Вспоминаем игры, которые принесли в популярный поджанр новые идеи и механики
Хидетака Миядзаки, создавая Demon's Souls, вряд ли думал, что становится основателем популярнейшего поджанра экшен-RPG. Концепцией Souls вдохновилось немало разработчиков, выпустивших свои вариации на тему хита FromSoftware. Кто-то открыто копировал игру Миядзаки, в то время как другие старались привнести в soulslike новизну и оригинальность. В этом материале мы расскажем о проектах, которые более или менее успешно отошли от созданного Хидетакой канона.
Серия Nioh
Создатели культовых Ninja Gaiden и Dead or Alive в 2017 году успешно выступили в жанре soulslike. В их Nioh удачно показана эстетика японского средневековья: во всех мелочах и на неплохом графическом уровне. Но самое ценное — богатая и гибкая боевая система. Европейский самурай Уильям разит демонов множеством видов оружия, меняя при этом стойки. Приемов становится все больше по мере прокачки, так что скоро попросту перестает хватать кнопок на геймпаде.
Менять привязку клавиш можно в меню, получая доступ к разным смертоносным движениям. И все эти боевые па отлично анимированы и эффективны в различных ситуациях. Например, экзотическая кусаригама особенно хороша, когда нужно разогнать толпу хилых, но решительных зомби.
Серия Remnant
Попытка скрестить soulslike с шутером предпринималась еще в 2018 году в игре Immortal: Unchained. Но эта смелая идея была успешно реализована только через год в Remnant: From the Ashes.
Разработчики перенесли действие на постапокалиптическую Землю, причиной конца света стало вторжение орды монстров. Впрочем, на пути к источнику зла предстояло посетить еще несколько незабываемых миров.
Remnant взяла из игр Миядзаки общий мрачный настрой, высокую сложность и схему возрождения. А собственный узнаваемый облик серия, в которой уже две полновесные игры, обрела за счет отличной реализации стрельбы. Здесь чувствуется мощь и отдача оружия, у каждого ствола уникальный дизайн, а система попаданий приводит фанатов экшена в чистый восторг — простреливать коленки всяческим людоедам можно бесконечно.
Hollow Knight
Это один из лучших 2D-экшенов вообще и отличный soulslike в частности. А ведь австралийские разработчики собирали средства на Kickstarter, и в теории игра могла бы и не появиться. Хотя интерес пользователей был столь высок, что нужную сумму австралийцы получили за сутки. А сейчас в разработке находится вторая часть, анонсированная четыре года назад.
История в Hollow Knight отходит на второй, если не на третий план. У главного героя-рыцаря даже нет имени. Зато место действия запоминается влет — это королевство насекомых.
На первый взгляд, Hollow Knight принадлежит к soulslike весьма условно, из значимых жанровых маркеров тут лишь система воскрешения. Но после нескольких часов игры появляются привычные для поклонников Souls ощущения: постоянная тревога между островками безопасности, высокая сложность, изобретательный дизайн монстров (их в игре больше 140 видов!) и бескомпромиссные драки с боссами.
Code Vein
Эта вампирская вариация soulslike отличается оригинальным сеттингом: конец света сгубил всех людей, и на развалинах цивилизации обитают вампиры — бессмертные, но потерявшие память. Игра рассказывает о борьбе вампиров-спецназовцев с упырями, обезумевшими от жажды крови. Впрочем, безумие грозит и главному герою.
В Code Vein, в отличие от Dark Souls, много внимания уделено сюжетной линии и деталям истории. Здесь есть, например, интерактивные флэшбеки, показанные со стильными цветовыми фильтрами.
А еще разработчики прекрасно справились с переносом soulslike в стилистику аниме. Картинка Code Vein порадует глаз, даже если вы равнодушны к такой эстетике. Особенно же понравился поклонникам экшен-RPG мир игры: мертвые небоскребы, огромные провалы в асфальте, брошенные авто и иссохшие трупы повсюду. Причем любой из последних может неожиданно вскочить и броситься на героя. Сильные эмоции обеспечены.
Mortal Shell
В 2020 году независимая студия Cold Symmetry смогла удивить играющее сообщество собственным видением жанра, выпустив Mortal Shell. Не было громкой рекламной кампании, не было большого бюджета, зато был талант и опыт работы над Starcraft 2 и Ghost of Tsushima. В итоге игра продалась полумиллионным тиражом за полгода.
Позаимствовав из серии Souls систему сохранений, мрачную стилистику и основы боя с клинками, Mortal Shell внесла в жанр несколько собственных интересных механик.
