Сейчас значительный поток грузов из Китая в Европу и обратно идет по «Северному коридору», через Россию. Однако санкции, введенные Евросоюзом против России и Белоруссии, делают его всё менее привлекательным. Грузовладельцы ведут поиск альтернатив российскому маршруту. Речь идет о так называемом «Среднем коридоре», или Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ), проходящем через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.
13 апреля 2022 года из китайского города Сиань выехал поезд с грузом спортивных товаров. Так открылось движение железнодорожных составов из Сианя в германский Мангейм через Казахстан, Азербайджан, Грузию и по Черному морю – в обход России.
Показатели 2023 года говорят о том, что именно к этому направлению сегодня приковано пристальное внимание транспортных компаний как КНР, так и ЕС. Так, в отличие от «Северного коридора», ТМТМ в прошлом году показал серьезный прирост грузооборота: 2 млн 750 тыс. тонн груза, что на 64% больше, чем годом ранее. Более того, впервые по коридору была перевезена нефть.
Это пока не означает, что «Средний коридор» в ближайшее время станет основным для перевозок на Евразийском континенте.
Здесь есть множество своих проблем. Однако именно ТМТМ в последние годы начал отнимать у «Северного коридора» значительные объемы грузооборота, и в условиях усиления антироссийских санкций данная тенденция, скорее всего, будет усиливаться.
Соглашение о ТМТМ было достигнуто в 2013–2014 гг. с участием ведущих предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии. Большой интерес к проекту проявил Китай, который как раз в это время начал разработку гигантской трансконтинентальной логистической суперпрограммы «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ».
Это вполне естественно. ТМТМ начинается в КНР.
- Отправная точка – порт Ляньюнган.
- Далее железная дорога идет в уже упоминавшийся город Сиань. Это крупный транспортный узел в центре Китая.
- Следующая важная точка на линии ТМТМ – это Урумчи.
- Потом въезд в Казахстан через Хоргос или Достык.
- Железная дорога идет вдоль всего Казахстана с востока на запад – до портов Актау и Курык.
- Следующий шаг – перегрузка на паромы.
- Они через Каспийское море везут контейнеры с товарами в Баку.
- Далее контейнеры следуют по маршруту Тбилиси – Поти – Черное море. Либо в Турцию через Карс.
Для России неприятно не только то, что товары из Китая теперь пойдут по альтернативному маршруту, а не через её территорию. В марте 2023 года Казахстан впервые направил свою нефть не через российскую систему (Каспийский трубопроводный консорциум), а по Транскаспийскому коридору. Нефть сначала транспортируется либо в казахстанский порт Курык, либо в порт Актау в цистернах. Потом она несколько раз перезагружается, прежде чем попасть к потребителю.
Да, по сравнению с удобством перемещения нефти из Казахстана в Новороссийск через Каспийский трубопроводный консорциум (КПК), процесс использования «Среднего коридора» занимает больше времени и технически сложнее.
Поэтому для России не всё так печально. К тому же ограниченная пропускная способность флота на Каспии увеличила транзитные цены из-за высокого спроса.
Но даже те, кто готов платить дорого не всегда могут переправить нефть и другие товары через Каспий быстро. Судов элементарно не хватает.
Задержки продлили транзитное время до 40 дней, что делает ТМТМ менее привлекательным, нежели альтернативный северный маршрут.
Есть и ещё одна проблема. Каспий мелеет. Текущий уровень глубины акватории портов Актау и Курык в среднем составляет 4,9 метра при нормативном уровне судоходства 6,11 метров. Это позволяет осуществлять загрузку судов только на 75%.
Однако эти препятствия являются преодолимыми.
Ведь «Средний коридор» очень интересен для Запада. Чем? Тем что позволяет ему сохранить торговлю с Китаем. Но не использовать для неё территорию России. ТМТМ лишает Россию её значения хозяйки уникального международного транзита Китай – Европа.
На Западе и придумали этот проект, разработав программу Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia (TRACECA), финансируемую Европейским союзом и Европейской комиссией.
В 2023 году тема «Среднего коридора» широко обсуждалась на многих платформах высокого уровня. В том числе на саммите БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ и Всемирном экономическом форуме. Там представители западных стран, включая Великобританию и США, выразили готовность поддержать проект инвестициями. На саммите G7 договорились выделить 600 миллиардов долларов на развитие "Среднего коридора" до 2027 года.
И, представляете какое совпадение, 23 июня 2023 года Грузия, Казахстан и Азербайджан согласовали пятилетнюю дорожную карту по развитию Транскаспийского (Среднего) транспортного коридора. ТОЖЕ ДО 2027 ГОДА. Об этом сообщил премьер Грузии Ираклий Гарибашвили на совместной пресс-конференции с главой (теперь уже бывшим) правительства Казахстана Алиханом Смаиловым в Тбилиси.
«У нас есть конкретная дорожная карта, о которой мы уже договорились с Казахстаном. Это примерно пятилетний план. До 2027 года мы точно знаем, что должны сделать Грузия, Азербайджан и Казахстан», – сказал Гарибашвили.
А ЗНАЕТ ЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ СО ВСЕМ ЭТИМ РОССИЯ?