Найти в Дзене

Кэрри Дрюри «Последний бумажный журавлик»

Признаюсь, поначалу «Последний бумажный журавлик» вызвал у меня скепсис. Книга, по объёму больше напоминающая повесть, чем полноценный роман, с большими, будто для детской книги, буквами, да ещё и с яркими иллюстрациями, написанная англичанкой о Японии… что в ней может быть такого? На поверку же оказалось, что книга – не только очень трогательная и запоминающаяся, но и очень глубокая… «Последний бумажный журавлик» – ещё одна книга, посвящённая атомной бомбардировке Хиросимы. Книг и фильмов по этой тематике вышло немало – как художественных, так и исторических. Но впервые (на моей памяти, во всяком случае) эта история рассказывается не просто от лица очевидца, а очевидца-ребёнка. И действительно: когда читаешь исторические сводки об этой трагедии, видишь сухую статистику. Погибло столько-то, от лучевой болезни впоследствии – столько-то. Но «Последний бумажный журавлик», намеренно написанная простым детским языком, заставляет нас по-другому посмотреть на эту катастрофу – ведь в городе бы

Признаюсь, поначалу «Последний бумажный журавлик» вызвал у меня скепсис. Книга, по объёму больше напоминающая повесть, чем полноценный роман, с большими, будто для детской книги, буквами, да ещё и с яркими иллюстрациями, написанная англичанкой о Японии… что в ней может быть такого? На поверку же оказалось, что книга – не только очень трогательная и запоминающаяся, но и очень глубокая…

«Последний бумажный журавлик» – ещё одна книга, посвящённая атомной бомбардировке Хиросимы. Книг и фильмов по этой тематике вышло немало – как художественных, так и исторических. Но впервые (на моей памяти, во всяком случае) эта история рассказывается не просто от лица очевидца, а очевидца-ребёнка. И действительно: когда читаешь исторические сводки об этой трагедии, видишь сухую статистику. Погибло столько-то, от лучевой болезни впоследствии – столько-то. Но «Последний бумажный журавлик», намеренно написанная простым детским языком, заставляет нас по-другому посмотреть на эту катастрофу – ведь в городе были невинные старики, женщины, но главное – малютки… Осознание этого факта производит эффект разорвавшейся бомбы. И совершенно внезапно сухая статистика превращается в личную, очень трагичную историю.

Отдельно отмечу тот факт, что часть повествования представлена в виде белого стиха, а наиболее значимые истины вписаны в энсо – дзэнский каллиграфический символ в виде круга. Это позволяет максимально напитаться атмосферой Страны восходящего солнца, почувствовать дух книги, балансирующий между безмятежностью и тревогой.

Ну и несколько слов об иллюстрациях. За них отвечала Натско Сэки – японский художник. В послесловии она отмечает, что её задачей была не просто демонстрация ужаса бомбардировки, но и отображение внутреннего мира ребёнка, который, помимо ядерного взрыва, пережил ещё и ужасную личную трагедию. Это, как мне кажется, у неё получилось великолепно.

Книга, на мой взгляд, никого не оставит равнодушным, но особо понравится «Последний бумажный кораблик» востоковедам и интересующимся бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.

Никита Лейченко