Найти тему
Диана Валиева

Мой ТОП-10 песен The Beatles

Оглавление

10. Let It Be

Эту песню, как, кстати, и Yesterday (об этом позже), Маккартни написал во сне.

В то время группа переживала не лучшие времена, было множество проблем с продюсерами, выпусками дисков и так далее. Но самое неприятное - отношения между участниками постепенно ухудшались, в тот период они и вовсе работали по отдельности. Если другие музыканты спокойно к этому относились, то Пол Маккартни действительно тяжело переживал этот период. И как-то во сне он увидел свою мать, умершую от рака, когда Полу было 14 лет. Она вдохновила музыканта на слова "Mother Mary". Он вспоминал, что во сне мать говорила ему: "Всё будет хорошо, будь как будет (let it be)".

9. Michelle

Песня с альбома Rubber Soul, написана была Полом Маккартни. Однако Джон Леннон и Джордж Мартин неоднократно упоминали в своих интервью, что и они принимали участие в написании композиции. Если мы примем их слова за правду, то Джордж Мартин написал это великолепное соло на акустической гитаре, а Джон Леннон "придал блюза в эту песню":

"Я написал восемь тактов в средней части «Michelle», одной из песен Пола. Как-то он напел мне первые несколько тактов и спросил: «Ну и как мне быть дальше?» Я слушал Нину Симон, кажется, песню «I Put a Spell on You», и там была строчка, в которой повторялось: «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя». Я и предложил вставить это в середину: «I love you, I love you, I lo-o-ove you». Моим вкладом в песни Пола обычно становились блюзовые интонации. В противном случае «Michelle» стала бы чистой балладой. Он привносил лёгкость и оптимизм, а я — печаль, диссонансы, грустные блюзовые ноты"

Обожаю и модуляцию в этой песне, которая создает такие интересные и очень красивые переходы в ведении мелодии. Модуляция (а если точнее, то здесь это отклонение, так как тональности постоянно меняются) осуществляется по одноименным гаммам - фа мажор и фа минор. Начинается песня в мажоре (си бемоль при ключе), далее мелодия периодически скачет из мажора в минор - время от времени здесь появляются ми, ля и ре бемоли. И насколько же филигранно и искусно это сделано! Великолепная композиция.

8. Tomorrow Never Knows

Эту песню часто называют самой странной, самой экспериментальной и самой неординарной за всю историю группы до "Revolver". Написана она была Джоном Ленноном под влиянием книги "Психоделический опыт" Тимоти Лири. Кстати, рабочее название песни было "The Void" - пустота, которую он позаимствовал из работы Лири. Название же Tommorrow Never Knows был придумано Ринго Старром, Леннону оно понравилось, и в конечном итоге именно эта фраза стала заглавием для потрясающей песни.

Меня просто поражает, насколько же Beatles в этой песне обогнали свое время. Она до сих пор звучит, словно музыка будущего. Очень тонкая работа звукорежиссеров, просто гениальная аранжировка! Ну и, конечно же, музыка - насколько уникальные здесь использованы музыкальные формы и барабанная партия. Возможно, это одна из самых влиятельных записей за последние 60 лет, ведь этот трек привнес в мир коммерческой музыки зацикливание ленты и сэмплирование звука.

7. Yesterday

Думаю, самая известная песня Beatles. Кстати, ее Пол Маккартни написал во сне. Проснувшись, он сразу же сел за фортепиано и наиграл мотив, который пришел к нему в голову. И ему постоянно казалось, что он это уже где-то слышал. Он допрашивал всех - от коллег по группе до прохожих на улице, не слышали ли они нигде этой песни. Убедившись, что песню он точно придумал сам, Маккартни дописал композицию и показал ее Леннону, Харрисону и Старру.

Просто акустическая гитара и певец (ну ладно, там потом еще струнный квартет добавляется), вроде здесь все просто, это не такая уж и революционная песня, но, черт, так красиво и атмосферно! А этого уже достаточно, чтобы овладеть сердцами слушателей.

Интересно и то, что основная тональность песни — фа мажор, однако гитара Маккартни была настроена на тон ниже (ну, примерно) и поэтому брал этот аккорд как соль мажор. Возможно, и этот факт добавляет некую "изюминку" в гитарную партию и еще больше насыщает мелодию грустными блюзовыми нотками.

