Найти тему
35,2K подписчиков

«Просолились как воблы». Барнаульский экстремал пересек экватор на надувном катамаране

499 прочитали
   Барнаулец Александр Проваторов совершил очередной крутой поход из личного архива героя(ев) публикации
Барнаулец Александр Проваторов совершил очередной крутой поход из личного архива героя(ев) публикации

Барнаулец Александр Проваторов, известный невероятными экстремальными путешествиями, совершил очередной крутой поход. В декабре с питерским другом Андреем Светашовым искатель приключений пересек Атлантику на надувном катамаране Из 23 дней парусного путешествия 15 были штормовыми. В интервью «Комсомолке» Александр рассказал о самых кайфовых и самых неприятных моментах приключения, о том, чем отличается похудение на паруснике от похудения в горах, и как шестое чувство не раз помогло остаться в живых.

   Александр Проваторов из личного архива героя(ев) публикации
Александр Проваторов из личного архива героя(ев) публикации

А что дома-то сидеть?

- Александр, в 2008 году вы пересекли Индийский океан, сейчас - Атлантический. Адреналина на берегу не хватило?

- И это тоже. И как говорит Федор Конюхов: «А что дома-то сидеть?». С Андреем Светашовым мы в 2016-2019 годах проехали на снегоходах от Архангельска до кромки океана, был такой сумасшедший проект. С тех пор подружились и ходим в разные уголки нашей планеты.

   Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации
Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации

Идею с парусником подкинул Анатолий Кулик, с которым мы вместе Индийский океан переплывали. Это путешественник, конструктор катамаранов. В телефонном разговоре Анатолий сказал, что хотят регату делать от Африки до Америки, хочешь, мол. Я позвонил Андрюхе, тот загорелся. Поехали в Геленджик, посмотрели, как катаются куликовцы, сами покатались. Вскоре купили катамаран б/у, оборудовали его, испытали на Ладожском озере по осени, один раз в штормовых условиях, при этом замерзли как суслики, и решили что мы к регате готовы. Но в итоге регата с вертолетами и журналистами отменилась, из всех желающих отправиться в Атлантику остались только мы.

   Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации
Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации

- И вы стартовали одни?

- Да - из порта города Агадира в Марокко. Катамаран отправляли в разобранном виде в грузовом отделе самолета.

   Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации
Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации

Сбросили по десять кило

- Долго катамаран потом снова собирали?

-Так-то на сборку два дня уходит. Но нам лодку пришлось доделывать, доукомплектовывать. Мы, не торопясь этим неделю занимались. Еду притащили, 170 литров воды.

- Интересно, что брали из еды и где она хранилась?

- Набрали в супермаркете, кто что любит - лечо овощные, сыр, яйца и т.д. Холодильника у нас на борту не было, а температура ближе к тропикам повысилась до тридцати градусов. Картошка прорастала, продукты пропадали, мы их выбрасывали. Колбасу брали на экватор, тоже пропала. Варили супы, картошку жарили, яичницу, пили кофе. Из алкоголя были три бутылки красного вина, сбросили каждый за этот поход по 10 с лишним кило.

- Как-то брала интервью с вами после велосипедного путешествия. Там вы тоже солидно сбросили. Чем нынешнее похудение отличается от того?

- На паруснике какое-то пассивное похудение. На велосипеде ты крутишь педали, потеешь, и когда на Эверест поднимаешься - тоже. Здесь ты не потеешь. Но массаж ежедневный – волны долбят дно лодки. Кушаешь при этом мало – питались два раза в день.

   Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации
Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации

- Укачивало, тошнило?

- Морской болезни не было, но когда мы через 11 дней сделали остановку на островах Зеленого мыса, меня на берегу качало. Интересное такое ощущение, как пьяный ходишь. Потом сели на катамаран, прошло.

Штормило нешуточно

- Был у вас дедлайн какой-то? На сколько дней изначально вы планировали путешествие?

- Нам говорили о 30- 35 днях, предрекали, что много времени займут ремонты. Но мы же настраивались на регату и перли быстро, уложились в 23 дня, из которых 15 были штормовыми.

   Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации
Путешествие Александра Проваторова из личного архива героя(ев) публикации

Когда стартовали, нам советовали переждать надвигающийся шторм, но уже не сиделось. И с первого дня нас начало полоскать. Потом был ветер встречный жесткий, приспособились. Самая большая опасность была перевернуться. На этот случай спутниковые телефоны хранились в герметичной упаковке. Если бы перевернулись –можно было бы поднырнуть под лодку, достать их и подать сигнал SOS. Мы зарегистрировались в международной системе службы спасения. Если бы нажали кнопку SOS, координаты тут же получили мимо проходящие суда и береговая поддержка. Случись что-то – они бы нас подобрали.

- А где вы спали во время шторма?

- Каюты на катамаране не было. Во время шторма приходилось спать в мокрых спальниках. Пытались вещи сушить, когда ветер и волны успокаивались, но одежда при этом вся была соленая. И это гадкое такое ощущение ходить в соленом, ощущение, что ты сам просоленный как вобла, поэтому я чаще ходил раздетым.

