Найти в Дзене
Сергей Крючков

Какую КПП выбрать. Разбираем плюсы и минусы коробки передач. Часть 1. МКПП и АКПП.

Всем привет, сегодня мы разберем что такое КПП и какая она бывает, что от них ждать и какой тип коробки передач выбрать под ваши нужды. Объяснять я буду наиболее простыми словами, без заумных терминов. Статья подойдет новичкам, или для общего развития. Начнем с классики - МКПП и АКПП. 1. МКПП - механическая коробка переключения передач. Итак, самый простой вариант - это МКПП, как правило, она имеет 5-6 ступеней. Более древние варианты имеют 3-4 ступени (скорости). На каждую ступень в МКПП свой набор шестеренок. Суть ее работы проста, вы рычагом выбираете передачу, которая вам необходима в данный момент. Рычаг замыкает шестерни, через синхронизатор и тем самым передает момент от двигателя к колесам. Для разъединения двигателя и КПП используется "сцепление" - диск и "корзина". Диск соединен с КПП с помощью вала. Простыми словами - корзина прижимает диск сцепления, который и передает момент от двигателя к КПП. При нажатии педали сцепления диск отсоединяется от двигателя, тем самым давая
Оглавление

Всем привет, сегодня мы разберем что такое КПП и какая она бывает, что от них ждать и какой тип коробки передач выбрать под ваши нужды.

Объяснять я буду наиболее простыми словами, без заумных терминов. Статья подойдет новичкам, или для общего развития.

Начнем с классики - МКПП и АКПП.

1. МКПП - механическая коробка переключения передач.

Итак, самый простой вариант - это МКПП, как правило, она имеет 5-6 ступеней. Более древние варианты имеют 3-4 ступени (скорости).

На каждую ступень в МКПП свой набор шестеренок.

Суть ее работы проста, вы рычагом выбираете передачу, которая вам необходима в данный момент. Рычаг замыкает шестерни, через синхронизатор и тем самым передает момент от двигателя к колесам.

Для разъединения двигателя и КПП используется "сцепление" - диск и "корзина". Диск соединен с КПП с помощью вала.

Простыми словами - корзина прижимает диск сцепления, который и передает момент от двигателя к КПП. При нажатии педали сцепления диск отсоединяется от двигателя, тем самым давая вам возможность выбрать необходимую степень КПП.

-2

Плюсы МКПП:

  • Надежность, если эксплуатировать МКПП правильно, то риск поломок минимален и КПП может пережить весь автомобиль.
  • Средний расход топлива. Из-за большого количества двигающихся деталей потери в МКПП могут достигать 10-15%.
  • Доступность деталей для ремонта. Как написано выше, МКПП достаточно долговечны, поэтому найти б/у вариант или запчасти не составляет труда.
  • В любой момент можно выбрать любую ступень, что дает больший контроль за поведение авто.

Минусы МКПП:

  • Необходимо всегда работать рукой и ногой, так как при городском цикле, передачи необходимо переключать очень часто. До 100-200 переключений за небольшую поездку.

АКПП. Автоматическая коробка передач.

Под АКПП принято понимать коробку передач, где используется классический гидротрансформатор и планетарная передача. Ступеней АКПП бывает от 3 до 10.

-3

Суть работы гидротрансформатора - передавать момент от двигателя к КПП. По сути это сцепление, но оно не имеет прямой связи между двигателем и КПП. Передача момента происходит с помощью масла, что дает возможно "проскальзывать" маховику, относительно КПП, без негативных последствий.

В АКПП, когда вы переводите в режим "D", передача всегда включена и двигатель передает момент на КПП и оттуда на колеса.

Таким образом, когда вы отпускаете педаль тормоза - машина начинает движение.

Главным отличием АКПП от МКПП в конструкции является то, что в ней по сути один набор шестеренок на 4 ступени. Поэтому как правило 4-я скорость всегда 1к1 на АКПП.

Это свойство работы планетарной передачи. Почитать подробнее лучше здесь:

Планетарная передача

Проще говоря сделать из 4-х ступенчатой АКПП 8-ми ступенчатую, можно просто добавление редуктора 1:2 и мы получим 8 ступеней, что и делают производители авто.

Сами передачи переключаются с помощью гидравлики, путем сжатия фрикционов, который в свою очередь блокируют вращение шестеренок планетарной передачи меня тем самым ступень.

Так как гидротрансформатор всегда подключен к двигателю с одной стороны и к АКПП с другой, то она всегда качает масло и пытается этим маслом крутить АКПП, тем самым возникают большие потери на прокачку этого масла и его нагрев. Потери в данной трансмиссии могут достигать 25%.

-4

Но на высоких скоростях гидротрансформатор блокируется и момент от двигателя идет напрямую в АКПП. Блокировка происходит по принципу сцепления в МКПП, то есть через фрикцион две части гидротрансформатора соединяются, таким образом минуя гидравлическую составляющую.

Плюсы АКПП:

  • Нет необходимости выбирать ступень, все делает автоматика.
  • Высокая надежность при правильном обслуживании и эксплуатации.
  • Простота эксплуатации.

Минусы АКПП:

  • Необходим прогрев перед использованием. Так как все переключения происходят с помощью масла, то его необходимо прогревать, для лучшей текучести.
  • Необходимо своевременно менять масло, так как оно является не только смазывающей жидкостью, но и рабочей, что приводит к его загрязнению и потерям свойств.
  • Большой расход топлива, особенно в городских режимах. Так как гидротрансформатор всегда "качает" масло под давлением, то очень много энергии уходит на его нагрев, а не на движение.

На этом сегодня все, в следующих частях разберем РКПП и Вариатор.