Отчаянностью и лихачеством он отличался с юности. Друзья называли его Джигитом. Такой же позывной он выбрал для себя, когда приехал добровольцем в зону СВО.
Наш рассказ о Дмитрии, который прошлой весной был награжден орденом Мужества.
«Когда уеду, тогда и скажешь, где я»
Дмитрий – коренной дзержинец. Учился в 1-й школе, занимался боксом в клубе «Уран» (он – кандидат в мастера спорта). Мог похвастаться и успеваемостью, но не отличался примерным поведением. Уважал гуманитарные предметы: русский язык, литературу, увлекался географией.
Даже окончил музыкальную школу по классу баяна. Туда старшего сына (а всего их в семье было пятеро) отвела мама в надежде отвлечь его от улицы. Педагог по специальности только вздыхал: «С твоими боксерскими пальцами, Дима, об успехе в музыке остается только мечтать».
В девятый класс, опять же из-за поведения, паренька не взяли: он устроился на работу и параллельно учился в вечерней школе. От возможной кривой дорожки, уверен Дмитрий, его спасла армия. Служил в танковых войсках, под Воронежем. Демобилизовался в конце 1993 года и пошел на завод имени Свердлова.
Много воды утекло с тех пор. Сегодня Дмитрий – отец замечательной дочери и дед двоих прекрасных внуков. С 2012 года трудится охранником на предприятии «Кристалл». Оттуда он и отправился добровольцем на СВО.
На вопрос, что его сподвигло сделать такой шаг, отвечает:
«Точно не деньги. Я понимал, что, возможно, беру билет в один конец. Но не мог больше оставаться в стороне. Жене причину своего отъезда не объяснил: мол, по работе дела. Предупредил только дочку. И попросил: «Когда уеду, тогда матери и скажешь, где я».
С оружием по роду деятельности Дмитрий знаком. Как сотрудник охранного предприятия регулярно проходил специальное обучение, стрельбы. Плюс был хорошо подготовлен физически: занимался тяжелой атлетикой. Так что в своих силах был уверен.
«Перед пацанами неудобно»
Его первой остановкой был город Жуковский, где добровольцы проходили военно-врачебную комиссию. Потом полетели в Ростов-на-Дону – на распределительный пункт, где он и подписал контракт с отрядом «Барс».
Дзержинец получил назначение под Харьков – пулеметчиком в штурмовую роту.
«Вот такой я оказался фартовый!»смеется Дмитрий.
Но тогда было не до смеха. Штурмовики – это те, кто всегда впереди, кто ходит в разведку, кто берет населенные пункты и высоты, кто мечтает хотя бы о блиндаже.
«Мы же постоянно в движении. Ямку выроем, подремлем немного – и дальше. Костер разводить нельзя: толком не согреешься. Прижмемся друг к другу – да так и спим. Страшно всем. Нет такого человека, которой не боится. Я знал, куда шел. А как пересилить себя и идти вперед снова и снова? По-другому нельзя. Перед своими же пацанами неудобно»,объясняет боец.
О товарищах. Были среди них и те, кто прошел в свое время Чечню. И все в один голос утверждали: тогда было проще.
«Сейчас, когда используются современные системы видеонаблюдения, противника врасплох застать очень сложно. Впрочем, как и ему нас»,отвечает на вопрос об ощущениях во время боя.
О противниках. Среди них очень много иностранных наемников.
«Смотрим в бинокль – в нашу сторону ползет афроамериканец. Без руки, без ноги. Но с автоматом. Ползет, стреляет и смеется! Явно под действием каких-то препаратов! Вот так они воюют за Украину!»,вспоминает Джигит.
«Там всё по-настоящему»
Осенью 2022 года при взятии очередной высоты Джигит был тяжело ранен. В окоп, где он сидел с двумя бойцами, прилетел снаряд. Товарищи погибли. Один был из Чебоксар, второй – из-под Питера, учитель истории, между прочим. Он на привалах постоянно что-то интересное рассказывал…
«Вылез я из окопа. Весь в крови. И тут второй прилет. Я сознание потерял, очнулся в другом окопе. То ли сам дополз, то ли кто донес меня. Окончательно пришел в себя в машине, которая везла в полевой госпиталь»,рассказывает Дмитрий.
У дзержинца осколочные ранения по всему телу. Каким-то чудом не травмированы жизненно важные органы. Вынимать осколки не стали. Медики объяснили: сидят глубоко, извлекать опасно. Со временем осколки обрастут соединительной тканью, не угрожая здоровью.
После ранения был долгий путь лечения и реабилитации. Дмитрий сменил несколько госпиталей. Долечивался уже дома, во 2-й больнице.
А в апреле прошлого года его вызвали в военкомат: «Дмитрий, вас представили к награде». Орден Мужества на площади Героев в торжественной обстановке ему вручали военный комиссар города Дзержинска и Володарского района полковник Игорь Ануфриев и глава города Иван Носков.
«Наверное, по итогу всей моей службы. Мы ведь и пленных брали, и на штурм сколько раз ходили. Ну вот и высота последняя, где меня ранило…»,говорит боец.
Сейчас Дмитрий снова трудится на «Кристалле», потихоньку занимается спортом, хотя беспокоят осколки. Вернется ли он снова на СВО – вопрос открытый.
«Ребятишки мои пишут, обратно зовут. Там ведь всё по-другому: по-честному, по-настоящему. Такого братства больше нигде не встретишь»,признается Джигит.
От первого лица
Глава города Иван Носков:
«Уверен, что мужество, храбрость и доблесть – это лучшие качества русского солдата. И Дмитрий еще не раз проявит себя настоящим мужчиной не только в обстановке СВО. Также выражаю благодарность его родителям, которые вырастили и воспитали достойного сына, патриота и Человека!».
Ранее дзержинским библиотекам присвоили имена военнослужащих.
Екатерина КОЗЛОВА
Фото из архива редакции