- Не обгорали?

- Я не обгораю, Андрюха прятался от солнца.

- Чего больше всего там опасались?

- Уснуть на вахте, свалиться. Нас двое, вахта по четыре часа. Изо дня в день! Ты ведь еще не досыпаешь во время движения, ложишься в мокрый спальник, долго привыкаешь, в конце к концов, срубаешься, лодка прыгает по волнам и тебя долбит снизу этим массажем так, что мало не покажется.

Кайф от пресного дождя

- Вот так плыть солеными, с недосыпом, с испорченными продуктами, ложась в мокрый соленый спальник – удовольствие сомнительное…. Не надоело?

- Да, все это было, а потом на экваторе пошел ливень и мы были счастливы как дети, до слез. И понимаешь в такой момент, как человеку мало надо- ведро пресной воды Мы даже успели мылом намылиться и головы помыть чуть-чуть. Наверное, для этого и ходим в суровые путешествия, чтобы на этом контрасте жизнь понимать. Строчки как-то прочитал хорошие в тему у одной поэтессы: «А кто- то нынче, выжив еле-еле, неслыханно-невыдуманно рад!».

- Недавно говорила с Олегом Дудкиным, священником, путешественником , другом Федора Конюхова , совершавшем кругосветное путешествие под парусом. Он сказал, что в океане чувствуешь особую близость к богу, к вечности. У вас было такое чувство или там некогда было подумать на эти философские темы?

- Было время подумать. Ты сливаешься с таким величайшим явлением как огромный мировой океан и чувствуешь себя его песчинкой. В штиль ночью смотришь на небо, а звезды будто рукой можно достать, прозрачность стопроцентная. Кажется, что протянешь руку и возьмешь, потрогаешь млечный путь. И слияние с этим, наверное, главное что туда и зовет моряков, и путешественников.

   Александр Проваторов и Андрей Светашов из личного архива героя(ев) публикации
Александр Проваторов и Андрей Светашов из личного архива героя(ев) публикации

Отбежал за секунду до лавины

- Как часто в путешествиях вас спасало шестое чувство, интуиция?

- Очень часто. Три года назад мы были на Белухе. И это шестое чувство заставило меня неожиданно отбежать от места, которое в следующий момент с грохотом обвалилось. Это видели все. Потом мой сын Андрюша, таким спокойным голосом тихо сказал: « Папа, мне кажется это опасно…».

- Кому из ваших детей больше передалось отцовской тяги к экстриму?

- У меня четыре сыночка и лапочка дочка. Так вот именно 16-летняя лапочка - копия я. Теперь в Сочи просится, хочет прыгнуть с тарзанки.

- В свое время вы бросили учебу в вузе и ушли в путешествия, потом продали стабильную базу «Империя туризма», чтобы начать новые проекты… Много в жизни было таких переломных моментов?

- Очень много, такой характер. Задорнов сказал в одной из юморесок: «Где я и где завтра?». Вот это про меня. Да, я непредсказуемый, могу делать совершенно необоснованные поступки, на 180 градусов разворачиваться.

- Потому что скучно становится?

- Да, но думаю скоро успокоюсь, лет через тридцать (улыбается).

- А сколько можете пролежать, подиванить?

- 1 января рекорд поставил - съел ложку оливье, рюмку коньяка выпил, сказал «немного прилягу» и 21 час проспал! Это говорит о том, как мы вымотались в этом путешествии.

«Жизнь - это не количество прожитых дней»

- В каких путешествиях вам было особенно жутковато?

- Везде было интересно. Не надо думать о жути, о том, что можешь погибнуть, но и не надо об этом забывать. Только дурак ничего не боится. В водном туризме несколько маршрутов наших не пройдены никем до сих пор. Люди не рискуют, а если рискуют, погибают. Я, конечно, боялся. Но самое интересное - преодолеть это на старте. Ты оттолкнулся от берега, и живешь той полной жизнью…

- Можете дать совет тем, кто хочет путешествовать, но что-то останавливает?

- Не терять желание. Жизнь - это не количество прожитых дней, а количество дней, которые ты запомнил. Путешествия стоит запоминать.

Досье КП

Александр Проваторов родился в 1961 году. Организатор и участник сложнейших горных и водных походов, экстремальных путешествий в России и за рубежом.

Александр-чемпион и призер спорта СССР и России по водному туризму, спортивному туризму. Руководитель и участник нескольких водных маршрутов высшей категории сложности на Алтае. Участник восхождений на Эверест, Мак- Кинли, Аконкагуа, Килиманджаро, экспедиции на снегоходах вокруг Северного Ледовитого океана и других экстремальных маршрутов. Президент федерации спортивного туризма Алтайского края. Основатель и генеральный директор «Детской империи туризма» в Алтайском крае.

Автор: Марина КОЧНЕВА