В 2024 году Чуньцзе, Новый год по-китайски, наступит в субботу, 10 февраля, и продлится до 24 февраля. Жители Поднебесной традиционно отмечают его две недели, ведь это самый почитаемый и любимый праздник в стране. Его символ – красный дракон, которого китайцы обязательно встречают в красном.
«Красный в Поднебесной выбрали не случайно. Согласно легенде, до появления Чуньцзе мифическое чудовище Нянь каждый год приходило в китайские города и поселения, чтобы нападать на людей и воровать еду. Однажды выяснилось, что чудище боится красного цвета и громких звуков. Тогда местные жители и решили отмечать Новый год шумными гуляниями и надевать одежду красного цвета», – рассказывает о традициях Чуньцзе историк Вячеслав Теремецкий.
Тульские музейщики накануне главного китайского праздника тоже разыскали в своих архивах экспонаты, связанные с главным символом не только наступающего Нового года, но и всей Поднебесной. В Тульском музее самоваров сегодня экспонируется сразу три предмета, напоминающих посетителям о Востоке. Это два самовара, приемников китайского хо-го, опоясанные драконами и керосиновая лампа.
«Вообще дракон он, конечно, не сильно характерен для восточных славян, это всё-таки, как правило, такая дань моде. Драконы появляются на рубеже 19-го 20-го века, в общем то в архитектуре их тогда стало достаточно много и в самоварах в том числе», – рассказывает Александр Кудрявцев, экскурсовод музея «Тульские самовары».
Хранители Тульского краеведческого музея в свих закромах обнаружили сразу несколько экспонатов с главным символом наступающего года: две вазы с изображением драконов. Они попали сюда в 50-х годах из Епифанского музея. Им явно более 100 лет, но точной даты, как и страны их производства, сегодня музейщики назвать не могут. А вот ещё один интересный сосуд – подставка под керосиновую лампу.
«Это керамическая подставка под керосиновую лампу. Эта ваз очень интересна тем, что здесь считается и латунь и такая роспись красивая. Но это не полная ваза – у неё отсутствует горелка, отсутствует абажур, но даже вот в таком виде она представляет, безусловно, огромный интерес художественный интерес. И если посмотреть её поближе, там так красиво завуалирован дракон, что при описании его даже заметили. Написали, что ваза украшена в восточном стиле и гирляндой белых цветов, а на самом деле – это чешуя дракона. Огромная голова дракога», – говорит об экспонате Дина Корабельникова, хранитель Тульского областного краеведческого музея.
Юлия Харитонова рассказывает ещё об одном экспонате с драконом – архиерейском посохе. Он попал в музей ещё в 1946 году, но собрать его воедино у специалистов так и не получилось.
«В 16 веке на православном Востоке, а в 17 и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причём крест помещается между их главами. Посох – это символ пастырской власти над пасомыми и знак отеческого попечения о них. Его прообраз – обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов. С таким посохом ходил и Моисей в стране Мадиамской, пася стада тестя своего Иофора», – рассказывает хранитель Тульского областного краеведческого музея.
В музей посох попал ещё в 1946 году. В результате экспертизы, проведенной в 1993, выяснилось, что составные части принадлежат двум разным посоха, и собрать его воедино у специалистов не получилось. Еще один «драконовский экспонат» находится в музее-заповеднике «Куликово поле». Несколько лет назад сюда для реставрации попали детали старинной вазы. Специалисты установили, что изготовлена она была в Германии. Оказалось, подобные гарнитуры были посвящены четырём стихиям и придуманы в 1748 году. На «тульской» вазе, символизирующей огонь, и был изображён дракон.