Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Суровое Карское море: газ у Новатэка есть, газовозов нет, но все будет хорошо

Вопреки заверениям руководства Новатэка о том, что все идет по плану, и первая отгрузка будет точно в начале года, реальность выглядит иначе. Японские акционеры «Арктик СПГ 2» уже рассказали о невозможности предоставить ледовые танкеры, а новая дата запуска сдвинулась на май.

    Вопреки заверениям руководства Новатэка о том, что все идет по плану, и первая отгрузка будет точно в начале года, реальность выглядит иначе. Японские акционеры «Арктик СПГ 2» уже рассказали о невозможности предоставить ледовые танкеры, а новая дата запуска сдвинулась на май.
Вопреки заверениям руководства Новатэка о том, что все идет по плану, и первая отгрузка будет точно в начале года, реальность выглядит иначе. Японские акционеры «Арктик СПГ 2» уже рассказали о невозможности предоставить ледовые танкеры, а новая дата запуска сдвинулась на май.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Договор не дороже денег. Что случилось с японскими акционерами «Арктик-2»

Японским акционерам новатэковского проекта СПГ «Арктик СПГ -2» сейчас не позавидуешь. После попадания проекта в американский список SDN Mitsui уже отозвала всех своих сотрудников и объявила форс-мажор. Но на этом неприятности у японцев не закончились. Теперь стало известно, что транспортная дочка Mitsui не сможет поставить три газовоза ледового класса, как предусматривает контракт. Ситуация с отгрузкой СПГ стремительно ухудшается — своих танкеров у «Арктик СПГ-2» нет. Блокирующие санкции США серьезно усложняют реализацию всего проекта, причем, пока с точки зрения вывоза готовой продукции с завода, говорит Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению института энергетики и финансов:

— У нас, как правило, есть два направления поставок российского СПГ с заводов компании НОВАТЭК — это Европа и Азия. Если мы говорим про проблему, связанную с танкерами ледового класса, то для «Арктик СПГ 2» эта проблема хуже, чем для проекта «Ямал СПГ», потому что Карское море — море, которое замерзает, в отличие от Баренцева моря, и сезон навигации без использования танкеров повышенного ледового класса невелик — 4 — 5 месяцев в году, всё остальное время надо использовать ледокольный танкерный флот.

По условиям контракта, инвесторы должны продать заводу заказанные для него корабли, если они не смогут зафрахтовать их сами для вывоза продукции «Арктик СПГ-2». Однако компания может попасть под американские санкции, поэтому и этот вариант прямой продажи вряд ли возможен, иначе зачем японцам объявлять форс-мажор.

Остается третий путь. Сергей Суверов, доцент финансового Университета, инвестиционный стратег УК «Агрикапитал», достаточно пессимистично расценивает шансы Новатэка на быстрое решение проблемы:

— Где ещё можно купить танкеры? — «НИ».

— Можно купить в Южной Корее, но там тоже есть определённая проблема. Производители танкеров опасаются вторичных санкций. Теоретически можно попробовать реализовать схемы параллельного импорта.

Строительство ледовых танкеров в Южной Корее под большим вопросом. Фото: Hyundai Heavy Industries
Строительство ледовых танкеров в Южной Корее под большим вопросом. Фото: Hyundai Heavy Industries

Покупать или производить?

Александр Фролов, заместитель генерального директора института национальной энергетики, относится, скорее, к оптимистам, и в его словах есть свой резон. Эксперт справедливо замечает, что проектов, которые реализуются в условиях Крайнего Севера, в мире очень немного, и большинство из них расположены в России. Спрос такие специальные суда достаточно ограничен, поэтому вероятнее всего, что те же самые газовозы все-таки попадут в Россию, но другим путем — через параллельный импорт:

— Я бы ожидал, что эти танкеры просто будут проданы неким третьим лицам, а третьи лица, неожиданным образом, возможно, тоже решат их продать. И вот компания, которая купила, а потом продала поймёт, что жить дальше на этом свете ей смысла нет, будет расформирована. А добрый владелец скажет: «Да? Танкеры оттуда? Вообще ни разу не знал! А что делать? Будем возить российский газочек».

Если бы эти танкеры можно было бы использовать на каких-то других проектах или продать для каких-то других проектов, то решили бы продать и таким образом решили для себя вопрос. Но так как это танкеры, которые можно использовать фактически на двух-трёх проектах, то скорее всего, эти танкеры будут проданы и дальше будут эксплуатироваться для нужд «Арктик СПГ 2».

Такое простое решение танкерного вопроса представляется менее вероятным, ибо зачем тогда японцам обсуждать его сразу с двумя правительствами — своим и американским. Кроме того, власти США всерьез развернули танкерную войну против России и методично вводят рестрикции против всех, кто противится признавать санкции или делать вид, что они их не касаются.

Если японские и южнокорейские верфи не будут сотрудничать с Россией по этому проекту, есть только один вариант, который может рассмотреть Новатэк — единственная российская судостроительная верфь «Звезда» на Дальнем Востоке.

