Найти тему
Ready Steady Go

7 Удивительных Вездеходов в Мире! Зачем Они Нужны?!

Оглавление

Вездеходы всегда удивляли своими техническими решениями и нестандартными размерами. Но сегодня я собрал для вас самые необычные проекты, которые поразят даже самого искушенного зрителя. От машин размером с дом, до подземного змея третьего рейха, который должен был не просто везде проходить, а делать это напрямик, насквозь! А в конце покажу таинственный американский вездеход, который попытались спрятать в снегах Антарктиды, а потом и вовсе затопили! Почему? Читайте до конца!

ЗИС-Э134

Ах, пятидесятые! Эпоха, когда в СССР зарождались легенды советского автопрома. Представьте себе: холодная война в разгаре, и вот на сцене появляется настоящий инженерный чудо-монстр – супертранспортер, задуманный ни много ни мало, как лучший друг солдата. Его миссия? Быть неуязвимым для любых препятствий, будь то грязь, вода или прочие заграждения. За этим чудом стояло промышленное предприятие с громким именем Иосифа Сталина. Именно там, в 1954 году, был дан старт этому амбициозному проекту. Нужно было создать машину, способную нести на себе до трех тонн груза, тащить прицеп весом до шести тонн и при этом легко маневрировать по любой местности. Звучит как настоящее испытание, не правда ли?

ЗИС-Э134
ЗИС-Э134

И вот, спустя год, легендарный Виталий Грачев, маэстро советского оффроуда, представляет миру прототип этого гиганта. Назовем его "Макет №1". Что в нем особенного? Во-первых, колеса. Удивительное расстояние в полтора метра между осями. Водитель мог управлять этим гигантом, не напрягаясь, благодаря гидроусилителю руля, который на тот момент был удивительной технологией. На испытаниях "Макет №1" показал себя великолепно: траншеи, стены, броды – для него не было преград. И вслед за ним появляется "Макет №2" или ЗИС-134Э2, еще более совершенный. Он стал прародителем знаменитых зиловских амфибий. Но, увы, ни один из этих инженерных шедевров так и не попал в серийное производство, на тот момент всё основное финансирование уходило в ракетостроение.

Тром-20

Тром-20, ещё одно чудо машиностроения, но уже современного. Этот гигант стал не просто вездеходом, а настоящим трансформером! С его трехзвенной, 12-колесной конструкцией, он похож на аппарат из фантастического фильма, способный адаптироваться к любым условиям. И вот самое интересное: последняя секция у него отстегивается! Очень практично!

Тром-20
Тром-20

Тром - 20 без труда перевезет 5 тонн груза через самые зловещие болота, а в пассажирском варианте - до 25 человек. Но это ещё не всё! На твердой поверхности он способен увезти целых 10 тонн. Как он это делает? Благодаря своим новым шинам размером 1750×800 мм. Ведь это не просто колёса, а настоящие двухметровые монстры, позволяющие "Тром-20" нести на себе огромные грузы, не теряя в проходимости. И что он может еще перевозить? Брёвна, трубы, любой тяжеловесный длинномер. Но и это ещё не всё! Представь, на него можно установить пожарную емкость для тушения лесных пожаров, оборудование для прокладки зимников, даже бурильно-крановую установку! А его способность плавать делает его уникальным в своём классе. Аппарат очень достойный и востребованный по всему миру, благодаря абсолютной универсальности. Но давайте расскажу про что-то вообще нереальное?

Змей Мидгарда

Змей Мидгарда - это даже звучит как что-то из мира мифов и легенд. Именно такое название получил грандиозный проект германского инженера Риттера, вдохновленного австралийско-венгерскими траншеекопателями. Представь себе вездеход, который мог бы стать самым большим и самым длинным бронетранспортером в истории! Риттер начал работу над этим проектом в 1934 году. Его целью было создать гибридную бронемашину, которая могла бы ездить как танк, рыть туннели под землей и погружаться под воду до ста метров. "Змей Мидгарда" должен был состоять из 77 отдельных "ячеек", каждая из которых имела бы размеры 6,8 метра в ширину, 3,5 метра в высоту и 6 метров в длину, что давало общую длину в 524 метра! Впереди конструкции предполагалась буровая установка с четырьмя бурами диаметром 1,5 метра каждый. Для ее приведения в действие планировалось использовать 9 двигателей общей мощностью 8800 лошадиных сил. А вот за продвижение вперед отвечали бы 14 двигателей мощностью 19800 лошадиных сил. Предполагалась скорость 30 км/ч на поверхности, 10 км/ч под землей и 3 км/ч под водой. Да уж!

