Найти тему
Scale attack

Элегантный разведчик из Франции "Panhard 178" (ICM, набор №35373)

Состояние французской армии в межвоенный период можно, пожалуй, охарактеризовать как разброд и шатания. Нет, конечно в это время все страны искали свой подход к решению задач которые ставились перед бронетанковыми и механизированными соединениями, но у французов этот процесс не прекращался и с началом Второй Мировой войны. В итоге, один из самых разношерстных парков бронетехники был именно во Франции. Они умудрялись совместить неплохую противоснарядную броню и орудие времен Первой Мировой! И вот среди этого всего некоторым компаниям удавалось создавать такие образцы, которые с удовольствием использовались не только французской армией, но и частями Вермахта, после оккупации Франции. И даже более того, поступив на вооружение в 1934 году, он был снят с вооружения только в начале 60-х!

Итак, исторически повелось, что во Франции бронетанковые силы в составе пехотных дивизий объявляли свои конкурсы и принимали на вооружение понравившиеся образцы, а кавалерия свои. Кстати у кавалерии удачных образцов было больше (видно одна голова хорошо, а две головы - коня и всадника, лучше)))

Итак в 1931 году кавалерия объявила конкурс на создание разведывательного бронеавтомобиля, вооруженного 20 мм орудием и пулеметом. В конкурсе приняли участие все ведущие игроки авторынка Франции того времени "Пежо", "Рено" и "Панар", кроме "Ситроен". Последние, видимо, итак были загружены заказами или экспериментами с полугусечными "Кегрессами". В итоге победителем был признан "Панар".

                                                             Это собственно прототип
Это собственно прототип

Надо отдать должное, машина получилась компактной, подвижной и в целом удачной.

                                                                       Чертеж Panhard 178
Чертеж Panhard 178

Полноприводный бронеавтомобиль имел двигатель Panhard SK4 FII bis с мощностью 105 л.с. который позволял развивать до 73 км/ч по шоссе. Бензобаки позволяли иметь до 300 км запаса хода по шоссе. Бронеавтомобиль имел клепанный бронекорпус с вращающейся башней и задним расположением двигателя и весил порядка 8,5 т. Толщина брони варьировалась от 7 мм (днище и крыша) до 20 мм л(об и корма). Борта имели броню 15 мм. Французы разместили в машине два поста управления передний и задний, что позволяло машине не разворачиваться под обстрелом, а под днищем разместили две гусеницы длиной по 0,9 м. для преодоления сложных участков. Вооружение было довольно мощным для своего времени - 25 мм пушка на основе противотанковой пушки S.A. mle 1934. Орудие было полуавтоматическим с практической скорострельностью до 20 выстрелов в минуту. На 500 метрах она пробивала до 30 мм брони, что было вполне неплохо. Для обороны от пехоты, предполагался 7,5 мм пулемет. Машину начали производить в 1934, но приняли на вооружение официально в 1935, отсюда второе название этого броневика - AMD 35. Экипаж предполагался в 4 человека, два из которых это водители. Разумеется, пока один водитель вел машину, второй вполне мог заменить, например заряжающего. Машины командиров взводов оснащались радиостанцией Er60.

                                                     Panhard первой серии
Panhard первой серии

До начала войны с Германией, французская кавалерия получила порядка 500 бронеавтомобилей. Суммарно до конца июня 1940 года изготовили 527 штук Panhard 178. В основном, как я понял различают 2 модификации из довоенного выпуска. На фото ниже, основные отличия налицо, как говорится.

Отличия раннего и позднего Панара (смотровая щель, отсутствие грибка вентиляции на крыше)
Отличия раннего и позднего Панара (смотровая щель, отсутствие грибка вентиляции на крыше)
                                               Крыша башни видна неплохо
Крыша башни видна неплохо
                                 Обратите внимание на амбразуры и перископы на крыше башни
Обратите внимание на амбразуры и перископы на крыше башни
                                                        Тут видна крыша раннего типа
Тут видна крыша раннего типа
                                                          Он же сзади
Он же сзади

Вообще, хотел бы поделиться неплохим сайтом с кучей фото колоритной французской бронетехники. Только по Панарам там более 700 фото.

Поскольку с началом Второй Мировой эти бронеавтомобили уже были поставлены в войска в большом количестве, они пошли в бой практически сразу. Вот какие положительные моменты отметил Джозеф д'Асторж, который был командиром полка 4 легкой механизированной дивизии (4 D.L.M.)

