Найти тему

Всеволод Мейерхольд - 150

«Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра»

(с) С. Эйзенштейн

150 лет назад родился человек, который внес громаднейший вклад в развитие театрального искусства - Карл Казимир Теодор Мейерхольд, взявший при крещении имя Всеволод.

Кстати, «Всеволод» - в честь его любимого писателя, Всеволода Гаршина.

Всеволод Мейерхольд - один из первых авангардных режиссеров, который экспериментировал с пространством, декорациями и актерской техникой.

-2

Окончив Пензенскую гимназию, в 1895 году он поступил на юридический факультет МГУ. Однако вскоре он оставил юриспруденцию и пришел на 2 курс в класс Владимира Немировича-Данченко в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества.

В 1898 году создавался Художественно-общедоступный театр — будущий Московский художественный театр. Выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступили в его труппу. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. Среди них — роль Треплева из «Чайки», Тузенбаха из «Трех сестер», Иоанна из «Смерти Иоанна Грозного».

Молодой Мейерхольд читает "Чайку" А. Чехова
Молодой Мейерхольд читает "Чайку" А. Чехова

В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр - ему хотелось начать реализовывать собственную творческую программу.

Через 3 года режиссер К. Станиславский задумал открыть Театр-студию в Москве, и Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером:

«Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!!»

Станиславский предложил Мейерхольду подготовить несколько постановок, однако после генеральных репетиций спектакли не выпустили, и экспериментальную студию закрыли. Позже Станиславский написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»:

«Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».

Мейерхольд вернулся в Херсон, и спустя год Вера Комиссаржевская пригласила его в качестве главного режиссера в свой драматический театр в Петербурге. Ей хотелось создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего».

Именно после поставленного там модернистского «Балаганчика» к Мейерхольду пришло призвание. В спектакле рушилась четвертая стена, а суфлер влезал в сюжет. Позже «Балаганчик» назвали первой постановкой российского «театра условностей».

С 1907 года Мейерхольд стал главным режиссером Императорских театров - Александринского и Мариинского.

Вслед за революцией 1917 года, великий режиссер совершил революцию театральную - он создал систему упражнений «биомеханики» - от внешнего к внутреннему.

Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд
Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд

Драматический театр, созданный им в 1920 году, просуществовал всего 18 лет. В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве.

Авангардный театр назвали «чуждым для советского зрителя» и закрыли в 1938 году.

Некоторое время режиссер работал в Оперном театре Константина Станиславского, а в 1939 году его арестовали. Спустя несколько дней после этого была убита Зинаида Райх. Несколько месяцев Мейерхольд провел в Лубянской тюрьме, где его допрашивали и пытали. В феврале 1940 года он был расстрелян — по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1955 году Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали.

-5
«Мейерхольду нельзя подражать, нельзя усвоить внешних приемов его постановок. Можно пытаться усвоить дух Мейерхольда, у него можно учиться «видеть» по-новому, по-своему, ту глубину содержания, которую не видят другие, и тогда новая форма возникнет сама, без усилий рассудка, без «выдумки».

(с) Михаил Чехов