379 подписчиков

Художница Анастасия Николаева о работе над иллюстрациями к историческому фэнтези «Аул»

Для Насти «Аул» оказался первым большим книжным проектом. А сейчас она работает над иллюстрациями к мистической повести «Лихоманка, 12» Людмилы Потапчук, которая выйдет в серии «Сюжетный код».

Я загорелась желанием стать иллюстратором, еще когда училась на филологическом факультете. Но мой уровень тогда казался мне недостаточным. На последнем курсе я начала готовиться к поступлению в Харьковскую академию дизайна и искусств. Там я проучилась два курса на факультете графического дизайна, а закончила обучение уже в Краснодаре. В качестве выпускной работы я проиллюстрировала сборник стихотворных греческих сказок. Он стал моим первым книжным проектом до «Аула».

Для Насти «Аул» оказался первым большим книжным проектом. А сейчас она работает над иллюстрациями к мистической повести «Лихоманка, 12» Людмилы Потапчук, которая выйдет в серии «Сюжетный код».

После выпуска я работала в разных местах и рисовала только для себя, потому что все еще чувствовала, что мне не хватает навыков. А потом пошла на курсы Эи Мордяковой по созданию книжки-картинки и онлайн-курсы разных преподавателей в «Простой школе», чтобы развить насмотренность. Это позволило мне набраться уверенности в своих силах, собрать портфолио и подать его на 8-ой фестиваль книжной иллюстрации «Морс». Это было мое первое участие в выставке и первый смотр. Там я познакомилась с «Волчком», и мне предложили проиллюстрировать «Аул». Я не могла поверить в это очень долго, даже после первых эскизов и подтверждения, что меня берут иллюстратором. Это казалось чем-то невероятным…

Тогда я работала на пятидневке, поэтому рисовать приходилось в любое свободное время — во время обеденных перерывов, на выходных, после работы, если оставались силы. Но сама история была безумно интересной и вдохновляла меня.

В тексте множество башкирских исторических реалий, так что пришлось хорошенько покопаться в книгах о культуре этого народа, их укладе жизни, прикладном искусстве. Чтобы нащупать персонажей, я рассматривала фотографии, старые и современные — пыталась понять особенности башкирских лиц. Образы девушек пришли быстро благодаря яркому описанию их характеров. Я попробовала передать через одежду и жесты особенности героинь — то, чем они занимаются, что им интересно.

Для Насти «Аул» оказался первым большим книжным проектом. А сейчас она работает над иллюстрациями к мистической повести «Лихоманка, 12» Людмилы Потапчук, которая выйдет в серии «Сюжетный код».-2

В изображении девушек есть важная деталь: у некоторых из них головы не покрыты, хотя, согласно историческому контексту, должны быть. С головными уборами все оказалось непросто, потому что они менялись в зависимости от статуса женщины. Вначале я ошиблась и нарядила всех в кашпау — убор замужних женщин. Позже пришлось их «снять» и придумать, что делать дальше. Дочку старшины Алтынай, «правильную» и скромную девушку, я в итоге нарисовала в платке, а дочка муллы Зайнаб, мечтающая о знаниях и свободе, осталась с непокрытой головой. Шаура, дочь охотника, и Хадия, дочь пастуха, тоже ходят с непокрытыми косами — потому что они как бы вне аула, чужие для него.

Головной убор — не единственная «говорящая» деталь облика героинь. Так, у Шауры более квадратное лицо, чем у остальных девушек, что отражает ее жесткий сильный характер. У Хадии непропорционально большие глаза, ведь ее мать происходила из рода шурале.

Отдельной проблемой стала одежда. Думаю, не все в ней вышло исторически достоверным. Но мы решили, раз книга относится к жанру фэнтези, пусть и в историческом сеттинге, можно допустить чуточку вольности.

Для Насти «Аул» оказался первым большим книжным проектом. А сейчас она работает над иллюстрациями к мистической повести «Лихоманка, 12» Людмилы Потапчук, которая выйдет в серии «Сюжетный код».-3

Мне очень понравились женские башкирские украшения, и кое-где в иллюстрациях я их рисовала, в том числе с исторических фотографий. Но у каждого региона они оказались свои, и смешивать их было нельзя, поскольку события текста происходили в одном месте. Мне пришлось выбирать.

Сашка, как и девочки, нарисовался сразу. Светловолосый, слегка веснушчатый, немного нелепый и растерянный. Но все-таки самыми интересными персонажами для рисования стали не главные герои, а создания из башкирского фольклора. Я вообще очень люблю рисовать нелюдь. Здесь можно оторваться по полной — делать странные лица и фигуры, страшные глаза и руки… красота! С описаниями нечисти мне помогла автор, прислав выдержки из словаря башкирской мифологии. Единственными, у кого уже сложился общепринятый облик, оказались шурале (лесной люд), поэтому тут референсы я нашла легко. Внешность остальных лесных персонажей — мои выдумки на основе описания из словаря. Любимые из них, конечно, артаки, духи болезней и маленькая четырехглазая бесовка.

Для Насти «Аул» оказался первым большим книжным проектом. А сейчас она работает над иллюстрациями к мистической повести «Лихоманка, 12» Людмилы Потапчук, которая выйдет в серии «Сюжетный код».-4

Я решила делать иллюстрации в технике, в которой работала на тот момент: карандаш с трафаретами и штемпельной краской. Редакторы и автор помогали, указывали на неточности и поддерживали советами. Работать с ними было в удовольствие.