Популяризация творчества лучших мастеров изобразительного искусства страны среди строителей и будущих работников Уралвагонзавода проводилась с первых лет его становления. 80 лет назад, в трудные годы Великой Отечественной войны, Уральский танковый завод № 183 сыграл важную роль в создании в Нижнем Тагиле картинной галереи – ныне это музей изобразительных искусств. Сегодня Уралвагонзавод продолжает «нести искусство в массы».
В 1944 году по решению ЦК ВКП (б) управление по делам искусств при Совнаркоме РСФСР передало из московских государственных фондов ряд работ для открывающейся в Нижнем Тагиле картинной галереи. Ответственным за транспортировку произведений был назначен директор Центрального клуба УТЗ и председатель объединения рабочих клубов Чудновский.
В фондах Выставочного комплекса Уралвагонзавода хранится уникальная корреспонденция военных лет. Так, в письме к заместителю народного комиссара путей сообщения СССР Баграту Арутюнову Нижнетагильский горком ВКП (б) просит оказать помощь своему представителю тов. Чудновскому в отправке картин железнодорожным транспортом. Параллельно директор УТЗ Юрий Максарев обращается к управляющему московской конторой Кировского завода и завода № 183 тов. Долинину с просьбой обеспечить отгрузку в адрес нашего предприятия всего количества картин, приобретенных в Москве тов. Чудновским для Нижнего Тагила и завода. По прибытии часть полотен была оставлена оборонному предприятию для оформления рабочих клубов.
Интересна история известного полотна «Седой Урал кует победу». Впервые замысел уралвагонзаводца, самодеятельного художника Ивана Воскобойникова был претворен в рисунке, который вошел в книгу «Рапорт товарищу Сталину от тагильчан» 1943 года, богато оформленную художниками города в стиле древнерусских летописей. В том же году Иван Игнатьевич написал картину на фанере клеевыми красками для кабинета директора Уральского танкового завода Юрия Максарева. Вероятно, в конце 1940-х годов Воскобойников написал новый вариант для украшения актового зала первого заводоуправления УВЗ. Еще один экземпляр «Седого Урала» хранится в Нижнетагильском краеведческом музее, в этой композиции дополнительно введен образ завода на заднем плане в горах.
Традиция украшать интерьеры живописными полотнами продолжилась в мирное время. Для оформления Дворца культуры имени И.В. Окунева в государственных художественных фондах и на выставках приобретались различные произведения живописи: и жанровые, и натюрморты, и портреты, и пейзажи. Кроме того, директором Уралвагонзавода Окуневым специально была заказана картина, на которой запечатлен процесс ковки и приемки вагонных осей.
Иван Окунев, Вениамин Сотников, Николай Малых и другие руководители Уралвагонзавода традиционно заказывали художникам жанровые полотна, посвященные знаковым событиям в истории предприятия. Сегодня эти картины хранятся в Выставочном комплексе УВЗ. Так, «Первые оси» Геннадия Гаева, «Строительство Уралвагонзавода» Евгения Седухина можно увидеть в музее истории. Нижний экспозиционный зал музея бронетанковой техники украшает историческая живопись заслуженного художника РСФСР Леонтия Зудова. Его картина «Наш маршал» описывает пребывание Георгия Жукова на Уралвагонзаводе как кандидата в депутаты Верховного Совета СССР от Уральского военного округа в 1954 году, а «Отправка танкового эшелона на фронт» посвящена событиям периода Великой Отечественной войны на Уральском танковом заводе. Предполагалось, что интерьеры заводского музея будет украшать и торжественная, парадная картина тагильского художника Леонида Колмакова «Отправка сверхпланового комсомольского эшелона», написанная в начале 1980-х годов. Но масштабное полотно не вписалось в камерную историческую экспозицию, хотя неоднократно демонстрировалось на тематических выставках.
– Жанровая живопись – это изображение сцен и ситуаций из повседневной жизни, – поясняет директор Выставочного комплекса УВЗ Алла Пислегина. – Она более реалистична, не приукрашивает действительность в отличие от классической живописи. Для жанровых картин характерны множество мелких элементов, техническая точность, изображение профессиональной деятельности в деталях, особое внимание к интерьеру. Своего расцвета жанровая живопись достигла в эпоху соцреализма. На сюжеты полотен влияли исторические события, и особенно это заметно по работам, посвященным Великой Отечественной войне. Узнаваемость героев, типичные обстоятельства делали такие картины очень популярными и любимыми в народе. Интерес к жанровой живописи сохраняется и сегодня. Художник в некотором смысле выступает в роли фотографа, оставляет свидетельство о происходящем.
Текст: Марина Карачева