Змей Мидгарда
Змей Мидгарда

На борту "Змея Мидгарда" планировалось перевозить 960 кубометров топлива, а также электрическая кухня, спальные места, мастерские, перископы и множество другого оборудования. Вооружение включало бы 1000 зарядов-мин, легкие заряды и спаренные пулеметы. Общий вес такой машины составил бы 60 000 тонн, а экипаж - 30 человек. Проект, однако, был слишком дорог и амбициозен даже для нацистской Германии, и не удалось найти средства на его реализацию. В конце Второй мировой войны под Кёнигсбергом были обнаружены остатки какой-то большой конструкции, предположительно части "Змея Мидгарда", но точно установить это не удалось.

Зил-Э167

ЗИЛ-Э167 - это очень амбициозный советский проект. Снова за дело берется гений Виталий Грачев и его команда в зиловском СКБ. Заказчик - никто иной, как Московский городской Совнархоз. И вот, в сжатые сроки, они творят чудо. ЗИЛ-Э167 – это не просто вездеход, это настоящий гигант. Он был построен на базе шасси ЗИЛ-135Л, но был гораздо более легким! Стеклопластиковый кузов снижал вес до 12 тонн. И не только кузов, но и колеса из стеклопластика, разработанные в сотрудничестве с МВТУ имени Баумана. Это было поистине революционно! И вот еще одна изюминка – два мощных 180-сильных V8 двигателя, по одному для каждой стороны. Это давало ему возможность перемещаться по бездорожью, с радиусом автономности в 600 км благодаря 900-литровому топливному баку. Но почему же этот шедевр так и не попал в серийное производство? Увы, ответ лежит в его технической сложности. В то время в СССР предпочли более простые и доступные решения, такие как гусеничный транспортер ГТ-Т. Так ЗИЛ-Э167 остался лишь прототипом, экспериментальным доказательством того, на что были способны советские инженеры.

Зил-Э167
Зил-Э167

Вездеход ЭТ-8

ЭТ - 8 стал еще одним проектом, который вышел из под пера советских инженеров. Начало 60-х, холодная война, а в СССР вновь затеяли создание чего-то невообразимого. Под руководством А. М. Хлебникова в специальном отделе института зарождается проект Я-194, получивший неофициальное название "Ураган". Задача? Перевозка людей и грузов по болотам и снегу. Это был настоящий вызов! В этом снегоболотоходе было много интересного, например, регулировка давления в шинах прямо с водительского места. Экспериментальный образец был сделан в 1962 году, и многие увидели в нем сходство с американским Теракрузером MM-1. Но, конечно, существенная разница была в начинке: у американцев – авиационный двигатель, а у советского вездехода – серийный автомобильный мотор. Конструкторы старались использовать серийные узлы и агрегаты. Кабина была взята у АТС, а мотор ЗиЛ-375 с его 180 лошадиными силами обеспечивал неторопливое движение вперед. Интересно, что подвески не было вовсе – вместо неё использовались пневмокатки, которые обеспечивали высокую проходимость и амортизацию, упрощая конструкцию и уменьшая вес.

Вездеход ЭТ-8
Вездеход ЭТ-8

На испытаниях "Ураган" показал себя превосходно, особенно на заболоченной местности. Он двигался устойчиво, сохраняя тягу. В сравнении с гусеничной техникой, например, с ГАЗ-47, у него был больше эксплуатационный ресурс. К 1963 году вездеход модернизировали: установили другой двигатель ЯМЗ-238, удлинили кузов, сделали ряд изменений в конструкции. Изменения коснулись и грузоподъемности – теперь она была уже 5 тонн, а не 8. (задумчиво) Ожидания от новой техники были высоки. Вездеход проходил испытания в разных условиях, демонстрируя своё главное достоинство – минимальный вред пластам с ископаемыми. Но, к сожалению, на госприемке выяснилось, что машина тяжелее своего американского аналога почти вдвое и из-за этого уступает в управляемости и маневренности. И вот так, "Ураган" остался лишь главой в истории советского автопрома, но не стал массовым производственным решением.

ЗИЛ-135Ш

Специальному конструкторскому бюро ЗИЛ была поставлена необычная задача. Создание нечто совершенно невероятного – транспортера для ракеты-носителя Н-1, настоящего супертяжа среди вездеходов. Этот проект был настолько грандиозен, что инженерам пришлось начать с малого, с уменьшенной копии. Перевозка такого огромного груза на Байконур была серьезным вызовом. Ограничения железнодорожного транспорта заставили задуматься о других вариантах. Поэтому и потребовалась эта невероятная машина на 8 четырехколесных стойках, способная нести на себе 100 тонн и двигаться на колее шириной 11,2 метра. На первом этапе они создают условно масштабную модель ЗИЛ-135МШ, размером с обычный грузовик, но с гибридной начинкой. И вот, что самое поразительное: всё, что находилось ниже кабины, было чистой инновацией. Опорно-поворотные стойки от самолета Ил-18, гидропневматическая подвеска, возможность изменять высоту дорожного просвета. Каждое колесо имело встроенный 15-киловаттный электромотор, и стойки могли поворачиваться на 90 градусов для улучшения маневренности.