Так, мы — вновь — управляем нежитью, и для достижения успеха нам нужно обрести тело-оболочку, ту самую Mortal Shell. Оболочек в игре несколько, они обладают разными способностями, и играть в теле ученого — совершенно не то же самое, что в теле убийцы или воина. Смена оболочек похожа на изменение класса, как в недавней Baldur's Gate 3. А вот механика «второго шанса» полностью оригинальна. Смертельный удар не сразу отправляет нас к ближайшей точке сохранения. Героя буквально выбивают из тела, время замедляется, и в слоу-мо протагонист получает несколько секунд, чтобы вернуться в опустевшую «скорлупу» для реванша.
Добавьте сюда неплохой дизайн локаций и монстров, отличную боевку, где чувствуется тяжесть меча и мощь ударов — получите достойный инди-soulslike.
Серия Lords of the Fallen
Две части этой серии вышли без подзаголовков, вторая стала перезапуском, различать их нужно по годам релиза: 2014 и 2023.
Первая игра позаимствовала очень многое в работах Миядзаки, от атмосферы повсеместного разложения до приемов фехтования. Но Lords of the Fallen 2014 была действительно красива, а боевка прибавила в динамике и доступности по сравнению с серией Souls. Это выделило игру на фоне конкурентов. К тому же LotF 2014 была вообще одной из первой soulslike.
Вторая Lords of the Fallen стала еще красивей и добавила неординарную механику Мира мертвых. Борясь с очередным злым божеством, герой перезапуска использует волшебный фонарь для трипов по потустороннему миру. Именно там прячутся самые ценные сокровища, там же находятся и недоступные проходы, обязательные для продвижения по сюжету. Да, подобный геймплей был еще в старинной серии Legacy of Kain, но в суровой soulslike он ощущается свежо.
После поражения в бою протагонист, опять же, попадает в измерение мертвых — уже против своей воли. И только там его могут окончательно пришибить местные монстры. А за возможность самому создавать точки возрождения, пускай и дорогой ценой, разработчикам особый респект.
Критики приняли Lords of the Fallen 2023 благосклоннее первой части (75 баллов на Metacritic вместо 68). Игра удалась, несмотря на долгую и болезненную разработку.
Morbid: The Seven Acolytes
Мир этой пиксельной игры от независимой студии Still Running может по праву считаться самым неуютным — в хорошем смысле слова — среди всех упомянутых в этом материале. Разработчики не скрывали, что черпали вдохновение в творчестве Говарда Лавкрафта, фильмах Дэвида Кроненберга («Муха») и в эстетике стимпанка и готики. Результат получился настолько убедительным, что сейчас компания разрабатывает сиквел.
Изометрический мир Morbid — место, где повсюду дождь, сумрак, разруха, кровавые ошметки, грязь, уныние и безнадежность. Играть придется за последнего охотника на демонов, весь орден которого был уничтожен.
Игра отличается богатым бестиарием. Земли Morbid: The Seven Acolytes населены действительно жуткими тварями, они вызывают настоящее омерзение, хоть и нарисованы в ретро-стилистике, крупными пикселями. Создается впечатление, будто сам Ктулху поиграл с биологическим конструктором, скрепив воедино все эти щупальца, зубастые пасти и ложноножки. Тем приятнее предавать их мечу и огню (в сеттинге Morbid есть огнестрельные агрегаты). Правда, череда неудачных стычек с такими «красавцами» может довести охотника до помешательства, сделав попросту недееспособным. Следите за специальной шкалой и вовремя принимайте соответствующие препараты!
Боевая система с перекатами бережно перенесена из серии Souls в 2D и работает, как швейцарские часы. То есть быстро затягивает.
Ashen
Студия А44 обратилась, как и Миядзаки, к теме противостояния богов и смертных. Из Demon's Souls была позаимствована система сохранения (рунные камни вместо костров), боевая механика с перекатами, бурдюк с аналогом эстуса и хардкорность. В остальном А44 пошла собственным путем, за что ей честь и хвала.
Радует нетривиальный дизайн мира и картинка. Все здесь сработано в нарочито низкополигональном стиле, а к изображению применен фильтр, приглушающий тона, ведь здешние страны переживают эру без света. В итоге перед игроком предстал один из красивейших soulslike. Причудливая флора, фантастические изгибы скал и огромный летающий зверь где-то на горизонте — все это так и просится на скриншоты.