6. Eleanor Rigby

Прекрасная композиция Пола Маккартни.

Очень красивая мелодия и игра струнного квартета. Песня написана в ми миноре и основана на последовательности аккордов Em – C, типичной для эолийского лада. Мелодия куплета написана в дорийском ладу. Это и создает интересный контраст - а уж структура, по которой все это строится, настолько приятна и уникальна, что за одни лишь мелодические мотивы эта песня уже бы занимала место в моем плейлисте.

Eleanor Rigby» стала одним из наиболее новаторских произведений The Beatles: неожиданная тематика, сюжет, стилистика, аранжировка на многие годы задали стандарт развития в популярной музыке. В композиции соединились балладная мелодия, некий марш и отголосок церковной полифонии.

Интересный факт о создании песни. Песня рассказывает историю одинокой женщины по имени Элеонора Ригби и проповедника по имени отец Маккензи. Ригби умирает одинокой и безутешной. Маккензи произносит проповедь на ее похоронах. И Пол Маккартни свято верил, что эти имена он придумал. Однако вскоре после релиза песни выяснилось, что недалеко от дома Маккартни, на кладбище, где он часто бывает, действительно похоронена некая Элеонора Ригби, а рядом с ней находится могила Маккензи. Вот что об этом говорил сам автор:

"Мне просто понравилось это имя. Я искал нечто звучащее естественно. „Эленора Ригби“ звучало естественно. Клянусь, я думал, что именно так я и придумал это имя. Я отчётливо помню, как выбрал имя Эленора, а потом искал правдоподобную фамилию, бродил в районе пристани в Бристоле и, наконец, увидел её на вывеске магазина. Но оказалось, что на Вултонском кладбище, где мы часто бывали с Джоном, есть могила некой Эленоры Ригби. В нескольких ярдах справа от могилы - человека по фамилии Маккензи. Либо это чистое совпадение, либо они всплыли в моём подсознании против моей воли. Скорее всего, дело в моём подсознании, потому что я не раз бродил среди могил вместе с Джоном. Там мы часто загорали, курили. Что ж, значит, вмешательство подсознания вполне возможно — по-другому объяснить это я не могу".

5. A Day in the Life

A Day in the Life состоит из трёх частей: первая и третья на одну мелодию с вокалом Леннона, а вторая — на другую, с голосом Маккартни. Хотя куплеты и представляют собой довольно простые мотивы, исполненные на фортепиано, связки между ними сопровождаются резкими симфоническими вставками, а в конце песня и вовсе переходит в оркестровый шум.

Партия Леннона описывает различные события жизни, увиденные или прочитанные в новостях. Часть, написанная Маккартни, начинающаяся со звука будильника, описывает обычное утро: пробуждение, утренние ритуалы, опоздание.

4. Hey Jude

Шел как-то Пол Маккартни по Бейкер-стрит. Прошел мимо какого-то магазина, нацарапал на стене "Hey Jude" и пошел дальше. Через пару часов до него дозвонился хозяин магазина с угрозами и ором "Как Вы смеете так издеваться над евреями?" и все в этом роде. Естественно, Пол сначала ничего не понял. Позже оказалось, что во времена Гитлера Jude означало что-то типа "евреи - прочь", а хозяин магазина - еврей. Пол попросил прощения у продавца и сказал, что у него и в мыслях такого не было.

На самом деле поводом для написания очередного хита стал бракоразводный процесс Джона Леннона и его первой жены Синтии. Маккартни, как старый друг семьи, всячески старался их поддержать. "Hey Jude" стала своеобразным обращением к наиболее пострадавшей стороне — маленькому Джулиану Леннону, их сыну.

3. While My Guitar Gently Weeps

Песня была написана в 1968 году, когда музыканты уже работали по отдельности. Если кого-то и беспокоили сложившиеся отношения в группе, то точно не Джорджа Харрисона. Условный "распад" группы только раскрыл Джорджа Харрисона как выдающегося музыканта, который немногим хуже своих коллег по группе, а в чем-то даже их превосходит. Как только в группе началась своеобразная сольная работа, Джордж целиком и полностью погрузился в создание музыки.