-6

А вот бензиновый двигатель в кузове был только для питания 120-киловаттного генератора, который в свою очередь приводил в действие мотор-колеса. Другой двигатель V8 использовался для вращения задней оси, что помогало в сложных ситуациях. Но, к сожалению, этот инженерный шедевр так и не увидел свет в полном размере. Концепция проекта изменилась, и от идеи великана, способного нести на себе космический корабль, отказались.

Вездеход Носорог

"Носорог" - вездеход, созданный Эли Агнидесом, инженером с уникальным взглядом на мир. Он был человеком неординарным, вдохновленным самой природой, что и подтолкнуло его к созданию таких необычных механизмов. "Носорог" – вездеход, который действительно напоминал своего животного тезку. Этот металлический гигант с огромными сферическими передними колесами весом 700 кг каждое и меньшими задними, был настоящим чудом инженерной мысли. С его длиной в 5,8 метра, шириной в 2,9 метра и высотой в 2,7 метра, он был как настоящий железный носорог, правда без рога.

Вездеход Носорог
Вездеход Носорог

И вот самое потрясающее: несмотря на свои габариты и вес в 5 тонн, "Носорог" мог разгоняться до 70 км/ч на шоссе и до 8 км/ч на воде. А его способность преодолевать подъемы с углом до 60 градусов и опрокидываться только при 75 градусах – это было настоящее чудо! Замысел создателя был благороден: использовать вездеход для патрулирования границ США и Канады в труднодоступных районах. Однако пограничники и военные не оценили "Носорога". Да, проходимость была уникальной, но практических задач он решать не мог: не мог перевозить много людей или грузов, не имел брони, был уязвим. В итоге, несмотря на все свои необычные характеристики и внешний вид, который привлек внимание журналистов, "Носорог" так и остался в единственном экземпляре.

ВАЗ-2122 «Река»

ВАЗ-2122 «Река - это проект, над которым работали в Тольятти целых 11 лет, с 1976 по 1987 год. Почему так долго? Потому что задача перед конструкторами была по-настоящему сложной. Они хотели создать не просто очередной вездеход, а настоящее многофункциональное транспортное средство, способное справляться как с сушей, так и с водой. "Река" была настоящим техническим чудом. Она могла плавать благодаря вращению своих собственных колес. Перед погружением в воду достаточно было закрыть передний воздухозаборник для герметизации моторного отсека, и вуаля! Бензиновый мотор "один и три", коробка передач, раздатка – все было готово для плавания. Компоненты трансмиссии и ходовой части даже позаимствовали у легендарной "Нивы".

ВАЗ-2122 «Река»
ВАЗ-2122 «Река»

Работа над "Рекой" велась неспешно, но очень тщательно. Шесть версий были выпущены, каждая из которых учитывала ошибки и недостатки предыдущих. Так, в третьей версии удалось избавиться от проблем с охлаждением и перегрузкой трансмиссии. Вездеходы четвертой версии прошли свыше 30 тысяч тестовых километров и 50 часов плавания. После всех этих испытаний "Реку" рекомендовали к военному применению и постановке на конвейер. Но, увы, даже после столь внушительного объема работы, ВАЗ-2122 так и не был запущен в серийное производство. Армия просто не нашла для этого средств.

Snow Cruiser

Снежный крейсер, созданный в 1939 году Иллинойским технологическим институтом и Томасом Поутлером, который имел опыт участия в антарктических экспедициях, был чем-то совершенно новым и революционным. Представьте себе: 17 метров длины, ширина более 6 метров и высота до 5 метров благодаря пневмоподвеске. Этот гигант мог развивать скорость до 48 км/ч и проезжать 8 тысяч километров на одной заправке, благодаря своему огромному топливному баку на почти 10 тысяч литров. "Снежный крейсер" был настолько продуман, что мог служить не только транспортом, но и жильем для экипажа в случае непредвиденных обстоятельств. В нем были комнаты, места для хранения еды, топлива и других материалов. А еще в нем был отсек для хранения и обогрева колес, чтобы они не трескались от мороза, и даже площадка на крыше для пятиместного самолета с дополнительным топливным баком.

-9

Однако, несмотря на все эти инновации, эксплуатация "Снежного крейсера" оказалась проблематичной. Большие колеса без протектора не позволяли ему нормально передвигаться вперед, и вездеход был вынужден двигаться задним ходом, что приводило к перегреву двигателей. В итоге, за 14 дней экипаж смог преодолеть лишь 148 километров. После возвращения Поутлера в США, "Снежный крейсер" стал научной базой, но со временем был забыт в снегах из-за Второй Мировой Войны. Он был обнаружен в 1946 и в 1958 годах, но потом исчез, и многие думали, что его украли советские власти. Но, скорее всего, этот уникальный вездеход покоится где-то на океанском дне, куда его отправили власти, чтобы советам не достались эти уникальные разработки.

Заключение

Ready Steady Go | Дзен

Как это обычно и бывает, многие легендарные проекты, к сожалению, так и не уходят в серийное производство. Спасибо за просмотр!