Мир Ashen, в отличие от Souls, полностью открыт и просторен, он скорее напоминает немецкую Gothic. В странствие мы отправляемся с одним из колоритных напарников (управляет им ИИ или другой игрок), а ваше поселение-хаб можно развивать, превращая унылый лагерь с палатками в аккуратный райцентр, куда приятно возвращаться из опасного похода.
Серия The Surge
Первая часть этой soulslike в сеттинге НФ ближнего прицела сразу же обратила на себя внимание: здесь, пожалуй, самый оригинальный старт кампании. Мы управляли инвалидом-колясочником, прибывшим в технологическую корпорацию для обретения утраченных способностей. И пользователю во всех жутких подробностях показывали процесс буквально вкручивания экзоскелета в тело протагониста, после чего мы уже вживались в роль могучего воина версии 2.0. Биться предстояло с полоумными роботами, а отличия от Dark Souls не сводились к футуристическому окружению.
В The Surge мы применяли зрелищную систему расчленения в бою, а отрубленные части вражеских экзоскелетов дозволялось прицепить на свой собственный, если на то хватало мощности. На увеличение этой характеристики шли очки опыта, и к финальным титрам можно было превратиться в брутальную версию Оптимуса Прайма.
Вторая часть подоспела через два года после первой, в 2019-м. Она стала больше, удобнее и чуть красивее. Игра выбралась из промышленных цехов и складов, теперь игрок попадал в изолированный мегаполис, где бедокурили взбесившиеся наночастицы. Количество NPC приблизилось к классическим RPG вроде Dragon Age. Геймплейные нововведения сделали прохождение более драйвовым: для возврата потерянного при поражении опыта отводилось ограниченное время, которое можно было продлить, побеждая врагов. В боевку ввели больше тактики, при парировании нужно указывать направление блока — в случае успеха следует эффектное фаталити. Вертикальными и горизонтальными ударами герой может выцеливать незащищенные точки на противнике. Игры серии The Surge дарят действительно свежий опыт, и это радует после мытарств по фэнтезийным королевствам Dark Souls.
Tails of Iron
Этот успешный (81 балл на Metacritic) инди-soulslike приглашает игроков в мир антропоморфных зверей. Играем мы за принца крысиного царства Реджи и становимся свидетелем опустошительного набега на наши земли армии воинственных жаб.
Нарратив игры построен на мощном контрасте между детской сказкой и темным фэнтези. Перед нами говорящие звери, но после битвы повсюду пожары, трупы и подвешенные к потолку тела побежденных. И это, как ни странно, не вызывает диссонанса.
Визуал Tails of Iron способен покорить даже самого циничного геймера. Все здесь нарисовано вручную, с тщанием и талантом. На экране будто оживает книжка с картинками. Даже главное меню оформлено под книгу в изящном переплете. Погружение наступает мгновенно.
Также Tails of Iron нужно отметить за идеальный перенос боевой системы в 2D. Драки стали чуть легче, выносливость не расходуется, а окна для парирования немного просторнее. Но расслабляться не стоит: одна метко пущенная стрела снимет у Реджи не меньше половины здоровья.
В процессе прохождения нужно восстанавливать свое королевство, и мы видим результат успешных действий в реальном времени, что особенно приятно. После череды побед на улицах появятся пожарные, тушащие огонь. Затем — деловитые строители со свежими досками. На площадь выйдет менестрель со скрипкой. Застучит молотом кузнец и так далее. Зрелище того, как оживает родное королевство, действительно вдохновляет на новые свершения.
А в этом время Миядзаки…
Крестный отец жанра, Хидетака Миядзаки, не стал бесконечно продолжать серию Souls. Он экспериментирует с формулой успеха и делает это блестяще.
При разработке Bloodborne дизайнер обратился к викторианской готике, сменившей условное средневековье из Demon's Souls и Dark Souls. Боевая система стала быстрее и агрессивнее — исчезли щиты, а успешные контратаки восстанавливают бесценное здоровье. Появились мушкеты и прочие стволы. А еще Миядзаки умело вплел в игру элементы ядреного хоррора. Порой Bloodborne становится настоящим ночным кошмаром, и этому даже есть сценарное объяснение.
В самурайской Sekiro: Shadows Die Twice появилась грамотная система стелс-атак и немыслимая прежде механика быстрого перемещения по вертикали при помощи крюка-кошки. А недавняя Elden Ring перенесла формулу Souls в просторный, красивый и наполненный контентом открытый мир.
Очевидно, что лучше всех новые вариации на тему Souls делает тот, благодаря кому жанр появился на свет. И не нужно ходить к гадалке, чтобы знать: Хидетака Миядзаки еще удивит поклонников хардкора и мрачной красоты.