Первую часть можно прочитать по ссылке: https://dzen.ru/a/ZcSAb4JfjlZ4hEfU
Из тех больших людей, имена которых так связаны с Абрамцевом, я помню приезды В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, П.П. Кончаловского и больше всего М.В. Нестерова, бывавшего каждую весну. Всем было известно, что чуть зазеленеют березки, и Михаил Васильевич приедет из Москвы, пешком придет со ст. Хотьково, с этюдником в руках, и, не теряя времени, будет работать в милых его сердцу местах, ловя каждую минуту ранней весны. Михаил Васильевич с семьей жил в Абрамцеве 1916 г. на Яснушке и в 1917 г. в Поленовском домике. Он писал тогда этюды для своей большой картины «Душа народа» и многие персонажи этой его картины, знакомые мне по Абрамцеву люди.
Василий Иванович Суриков бывал в Абрамцеве, когда жила семья П.П. Кончаловского (в 1909 г. в флигеле-бане, в 1910 г. в Поленовском доме и в 1920, 1921 гг. во флигеле Мастерской) последние годы были уже после смерти Сурикова. Мне кажется, в эти недолгие приезды Василий Иванович не работал в Абрамцеве, но бывал в большом доме, объединяясь со всеми.
Помню приезды В.М. Васнецова из своего Рябова. Это небольшая усадьба, которую Виктор Михайлович приобрел около Дмитрова и приезжал на лошадях с кем-нибудь из сыновей своих. Есть очень хорошая фотография этого времени - Савва Иванович и Виктор Михайлович на большой террасе дома. - Мы тоже ездили на лошадях к Васнецовым из Абрамцева, это были чудесные летние путешествия по красивым, глухим местам через Ахтырку и дальние села Тешилово (где «тешился охотой царь Алексей Михайлович, там была старинная церковь XVII века), потом Озерецкое, очень хорошие лесистые места.
Помню приезд Ф.И. Шаляпина. Вероятно это было перед войной 1914 г. За ним была выслана коляска на станцию Хотьково, и мы смотрели в окна из столовой за Ворю, на «монастырскую гору», ожидая появления гостя. Федор Иванович ехал собственно к Сергею Саввичу на Яснушку, в его новый домик, но сначала его подвезли к крыльцу дома и, став во весь свой богатырский рост в коляске он своим чудесным звучным голосом сказал, почему-то по-французски: «Bonjour Medames, Messeurs!». Встречал Федора Ивановича на крыльце Савва Иванович, а вечером в гостиной старого дома Шаляпин много пел под аккомпанемент Саввы Ивановича, который тоже пел, но что именно пели я не помню.
Молодежь семьи Поленовых всегда бывала в Абрамцеве весной, на пасху и Василий Дмитриевич приезжал с Саввой Ивановичем. В пасхальную ночь они приходили в освещенную и переполненную церковь и становились сзади не слишком совершенного и многочисленного хора и своими музыкальными «октавами» создавали могучий фон. - На моей памяти Василий Дмитриевич был увлечен своим Беховом, Окой и только на короткий срок бывал в Абрамцеве, но домик, построенный когда-то для молодых Поленовых, так и носил всегда это имя.
И.Е. Репина мне уже не пришлось видеть. Был как-то в Абрамцеве на моей памяти его сын Юрий Репин, приезжавший с определенной целью - восстановить могилку умершего в младенчестве брата или сестры. Похоронен был этот младенец в лесу, расположенном за Яшкиным домом, где жили Репины. Лес этот носил названье «у трех елей», идя за грибами, мы заходили на эту могилку. Юрий Репин нас, детей, очень удивил своей странной одеждой. Он был в очень длинной русской рубашке, без пояса и ему готовили особую вегетарианскую еду, как нам казалось, варили сено.
Петра Петровича Кончаловского я помню в разное время - и до Революции, и когда он так много помог в работе по открытию Музея, и в 20-х годах, когда он с семьей жил все лето. Это был обаятельный человек: всегда веселый, жизнерадостный, приветливый, всегда за работой. Он с сыном Мишей сам готовил подрамники, тер краски, натягивал и грунтовал холсты. С какой-то особой интонацией и так музыкально это звучало, он кричал, звал Мишу «Мальчик» и тот, где-бы он ни был, немедленно являлся. Это был верный друг и помощник отца. А как пел Петр Петрович, это было так красиво, вероятно, его голос можно назвать баритональный тенор. Это было блестяще, если он пел итальянские песни, и не менее красиво - французские народные. Он держал рукой ухо, когда пел, аккомпанировал ему кто, я не помню. Огромное количество его полотен, связано с Абрамцевым. Очень много пейзажей и немного портретов. Меня он называл «зеленая девочка», я тогда много болела и была бледна, и все говорил, что хочет меня написать, но так и не осуществил это намерение.
С именем какого известного человека у вас ассоциируется Абрамцево?