«Звезда» может выпустить 1-2 ледовых танкера в год. Фото: ССК «Звезда»
«Звезда» может выпустить 1-2 ледовых танкера в год. Фото: ССК «Звезда»

Когда и сколько танкеров может произвести «Звезда»

Для того, чтобы «Арктик СПГ-2» мог надежно и эффективно отгружать продукцию, ему нужен, как минимум, десяток судов ледового класса, говорит Алексей Громов. Промелькнула информация о том, что у самого Новатэка могут быть два арктических газовоза, которые начнут возить СПГ из Арктики, но подтвердить или опровергнуть ее эксперты не могут. В России есть одна-единственная верфь, которая уже выпустила 7 танкеров класса Acr6 и Acr7 — это «Звезда» под управлением «Роснефти».

— Могу только дать общие оценки. Строительство судна такого класса занимает от двух до трёх лет. Мощности «Звезды» (это судоверфь была построена и расширена усилиями компании «Роснефть») мы должны понимать, что мощности не безграничны. С учетом того, что там производятся не только газовозы ледового класса, но и танкеры, и другой флот, мы можем рассчитывать на производство одного, максимум двух судов такого класса в год, и то с учётом загрузки судоверфи, — говорит Алексей Громов.

У «Звезды», помимо ограниченных мощностей, есть и другие проблемы, особенно, по части строительства газовозов, напоминает Александр Фролов. Комплектующие для таких судов в России не производятся. При закладке новых танкеров придется решать вопрос их закупки, и тут для поставщиков опять «светят» вторичные санкции. Наладить производство в России потребует еще больше времени. Для наглядности можно вспомнить, как строилась сама верфть «Звезда». Решение о ее строительстве было принято в 2009 году, на начали строить 7 лет спустя. Конечно, можно сказать, что время сейчас военное, и решения принимаются быстро. Но от желания построить завод до получения первой продукции пройдет год-другой. И куда и как «Арктик СПГ-2» будет поставлять СПГ?

Нет танкеров — нет продаж — нет дохода. Фото: «Арктик СПГ-2»
Нет танкеров — нет продаж — нет дохода. Фото: «Арктик СПГ-2»

Нет танкеров — нет СПГ

Завод еще не начал работать, а уже можно начать подсчитывать убытки и неполученную прибыль. Сергей Суверов полагает, что рассчитывать можно на собственные газовозы. Для этого нужно будет расширять мощности судостроительных заводов. Это сдвинет запуск «Арктик СПГ-2» на год или два:

— Вопрос не только с танкерами ледового класса, но и со спросом. Возможно, будут санкции на покупателей СПГ. Это одна из проблем проекта. Будет сдвиг реализации второй очереди.

Поскольку другие участники проекта «Арктик-2» объявили по нему форс-мажор, они не будут отгружать продукцию завода. Если бы все шло по плану, Новатэк увеличил бы производство СПГ в этом году на 6 миллионов тонн за счет первой очереди проекта. Сегодня уже понятно, что он их вряд ли получит. Соответственно, весь российский экспорт не вырастет на 20%, как планировалось.

— С учётом тех проблем, которые есть, я думаю, что возможность поставок с «Арктик СПГ 2» хотя бы одного млн тонн уже будет успехом в течение года, а планировалось 6 млн. тонн. Увеличение общего объёма точно будет, но небольшое. Я дал сильно пессимистический прогноз — 1 млн тонн, по оценкам экспертов, рост составит 2 млн тонн. На это можно рассчитывать по итогам 2024 года. В дальнейшем всё будет зависеть от решения вопроса с газовозами ледового класса.
Проблем у владельцев «Арктик СПГ-2» становится не меньше. Фото: ТАСС
Проблем у владельцев «Арктик СПГ-2» становится не меньше. Фото: ТАСС

Неприятность для владельцев или выпадение из конкуренции

«Арктик СПГ-2» — не первый и не последний проект СПГ, который не будет запущен в срок, напоминает Александр Фролов:

— Я спокоен насчёт этого проекта. Давайте возьмём проект за пределами РФ. Один из крупнейших заводов в США. Там произошёл взрыв в июне 2022 года. Завод смог полноценно заработать только в марте 2023 года. Потом ещё какие-то проблемы возникли. И что? Остановили, потом вновь запустили. Всё работает. Бывают задержки, аварии, иного рода неприятности.

По мнению эксперта, «владельцы выкрутятся», хотя и потеряют деньги. Для бюджета упущенные поступления не так велики, поскольку правительство предоставило «Арктик-2» значительные налоговые вычеты и послабления.

Мировой рынок, который ждал 6 миллионов тонн СПГ, недополучит поставки и купит газ у других поставщиков. На 2025-26 годы намечается пик поставок сжиженного газа в мире, поэтому выпадение отразится на ценах только в краткосрочной перспективе.

В целом, Россия не сможет увеличить свои поставки — других проектов, кроме «Ямал СПГ» и «Сахалин», у нас нет, а значит, и брать дополнительные объемы сжиженного газа, который не попал под санкции, неоткуда. В 2023 году роста поставок СПГ, по сравнению с 2022 годом, не было. Если «Арктик-2» не заработает, как планировали, то и в 2024 году прирост если и будет, то весьма незначительный.

«НИ» обратились в ПАО «Новатэк» за комментарием. Ждем ответа.

Вопрос дня: поможет ли президент США Байден российским производителям СПГ?

Читайте также:

Финляндия планирует полностью отказаться от российского СПГ

«Наша цель — убить этот проект!» США затормозили российский «Арктик СПГ-2»

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-02-09/surovoe-karskoe-more-gaz-u-novateka-est-gazovozov-net-no-vse-budet-horosho-427022