Найти тему

Лонгрид : «Двойники Раскольникова в романе »

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев.
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев.

По мнению литераторов, в романе "Преступление и наказание" есть три главных двойника Родиона Раскольникова :

Культуролог М. М. Бахтин говорит : "... у Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников.

Свидригайлов Аркадий Иванович

Свидригайлов подозревается в совершении нескольких страшных преступлений. В этом смысле его можно считать двойником Раскольникова. Также Свидригайлов имеет свою теорию, по которой человеку якобы можно совершить злодейство ради "хорошей главной цели". Этим он тоже похож на Раскольникова, у которого есть своя теория, оправдывающая преступления.
Свидригайлов подозревается в совершении нескольких страшных преступлений. В этом смысле его можно считать двойником Раскольникова. Также Свидригайлов имеет свою теорию, по которой человеку якобы можно совершить злодейство ради "хорошей главной цели". Этим он тоже похож на Раскольникова, у которого есть своя теория, оправдывающая преступления.

Лужин Пётр Петрович 

Он,как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана. Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, "право имеющих".
Он,как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана. Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, "право имеющих".

Андрей Семенович Лебезятников

По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и "лебезит" перед разными модными идеями, как например, социализм, коммуна, гражданский брак и т.д. В этом он похож на Раскольникова, который тоже одержим своей теорией. Оба героя совершают аморальные поступки, руководствуясь своими теориями. Так, Раскольников совершает yбийcтво, а Лебезятников избивает и без того больную Катерину Ивановну.
По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и "лебезит" перед разными модными идеями, как например, социализм, коммуна, гражданский брак и т.д. В этом он похож на Раскольникова, который тоже одержим своей теорией. Оба героя совершают аморальные поступки, руководствуясь своими теориями. Так, Раскольников совершает yбийcтво, а Лебезятников избивает и без того больную Катерину Ивановну.

Отдельные черты характера Раскольникова отображаются в женских образах романа. Писатель, описывая Авдотью Раскольникову, указывает на ее внешнее сходство с главным героем и обращает внимание на их родственные души. Дуня умна, независима и горда, как и ее брат. Но эти черты, в отличие от него, помогают ей выбрать правильный путь, разбираться в людях, не совершать роковых ошибок.

Авдотья Раскольникова
Авдотья Раскольникова

Соня Мармеладова
Соня Мармеладова

Соня Мармеладова - самый важный человек в жизни.

Раскольникова. Верующая в Бога, чуткая, добрая она отличается от Родиона. Но в них есть и общее: они оба совершили преступление, нарушили закон и стали отверженными. Но Соня считает себя грешницей, жаждет через страдание искупить вину.

Раскольников же уверен в собственной правоте. С помощью образа Сони писатель доносит до читателя основную мысль романа и окончательно развенчивает бесчеловечную теорию главного героя.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.