Найти в Дзене

Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю

Оглавление

«О тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекраснее вас? Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что она... подарила въяве столько чудес, которые краше сказки».

Этими словами благодарности ко Всевышнему, к земле, к природе, к самой жизни заканчивает русский прозаик Виктор Петрович Астафьев свою последнюю изданную при жизни писателя книгу «Пролётный гусь». Она вышла в свет 23 марта 2001 года, а 29 ноября не стало Виктора Петровича. Он ушёл в 77 лет, оставив богатейшее литературное наследие.

Одним из участников инициативной группы по изданию сборника «Пролётный гусь» стал минусинский издатель Сергей ОШАРОВ, которому посчастливилось познакомиться с писателем ещё в 90-х годах прошлого века. О встречах и беседах с Виктором Петровичем, о его жизни в любимой Овсянке, о делах творческих и житейских рассказал нам Сергей Капитонович в юбилейный для писателя год.

Издатель Сергей Ошаров показывает последнюю книгу, изданную при жизни Виктора Астафьева
Издатель Сергей Ошаров показывает последнюю книгу, изданную при жизни Виктора Астафьева

«Что же самое хорошее в моей жизни?»

– Люди, читавшие последнюю книгу Виктора Петровича, наверняка согласятся с тем, что произведения этих лет пронизаны какой-то грустью, тоской и, можно даже сказать, безнадёгой. А вам каким запомнился Виктор Петрович в этот период?

– 90-е годы в целом для страны трудно назвать особо радужными и прекрасными. Перестройка заставила людей учиться жить по-новому, не всегда по-честному и по-порядочному. И в творчестве многих поэтов и писателей появились эти ноты отчаяния перед неизвестностью и нестабильностью в стране. Отчасти эти переживания отражены и в позднем творчестве Виктора Астафьева. Но при всей тяжести повествования он все-таки утверждает всегдашние человеческие ценности, на которых держится мир: милосердие, любовь, душевность, глубокую народную нравственность. В самом рассказе «Пролётный гусь» жизнь главных героев пронеслась так же незаметно, как жизнь пролётного гуся, за которым охотился Данила, чтобы поддержать тающие силы больного сына. Не смогли они задержаться в мирной жизни, построить свой дом, и ушли незаметно, не оставив никакого следа. Но, по мнению автора, мир держится не на бездельниках и повесах, не на предателях и толстосумах, а на таких простых человечных людях, как герои этого произведения Марина, Данила, Виталия Гордеевна. В этом, по Астафьеву, спасение от всеобщего озверения.

Безусловно, Астафьев осознавал, что и его жизнь быстро промелькнула, пронеслась как птица. В беседах он признавался, что сил на творчество у него остаётся все меньше, что браться за какие-то большие проекты не хватает здоровья.

В последнем рассказе сборника «Пролётный гусь» «На сон грядущий» чётко прослеживается его отношение к жизни, осознание, что земных дней у него осталось немного. Он спрашивает себя: «Что же самое хорошее было в моей жизни?» И сам же отвечает: «Лес, тайга, бесчисленные хождения по ней... Когда трудно засыпается, а с годами это становится навязчивой и почти больной привычкой, я воскрешаю в себе прошлые видения. Вот неторопливо иду я по лесу, чутко вслушиваясь и всматриваясь в глубь его, замечая всякое в нём движение, взлёт, вскрик, наутре лесной птичий базар. Всякий выход в лес, есть погода или нету, праздник, ожидание чуда лесного, удачи, обновления души, которая только тут в глуби, в отдалении от современного шума и гама обретает полный и глубокий покой. Иду, иду – и сердце мое изношенное, больное тоже успокаивается, гуще лес, тише даль...»

– В документальном фильме «Всему свой час», снятом о путешествии Астафьева по Енисею от Красноярска до Игарки, где прошло детство писателя, Виктор Петрович признался журналистам, что детдом рождает в детях чувство зажатости, коим и заразился он сам, пока воспитывался в игарском детдоме. Оттого, говорит он, постоянное желание никому не надоедать, никуда не лезть. Он и впрямь был закрытым человеком?

– Виктор Петрович был очень гостеприимным и открытым человеком. Любил и пошутить, и выругаться по случаю. В том же фильме он признавался, что хорошо отличал ложь от правды, а потому неохотно общался с прессой и постоянно отводил взгляд от камер, говоря о том, что журналистика – самая брехливая профессия в мире. И именно по этой причине он не смог работать на советском радио. Опять-таки, не забывайте, это были 90-е годы, все помнят, что происходило в то время в обществе и на телевидении. Взять хотя бы финансовую пирамиду МММ и знаменитого Лёню Голубкова, который через телевизор облапошил полстраны. Кстати, тот самый «Лёня», оказывается, тоже наш земляк, актёр из Канска.

