Найти в Дзене
Читаем с детьми

Экскурсия в мир живописи или история взросления?

Такой вопрос я задавала себе , читая первые страницы книги Светланы Потаповой "Девочка в клетчатом платке". К живописи я отношусь на "Вы", так как рисовать не умею и знаю о ней не больше, чем обычный школьник. В начале книги читатель, вместе с главным героем рассматривает картины в Русском музее. Лично я полностью представила себя на экскурсии, много интересного рассказывает Дима об известных картинах, например, "Бурлаки на Волге", "Последние дни Помпеи". Какая грамотная речь и хорошая память для 12-летнего подростка, - думаю про себя я, но потом узнаю, что он бывает там каждую неделю! Все вопросы наподобие "Слишком взрослый для своего возраста", "Таких подростков сейчас не встретишь" лично у меня отпали сразу. Дима не просто учится в художественной школе, не просто рисует, он живёт живописью. Для него каждая картина словно живая, он знает историю её создания, её персонажей, для него художник - это не просто автор своего творения. Наверное , многие талантливые художники были таким

Такой вопрос я задавала себе , читая первые страницы книги Светланы Потаповой "Девочка в клетчатом платке". К живописи я отношусь на "Вы", так как рисовать не умею и знаю о ней не больше, чем обычный школьник. В начале книги читатель, вместе с главным героем рассматривает картины в Русском музее. Лично я полностью представила себя на экскурсии, много интересного рассказывает Дима об известных картинах, например, "Бурлаки на Волге", "Последние дни Помпеи". Какая грамотная речь и хорошая память для 12-летнего подростка, - думаю про себя я, но потом узнаю, что он бывает там каждую неделю!

Все вопросы наподобие "Слишком взрослый для своего возраста", "Таких подростков сейчас не встретишь" лично у меня отпали сразу. Дима не просто учится в художественной школе, не просто рисует, он живёт живописью. Для него каждая картина словно живая, он знает историю её создания, её персонажей, для него художник - это не просто автор своего творения. Наверное , многие талантливые художники были такими в детстве. Себя он считает обычным подростком, не таким умным, как кажется. Многое , что он рассказывает, он считывает с телефона, с учебой у него не всё гладко, и со стороны мамы ему хотелось бы избавиться от ее "заботливого" "надень шапку", "вымой руки"... Словом, обычный среднестатистический подросток, если бы не богатый душевный мир, которым не каждый его ровесник может похвастаться.

Аннотация к повести
Аннотация к повести

В этой повести много тайн, особенно, у взрослых. Загадки прошлого настолько связаны с настоящим, что дети непременно хотят их разгадать и восстановить справедливость, склеить разбитое, восстановить разрушенное. Удастся ли? Приоткрывая дверь ребенку в свой внутренний мир, взрослый сам оказывается беспомощным ребенком: обиды прошлого никуда не делись. Взрослому сложнее простить... Как сложно разобраться в жизни взрослых! Но и в своей детской разобраться непросто.

Даже написать сочинение по картине оказывается невозможным. А тут ещё внезапно накрыла волна первой любви. И такая, что не сразу справляешься с ней. Почему люди предают друг друга? Можно ли остановить бумеранг предательства? И разве всё на свете можно купить? Некоторым взрослым удается устроить свою жизнь за счёт других. Но разве то, что они приобретают, можно назвать счастьем? Вопросов много, но всё-таки пока не понятна мысль автора.

Все причины человеческого противостояния известны со времён сотворения мира: та же зависть, то же самолюбие, те же гордость, тщеславие, ничего нового не придумано. Появляются только новые жертвы этих страстей. Порой персонажи повести кажутся полярными, будто их разделяет пропасть: одни слишком хорошие, другие слишком плохие. И, вот, к середине повести они сталкиваются друг с другом на школьных дебатах, тема которых "Успешность и мораль". Вот она, главная тема повествования! Все становится на свои места. Далее сюжет развивается живее, и думаешь: кто победит в этой запутанной истории? Можно ли ради успешности пожертвовать моралью?

Каждая сторона спора приводит доказательства своей правоты, что не понятно и юному читателю: чью сторону занять? Каждый будто по-своему прав. Но есть единый непреклонный справедливый судья для каждого человека - это его СОВЕСТЬ. Она и должна быть его жизненным ориентиром , тем компасом, который поможет сделать правильный выбор.

Отмечу ещё любовь автора к своим персонажам-детям. Они здесь разные, многие ведомые честолюбивыми и не чистыми на руку взрослыми. Но душа ребенка ещё чиста и податлива влиянию любви и добра. Вдруг вчерашний враг- хулиган становится другом, а правда оказывается сильнее лжи. И настоящий друг реальней придуманного воображением. Он совсем близко.

В итоге получилась хорошая книга! Экскурсия в мир живописи познакомила не только с ожившими картинами, но и богатым внутренним миром художника. Не менее интересен путь взросления юных героев книги. Есть над чем задуматься. Затронуты темы отношений с одноклассниками, учителями, родителями, тема первенства и первой любви.

Книга - лауреат Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
Рекомендую для чтения с 12 лет.