первое время
- Участие в любительских, а потом и в открытых профессиональных турнирах
- Состязания с компьютером с поэтапным увеличением уровня сложности
- Занятия по шахматным самоучителям в бумажном и электронном виде
- Решение задач и этюдов
Благоприятно для развития навыков шахматиста изучение точных наук, преимущественно математики.
Выводы
Шахматы — это сочетание спорта, науки, искусства и игры. Каждый человек находит собственные причины снова и снова расставлять фигуры. Для одних это соревнование, азарт, другие наслаждаются эстетикой логической мысли. Несмотря на тысячелетний период существования, шахматы не утрачивают популярности. В виде приложения игра есть в каждом смартфоне. Видимо, так будет и еще через сотни лет.