Астафьев говорил: «...Я всю свою творческую, а может, и не только творческую жизнь готовился к главной своей книге – роману о войне «Прокляты и убиты». Думаю, что и ради неё Господь меня сохранил не только на войне (Виктор Петрович был участником Великой Отечественной войны. – Прим. ред.), но и во многих непростых и нелёгких, порой на грани смерти обстоятельствах, помогал мне выжить, мучил меня памятью, грузом воспоминаний придавливал, чтобы я готовился выполнить его завет, рассказать всю правду о войне. Ведь сколько человек побывало в огненном горниле вой-ны, столько и правд о ней они привезли домой. Есть высшая сила, приуготавливающая человека к тому или иному свершению. Не случайно же я начал воевать в бунинских и есенинских местах». И хотя многие критиковали его за это произведение, он верил, что написать его было долгом для самого себя.

Тиражом 6000 экземпляров вышел сборник рассказов «Пролетный гусь»
Тиражом 6000 экземпляров вышел сборник рассказов «Пролетный гусь»

Настоящий русский мужик с солдатской выправкой и уверенным голосом

– Как вы познакомились с Виктором Петровичем?

– С его творчеством познакомился ещё в 70-е годы. Тогда книги в Союзе были дефицитом. Мы собирали макулатуру, газеты, картон и сдавали, а взамен получали талончик, на который можно было приобрести книжку. Часть книг увёз с собой на БАМ, где трудился целых десять лет. После обучения в Голландии много лет отработал в фирме «CEBECO INTERNATIONAL PROJECTS.B.V.» региональным менеджером по внедрению интенсивных технологий в сельском хозяйстве на Дальнем Востоке и в Сибири. Приходилось много летать – от Новосибирска до Владивостока. Однажды мне предложили провести семинар в Красноярском крае, конкретно – в Сухобузимском хозяйстве у Василия Ивановича Еремина. Вот еду в Красноярск на своей машине, и мысль рождается: ведь мимо Овсянки проезжать буду, не заехать ли мне к Виктору Петровичу Астафьеву. К тому времени я уже прочитал много его произведений, в том числе одно из любимых – «Ода русскому огороду». Думаю, представлюсь поклонником его творчества, он человек интеллигентный, воспитанный, уж, поди, не прогонит. Это было лето, тепло стояло. Нашёл его домик с аккуратным зелёным забором. С правой стороны калитки звонок был. Минут десять ждал, пока кто-нибудь откроет. А за оградой слышались голоса, один громкий, другой чуть тише. Это потом я узнал, что Виктор Петрович так с братом общался, у того проблемы со слухом были. Открыл мне калитку высокий, статный мужчина с приятным загорелым лицом и крепкими руками. Сразу видно – фронтовик, работяга. Настоящий русский мужик с солдатской выправкой и уверенным голосом.

– Здравствуйте, меня Сергей зовут, люблю ваше творчество, очень хотел бы познакомиться, – обратился я к Виктору Петровичу.

Он любезно пригласил меня, брата попросил организовать чай. В Овсянке у Астафьева был достаточно скромный дом, без излишеств и в то же время уютный и ухоженный. Виктор Петрович стал спрашивать, чем занимаюсь, я сказал ему, что внедряю интенсивные технологии в сельское хозяйство. Он усмехнулся, мол, чем русские-то технологии плохи. Всю жизнь люди на земле работали и получали хороший урожай. Но тема явно его заинтересовала, особенно когда я рассказывал о том, каких небывалых успехов удалось достигнуть на Дальнем Востоке при выращивании моркови, редиса, лука и других овощей. Такого урожая история дальневосточного края не помнила. Были и другие крупные проекты, в Шушенском районе, например.

Беседа прошла легко и непринуждённо. Даже не верилось, что сижу и общаюсь со знаменитым на всю страну писателем вот так просто, без всякого пафоса. Виктор Петрович очень располагал к общению. Говорил искренне, шутил, смеялся. Провожая меня, дал свою визитку и сказал, что могу приехать к нему в любой день, но только предупредив заранее. Так началась наша недолгая приятельская дружба. Мы встречались нечасто, но каждая встреча была запоминающейся и дорогой для меня. Он обещал, что обязательно расскажет о моих успешных проектах тогдашнему губернатору региона Александру Лебедю. Кстати, в литературном музее Красноярска на сороковой день после смерти Виктора Петровича Александр Лебедь был лично вместе с губернатором Алтайского края Михаилом Евдокимовым.

– В рассказе «Кража» Виктор Петрович описал все тяготы и лишения детдомовских детей в 30-е годы прошлого века. Вам он что-нибудь о своём детстве рассказывал?

– Были моменты, когда он вспоминал о том тяжёлом для него времени. О том, как у маленьких человечков украли детство и заставили кричать за это: «Спасибо любимому…» Пока родители гнили в лагерях, дети жили как на каторге в детских домах. Об этом он говорил с горечью в сердце и никакого оправдания не давал страшным поступкам, которые совершили в те годы пришедшие к власти люди.