К написанию "While My Guitar Gently Weeps" Харрисон приступил во время пребывания в Индии. Слова были написаны в Англии, когда Джордж гостил в доме родителей в Уоррингтоне, раздумывал над "И-Цзын" – "Книгой Перемен". Позднее музыкант вспоминал, что задумавшись об идее релятивизма в восточной культуре, он открыл эту книгу, и, увидев в ней слова "gently weeps", немедленно принялся сочинять песню.

Записать соло-партию на гитаре долго не получалось ни у Харрисона, ни у Леннона, ни у других музыкантов со студии. Было записано огромнейшее число демо-версий, но ни одна не сочеталась с другими музыкальными дорожками. Тогда музыканты позвали на помощь Эрика Клэптона, который исполнил партию просто идеально, а в добавок разрядил напряженную атмосферу в группе. В том числе, частично и его заслуга в том, что в записи участвовал Ринго Старр (на тот момент он покинул группу, из-за ссоры с Полом Маккартни).

Очень интересная работа - последовательность аккордов, прогрессия, смешение миксолидийского, дорийского и эолийских ладов, потрясающий бас - великолепная песня.

2. Strawberry Fields Forever

Песня написана Джоном Ленноном, выпущенная синглом.

По сути, земляничные поля - это какое-то место, где человек может позабыть обо всех своих обязанностях, отойти от реальности и ответственности и просто побыть собой. Когда Джону было 6 лет, его родители расстались и отправили сына в город Вултон, жить к своей тете. С тех пор Джон не видел своего отца более 20 лет, а в 17-летнем возрасте потерял мать - ее сбила насмерть машина.

Леннон, который жил под строгим наблюдением своей тёти, находил моменты отдыха и спокойствия, укравшись играть в саду соседнего исправительного дома для мальчиков, руководимого Армией спасения. А название этого викторианского дома было... "Земляничная поляна"!

Возле дома находилось Strawberry Field при исправительном учреждении для мальчиков, куда я ходил на вечеринки в саду вместе с друзьями Найджелом и Питом. Мы туда ходили, тусили и продавали лимонад по пенни за бутылку. Нам всегда было весело в Strawberry Field. Оттуда я и взял название. Но я использовал его как образ. Земляничные поля навсегда.

Это одна из первых песен, где применили прием "задом-наперед" (то есть, прокрутили пленку задом наперед). Таким ходом в дальнейшем активно пользовались различные арт-прог-психодел-исполнители. В этой же песне с помощью такого приема записаны партии меллотрона, свармандала (индийской цитры), виолончели, трубы, карибской перкуссии, хонки-тонк (фортепиано, внутрь которого были помещены кнопки или гвозди).

Думаю, это не только одна из лучших песен Beatles, но и одна из лучших психоделических композиций вообще когда-либо написанных.

1. Something

А на первом месте у меня песня под авторством Джорджа Харрисона.

Работа над песней была долгой и кропотливой. Харрисон написал ни одну сотню вариантов песни, на это у него ушло примерно полгода. Далее было записано множество демо-версий, 43 из которых были полностью доделаны. Песню Something записывали более чем 150 исполнителей, включая Элвиса Пресли, Ширли Бэсси, Перри Комо, Тони Беннета, Фрэнка Синатра, Джеймса Брауна и Смоки Робинсона. Но результат стоил того: сегодня песня Something - вторая по популярности в дискографии Beatles (после Yesterday, конечно).

Окончательная же версия была сделана 16 апреля 1969 года. Песню записывали целиком, от начала и до конца одним дублем (что было большой редкостью). Beatles понадобилось всего лишь 13 дублей (это мало). Ремейк же записывали 2 мая. На этот раз было сделано 36 дублей, составивших основу оригинальной версии. К тому времени, голос ещё не был записан. Леннон играл на фортепиано, Билли Престон — на органе. На этой стадии песня длилась 7:48 и была дополнена четырёх-аккордной кодой в размере 6/8, которая увеличила длину песни почти в 2 раза. В дальнейшем запись еще была подвержена некоторым изменениям - в частности, полностью перезаписали партию Маккартни, добавили бэк-вокал, много изменений происходили в процессе микширования. Но неизменно одно - это великая песня Beatles, которая обогнала свое время и никогда не устареет.