  • низкая шумность
  • скорость перемещения (хотя и несколько уступающая немецким разведывательным машинам)
  • отличное качество агрегатов и систем (работающих практически без поломок). Но все же отмечается необходимость доработки сцепления и топливного насоса.
  • высокая проходимость машины при отсутствии большого количества траншей и воронок, а так же при достаточно сухой погоде. По его словам машины не только ходили в разведку на 5 км от линии фронта пересекая поля, но и участвовали в контратаках поддерживая на флангах свои танки.
  • хороший радиус действия машин

Конечно были и недостатки, отмеченные офицером. Некоторые заблуждения по поводу ТТХ врага порой вызывают улыбку. Но тем не менее, это мнение очень ценно, поскольку было составлено во время войны и не корректировалось - автор до Победы не дожил...

  • звук тормозов видимо был очень громким и это обстоятельство снижало скрытность
  • скорость ниже чем у противника (он приводит пример, как штабной офицер, взятый в плен через полчаса смог бежать, найти автомобиль и на полной скорости рвануть к своим по дороге на Монтаргис (?). Немцы на своих машинах рванули за ним и несмотря на фору метров в 500-700 через 4 км обогнали беглеца и снова взяли в плен. Джозефф оценил скорость машин противника в 115 км/ч.
  • толщина брони тоже вызывала нарекания. Немцы при стрельбе целились в башни и Шкодовские пушки, конечно справлялись со своей задачей или пробивая броню или заклинивая башню.
  • орудие обладает не слишком хорошей бронепробиваемостью, низкой скорострельностью, по сравнению с немецкими 20 мм. В боекомплекте нет трассирующих снарядов.
  • низкая скорость поворота башни и плохая вентиляция
  • но самое поразительное, что автор отчета считал, что радиостанции в машинах на уровне командира взвода скорее вредным явлением! По его мнения при установке радиостанции в машине практически невозможно перемещаться. Снижается скорострельность. Радиостанции выходят из строя при первом более-менее близком разрыве (лопаются лампы в приемнике). Антенны громоздки и ломаются при проезде по кустам.

Немцам после поражения Франции машина тоже приглянулась. Они приняли ее на вооружение с индексом Pz.Spah.204(f). Всего в руки Вермахта попало 217 бронеавтомобилей

                               Бронеавтомобиль пришелся ко двору новых хозяев
Бронеавтомобиль пришелся ко двору новых хозяев

В основном бронеавтомобили попали в 7 и 20 ТД. Некоторое количество поставили в разведбаты дивизий СС. Если поначалу "Панары" немцами использовались по прямому назначению, то примерно с 1942 года их в основном стали применять для охраны объектов, борьбы с партизанами. Однако изобретательные тевтонцы часть бронеавтомобилей весьма удачно перевооружили 50 мм противотанковыми орудиями kWk 38, а часть поставив на железнодорожный ход. Есть фото на котором немцы даже нашу танковую сорокопятку устанавливали.

                                                             в качестве бронедрезины
в качестве бронедрезины

При ликвидации Курляндского котла, наши войска захватили сохранившийся AMD 35 и он сейчас находится в Кубинке. Я намеренно не упомянул такие экзотические вариации этого бронеавтомобиля, как машина управления или истребитель танков, потому что возможно я напишу потом о них отдельно, как только получу в коллекцию такую модель.

После войны французы возобновили производство этих машин с измененной башней и 47 мм орудием. Использовался в основном колониальными войсками и был снят с вооружения аж в 1964 году. Всего за время выпуска их произвели 1143 штуки, если верить Вики.

                                                         Послевоенный Panhard
Послевоенный Panhard

Ну и конечно, увидев такую интересную машину среди моделей украинской компании ICM, я при первой же возможности приобрел ее. Я сталкивался с ICM в 1/72 масштабе и качество меня порадовало. В этом случае, ребята тоже оказались на высоте выпустив интерьерную модель. Сборка доставила удовольствие. Я практически ничего не дорабатывал, только высверлил все что должно быть высверлено и поставил фольгу в зеркало заднего вида. Красил акрилом. Смывка и фильтры самодельные масляные. Моделька получилась на мой взгляд атмосферной.

Спасибо за внимание!

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

-22
-23
-24
-25