При этом Виктор Петрович не очень любил детские воспоминания. Когда я приезжал, а писатель уже общался с компанией других людей, слушал их разговоры тихо в стороне. И он говорил иногда, что если кто-то хочет узнать подробности его детства, пусть читает рассказы «Последний поклон», «Васюткино озеро» и «Кража», там всё написано.

Голландская редиска не чета нашей

– А про рыбалку, охоту рассказами делился? Может, приходилось вместе рыбачить?

– Нет, наше общение пришлось на последние годы жизни Астафьева, когда он уже хворал, да и мне не так часто приходилось видеться с ним подолгу. Но он всегда признавался, что все самое лучшее, что написал, написано после походов по тайге, где он встречался с простыми людьми: охотниками, рыбаками, егерями. Рядом с ними он находил внутреннее спокойствие и силы для творчества. В фильме «Всему свой час» Астафьев признавался: «Рыбачить я начал рано, на пятом году. Однако таскать пескарей, сорожин и ельчишек мне скоро прискучило. Какое это было счастье, когда брали меня мужики с собой налимничать. Дядя Ваня унюхал, что при мне налимы будто бы попадаются лучше, и впал в суеверие. А после того, как брат дедушки Ксенофонт взял меня с собой на рыбалку и добыл удачно стерляди, я пошёл нарасхват. Северные народы делают деревянного идола и ставят его в нос лодки. Я был живым идолом и шибко гордился тем, что способствую каким-то образом рыбачьему фарту. Бабушка уверяла, что происходит подобное от того, что на мою сиротскую долю Бог обращает особое внимание и поэтому милостиво шлёт рыбу в ловушки».

– Кто, на ваш взгляд, был главным в семье Астафьевых, Виктор Петрович или его супруга Мария Семёновна?

– Трудно однозначно сказать. Виктор Петрович мог проявить жёсткость и в то же время быть приветливым и обходительным по отношению к супруге и окружающим. Как любой творческий человек, мог не сдержаться в эмоциях или, напротив, быть молчаливым и умиротворенным. Одно могу сказать: они любили друг друга, помогали друг другу и поддерживали. Мария Семеновна была правой рукой писателя. Как Софья Андреевна у Толстого, она перепечатывала на машинке сотни листов текста. Помню, приехал как-то, она вышла на секундочку поздороваться и ушла к себе работать. Мне кажется, что именно она во многом сделала Виктора Петровича. Её сила воли, преданность, усидчивость и покорность помогли ему стать настоящим профессиональным писателем, признанным уже при жизни.

Зимой Виктор Петрович и Мария Семеновна в основном жили в красноярской квартире в Академгородке. А весну и лето писатель любил проводить в Овсянке. Нравилось ему копошиться в земле, выращивать овощи и ухаживать за садом. В один из последних годов его жизни как раз ко времени, когда нужно было сажать огород, Виктор Петрович угодил в больницу. И я подумал: почему бы не посадить ему овощи на грядках. Приехал, а земля у него на участке скудная была, совсем не удобренная. Позвонил председателю Емельяновского совхоза, попросил с навозом помочь. Он с удовольствием согласился, отправил целую машину перегноя. Вместе с двоюродной сестрой Астафьева Галиной Николаевной Краснобровкиной мы сделали парник под огурцы, посадили все овощи, которые он любил. В том числе высадили на участке голландский гибридный сорт редиса «Новирэд», преимущество которого в том, что он имеет вегетационный период всего 18–19 дней. Как только культура поспела, нарвал целый пучок и поехал в двадцатую больницу навестить Виктора Петровича. Он попробовал и говорит: «Ну что это за фигня, это не редиска, а горох какой-то. Не то что наша «Жара», крупная, ядреная, не на один укус». В общем, посмеялись немного.

Свою визитку Сергею Капитоновичу подписал сам АстафьевСвою визитку Сергею Капитоновичу подписал сам Астафьев
Свою визитку Сергею Капитоновичу подписал сам АстафьевСвою визитку Сергею Капитоновичу подписал сам Астафьев

Не хотел бы я заживаться долго, неся на себе всё более тяжелеющий воз утрат

– Как родилась идея создания книги «Пролётный гусь»?

– В последние годы Астафьев мало писал, но очень хотел издать свои последние рассказы и затеси. Эту идею поддержал иркутский издатель Геннадий Сапронов. Иллюстрации к книге сделал знаменитый художник Сергей Элоян, а послесловие написал российский критик Валентин Курбатов. Я сказал, что хочу оказать спонсорскую помощь в издании, и Астафьев включил меня в инициативную группу. Мы собирались, обсуждали концепцию будущей книги, обговаривали, какие произведения туда войдут. На одной из таких встреч я высказал предложение включить в сборник и «Оду русскому огороду». Большинство со мной не согласилось, зачем, мол, тащить в книгу старые произведения. А Виктор Петрович подумал и сказал: «Сергей прав, оду надо обязательно включить». И она вошла в сборник. Книга вышла незадолго до смерти писателя. Последние месяцы Виктор Петрович много времени проводил в больнице. Здесь случилась и наша последняя встреча.

