Состояние французской армии в межвоенный период можно, пожалуй, охарактеризовать как разброд и шатания. Нет, конечно в это время все страны искали свой подход к решению задач которые ставились перед бронетанковыми и механизированными соединениями, но у французов этот процесс не прекращался и с началом Второй Мировой войны. В итоге, один из самых разношерстных парков бронетехники был именно во Франции. Они умудрялись совместить неплохую противоснарядную броню и орудие времен Первой Мировой! И вот среди этого всего некоторым компаниям удавалось создавать такие образцы, которые с удовольствием использовались не только французской армией, но и частями Вермахта, после оккупации Франции. И даже более того, поступив на вооружение в 1934 году, он был снят с вооружения только в начале 60-х!
Итак, исторически повелось, что во Франции бронетанковые силы в составе пехотных дивизий объявляли свои конкурсы и принимали на вооружение понравившиеся образцы, а кавалерия свои. Кстати у кавалерии удачных образцов было больше (видно одна голова хорошо, а две головы - коня и всадника, лучше)))
Итак в 1931 году кавалерия объявила конкурс на создание разведывательного бронеавтомобиля, вооруженного 20 мм орудием и пулеметом. В конкурсе приняли участие все ведущие игроки авторынка Франции того времени "Пежо", "Рено" и "Панар", кроме "Ситроен". Последние, видимо, итак были загружены заказами или экспериментами с полугусечными "Кегрессами". В итоге победителем был признан "Панар".
Надо отдать должное, машина получилась компактной, подвижной и в целом удачной.
Полноприводный бронеавтомобиль имел двигатель Panhard SK4 FII bis с мощностью 105 л.с. который позволял развивать до 73 км/ч по шоссе. Бензобаки позволяли иметь до 300 км запаса хода по шоссе. Бронеавтомобиль имел клепанный бронекорпус с вращающейся башней и задним расположением двигателя и весил порядка 8,5 т. Толщина брони варьировалась от 7 мм (днище и крыша) до 20 мм л(об и корма). Борта имели броню 15 мм. Французы разместили в машине два поста управления передний и задний, что позволяло машине не разворачиваться под обстрелом, а под днищем разместили две гусеницы длиной по 0,9 м. для преодоления сложных участков. Вооружение было довольно мощным для своего времени - 25 мм пушка на основе противотанковой пушки S.A. mle 1934. Орудие было полуавтоматическим с практической скорострельностью до 20 выстрелов в минуту. На 500 метрах она пробивала до 30 мм брони, что было вполне неплохо. Для обороны от пехоты, предполагался 7,5 мм пулемет. Машину начали производить в 1934, но приняли на вооружение официально в 1935, отсюда второе название этого броневика - AMD 35. Экипаж предполагался в 4 человека, два из которых это водители. Разумеется, пока один водитель вел машину, второй вполне мог заменить, например заряжающего. Машины командиров взводов оснащались радиостанцией Er60.
До начала войны с Германией, французская кавалерия получила порядка 500 бронеавтомобилей. Суммарно до конца июня 1940 года изготовили 527 штук Panhard 178. В основном, как я понял различают 2 модификации из довоенного выпуска. На фото ниже, основные отличия налицо, как говорится.
Вообще, хотел бы поделиться неплохим сайтом с кучей фото колоритной французской бронетехники. Только по Панарам там более 700 фото.
Поскольку с началом Второй Мировой эти бронеавтомобили уже были поставлены в войска в большом количестве, они пошли в бой практически сразу. Вот какие положительные моменты отметил Джозеф д'Асторж, который был командиром полка 4 легкой механизированной дивизии (4 D.L.M.)
- низкая шумность
- скорость перемещения (хотя и несколько уступающая немецким разведывательным машинам)
- отличное качество агрегатов и систем (работающих практически без поломок). Но все же отмечается необходимость доработки сцепления и топливного насоса.
- высокая проходимость машины при отсутствии большого количества траншей и воронок, а так же при достаточно сухой погоде. По его словам машины не только ходили в разведку на 5 км от линии фронта пересекая поля, но и участвовали в контратаках поддерживая на флангах свои танки.
- хороший радиус действия машин
Конечно были и недостатки, отмеченные офицером. Некоторые заблуждения по поводу ТТХ врага порой вызывают улыбку. Но тем не менее, это мнение очень ценно, поскольку было составлено во время войны и не корректировалось - автор до Победы не дожил...
- звук тормозов видимо был очень громким и это обстоятельство снижало скрытность
- скорость ниже чем у противника (он приводит пример, как штабной офицер, взятый в плен через полчаса смог бежать, найти автомобиль и на полной скорости рвануть к своим по дороге на Монтаргис (?). Немцы на своих машинах рванули за ним и несмотря на фору метров в 500-700 через 4 км обогнали беглеца и снова взяли в плен. Джозефф оценил скорость машин противника в 115 км/ч.
- толщина брони тоже вызывала нарекания. Немцы при стрельбе целились в башни и Шкодовские пушки, конечно справлялись со своей задачей или пробивая броню или заклинивая башню.
- орудие обладает не слишком хорошей бронепробиваемостью, низкой скорострельностью, по сравнению с немецкими 20 мм. В боекомплекте нет трассирующих снарядов.
- низкая скорость поворота башни и плохая вентиляция
- но самое поразительное, что автор отчета считал, что радиостанции в машинах на уровне командира взвода скорее вредным явлением! По его мнения при установке радиостанции в машине практически невозможно перемещаться. Снижается скорострельность. Радиостанции выходят из строя при первом более-менее близком разрыве (лопаются лампы в приемнике). Антенны громоздки и ломаются при проезде по кустам.
Немцам после поражения Франции машина тоже приглянулась. Они приняли ее на вооружение с индексом Pz.Spah.204(f). Всего в руки Вермахта попало 217 бронеавтомобилей
В основном бронеавтомобили попали в 7 и 20 ТД. Некоторое количество поставили в разведбаты дивизий СС. Если поначалу "Панары" немцами использовались по прямому назначению, то примерно с 1942 года их в основном стали применять для охраны объектов, борьбы с партизанами. Однако изобретательные тевтонцы часть бронеавтомобилей весьма удачно перевооружили 50 мм противотанковыми орудиями kWk 38, а часть поставив на железнодорожный ход. Есть фото на котором немцы даже нашу танковую сорокопятку устанавливали.
При ликвидации Курляндского котла, наши войска захватили сохранившийся AMD 35 и он сейчас находится в Кубинке. Я намеренно не упомянул такие экзотические вариации этого бронеавтомобиля, как машина управления или истребитель танков, потому что возможно я напишу потом о них отдельно, как только получу в коллекцию такую модель.
После войны французы возобновили производство этих машин с измененной башней и 47 мм орудием. Использовался в основном колониальными войсками и был снят с вооружения аж в 1964 году. Всего за время выпуска их произвели 1143 штуки, если верить Вики.
Ну и конечно, увидев такую интересную машину среди моделей украинской компании ICM, я при первой же возможности приобрел ее. Я сталкивался с ICM в 1/72 масштабе и качество меня порадовало. В этом случае, ребята тоже оказались на высоте выпустив интерьерную модель. Сборка доставила удовольствие. Я практически ничего не дорабатывал, только высверлил все что должно быть высверлено и поставил фольгу в зеркало заднего вида. Красил акрилом. Смывка и фильтры самодельные масляные. Моделька получилась на мой взгляд атмосферной.
Спасибо за внимание!