Раз в Овсянку я приехал с фотоаппаратом, чтобы сделать несколько памятных кадров. У Астафьева в гостях как раз был двоюродный брат. Хороший стоял денёк, солнечный, и настроение у Виктора Петровича было на подъёме. Но вместе с тем он, кажется, внутренне чувствовал, что жить осталось недолго. За несколько месяцев до кончины начал писать автобиографию. Мария Семеновна спрашивала, зачем он это делает, а Астафьев отвечал, что не хочет, чтобы про него что-то додумывали самостоятельно. «Расскажу сам о себе», – так называется этот небольшой очерк, напечатанный в журнале «День и Ночь» в 2004 году.

В последних его строках автор пишет: «Уже нет не только теток моих Апраксиньи и Августы Ильиничны, и дяди, Кольчи-младшего, не стало и брата моего двоюродного, Николая Ивановича, умерли оба сына Апраксиньи Ильиничны, Александр Павлович и Иван Павлович.

Когда я изредка перебираю старые альбомы с фотографиями, то вижу, что кругом меня обступили покойники, это после семидесяти лет, а каково-то тем людям, которые перевалили за девяносто и не утратили памяти. Поэтому не хотел бы я заживаться долго, неся на себе всё более тяжелеющий воз утрат. Пока еще сохраняется моя трудоспособность, пусть и не такая уже неистовая, как прежде, пока еще ясна память и, хоть плохо, ходят ноги. Но недуги обступают, надвигаются со всех сторон, и хотел бы я, как и многие люди с чистыми помыслами и не до конца утраченным оптимизмом, покинуть всех вас, дорогие мои, не намучив себя и вас, с пишущей ручкой в руках и пусть на слабых, но на своих ногах».

Виктор Петрович прожил непростую, но яркую и насыщенную событиями жизнь. Все его чувства и переживания передают образы его героев. И, конечно, мы, сибиряки, должны гордиться тем, что именно наши места, любовь к ним, к своей малой родине, к лесу и тайге, ко всему живому воспел в своём творчестве Виктор Петрович. Я благодарен судьбе, что однажды она свела меня с этим глубоко мыслящим и талантливым человеком.

Ольга НОВИКОВА (Фото автора)

Из послесловия к книге «Пролётный гусь»

...Он заканчивает книгу «Пролётный гусь» светлой молитвой благодарения Господа. И с этим же врачующим чувством закрываем ее мы. Но настоящего покоя нет. Мятежный художник как будто минует в этой книге вопросы века, бежит от них, проговорившись с отвращением разве только в рассказе «Пионер – всем пример».

А в остальном, все как в лучшие дни и годы, когда силы его были в расцвете и народная любовь к нему всеобща. Его молодые коллеги, да и часто сверстники нынче бегут вперёд сломя голову, бегут к новым сюжетам и новому человеку, а он «отстаёт», договаривает старое, даже подчёркивая это старое ссылкой на давность замыслов, но это «отсталость» здоровой жизни, которой не надо забегать вперёд себя, чтобы чувствовать мерный шаг времени, не совпадающий с суетливым календарем.

Оттого книга и кажется «очередной» и как будто знакомой героями и бытом. Но, вслушавшись, всё-таки на глубине уловишь сбивающееся дыхание именно нынешнего дня и нынешней тоски и тревоги, нынешней духовной неотчетливости. Гони мир в дверь, он постучит в окно. И покоя душе не будет и однозначного отношения к Виктору Петровичу, потому что он уже никогда не выберет одной стороны и одной идеи, предпочитая жить и погибать с человеком, с высшей его правдой, которую сам-то человек часто и уступить готов, да художник ему не позволит и тем убережет полноту, яркость, молодость и нетускнеющую свежесть жизни.

Наш диалог с ним еще долго будет труден, но мы слышим друг друга все лучше, все бережнее, и слава Богу, труд этот обоюден.

Подлинно, как Метерлинк говорил, «надо жить, потому что нет часов без внутреннего чуда». И жить надо и художнику, и герою. Художник не ослабляет своей требовательности к человеку, не смягчает гнева к идеологическому празднословию, но все вернее возвращается к лучшему в себе, к покою и тайне вопреки и поперек всему торжествующему чуду человеческого существования, в Господней полноте и музыке, светящей из глубины его лучших, навсегда дорогих русскому сердцу книг.

Валентин Курбатов, литературный критик