Найти в Дзене
ABW

Какие изменения произошли на белорусском рынке новых автомобилей

Оглавление

Рост после падения: итоги 2023 года для рынка новых авто и прогнозы на 2024-й.

Итоги ушедшего года принято подводить или в его концовке, или в начале наступившего. Но мы сделаем это в канун китайского Нового года, ведь 2023-й на белорусском автомобильном рынке прошел под знаком брендов из Поднебесной, а БАА лишь на прошлой неделе озвучила статистику продаж.

Ощутимый рост

Рынок новых авто в 2023 году продемонстрировал позитивную динамику: продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) выросли на 47,5% по сравнению с 2022 годом. Но нельзя забывать, что в 2022-м они упали относительно 2021-го на целых 63%, а ведь и предыдущие два года наблюдалась отрицательная динамика.

-2

За год официальными дилерами реализовано 25 408 автомобилей, из них 85,6%, или 21 761 единица, легковых, оставшиеся 3647 машин – LCV.

Конечно, динамика радует, но если взглянуть на диаграмму продаж в предыдущие годы, то можно увидеть, что 21 761 легковой автомобиль – это почти вдвое меньше, чем в 2021 году, и едва ли не втрое меньше, чем в 2020-м.

-3

Новые герои

Десятка самых популярных брендов за год обновилась ровно наполовину. Ее покинули Kia, Renault, Hyundai, Nissan и Toyota. Им на смену пришли JAC, Voyah, Chery, FAW Bestune и Dongfeng.

-4

Неудивительно, ведь в 2022 году на рынке было представлено только 4 китайские марки, а в 2023-м их стало 11, при этом доля «китайцев» в структуре продаж выросла с 31,7% до 82,6%.

-5

Примечательно, что за год продано сразу 573 Audi – остатки былой роскоши. Можно прогнозировать, что спустя год эту марку мы уже не увидим среди лидеров продаж. А вот VW, возможно, сохранит позиции в первой десятке за счет комтранса – все зависит от объемов продаж других брендов, ведь по итогам прошлого года пятую строчку занимает JAC с 346 реализованными автомобилями. Согласитесь, показатели не впечатляют.

Что впечатляет, так это темпы роста продаж Geely/BelGee. 15 706 проданных авто в 2023 году против 4355 машин годом ранее – это +260%. При этом только Coolray/BelGee X50 реализовано 4745 единиц, а Emgrand разошелся тиражом в 5372 экземпляра, став самой продаваемой моделью на рынке. Не будь «Эмгранда», возможно, продажи Lada Vesta были бы более внушительнее, чем 754 машины в течение года.

-6

Сохранит ли свои лидирующие позиции Emgrand в 2024 году, предугадать сложно, ведь совсем скоро на рынок будут выведены несколько комплектаций модели в новой модификации с автоматической коробкой передач вместо вариатора – таких же, которые уже продаются в России и Казахстане. И ценник топовых версий будет явно выше, чем у нынешнего Flagship с вариатором. И остается открытым вопрос, будут ли готовы покупатели доплачивать за обогревы сидений, руля, зоны покоя дворников, климат-контроль и автомат, ведь и вариатор пока показывает себя с лучшей стороны. С другой стороны, среди белорусов все еще много людей, которые опасаются вариатора, да и если в кредитной политике в отношении доступных Geely не произойдет радикальных изменений – удорожание новой версии скажется всего лишь небольшим увеличением сумм в графике ежемесячных платежей.

Если не случится ничего экстраординарного, то Geely/BelGee наверняка останется лидером и по итогам текущего года. Ведь ассортимент должен расшириться. Atlas Pro и Emgrand станут BelGee, а под материнским брендом Geely на белорусском рынке появятся новые Coolray, Atlas и Okavango. Плюс никуда не денутся Tugella и Monjaro, пользующиеся стабильным спросом.

Кто может составить им конкуренцию? Серьезным соперником, способным занять существенную долю рынка, видится Dongfeng.

Переориентация дилеров

Стоит сказать и о набирающей обороты переориентации дилеров. Никому не интересно продавать в масштабах дилерской сети 150 Koleos, 18 Seltos или 8 «Гольфов». Поэтому крупные игроки рынка делают ставку на китайские бренды – других вариантов нет.

«Автопромсервис» в прошлом году стал официальным дилером продукции концерна Dongfeng и уже достиг определенных успехов: 202 реализованных автомобиля этой марки заняли десятую строчку рейтинга продаж. А ведь бренд вышел на рынок только в середине осени. Модельный ряд при этом продолжает пополняться: совсем недавно в нем появились модели, реализующиеся в Китае под маркой Forthing: кроссовер T5 Evo и минивэн M4 U-Tour. Последний для нашего рынка во многом уникальное предложение, ведь за цену около 100 000 рублей конкурентов у него нет и близко.

-7

А ведь есть еще кросс-универсал Shine GS по цене около 60 000 рублей в двухпедальной версии, который способен «откусить» часть аудитории Emgrand, если тот серьезно вырастет в цене.

Не забываем, что у АПС развитая дилерская сеть по всей стране и серьезная маркетинговая поддержка. Именно поэтому перспективы бренда Dongfeng пока кажутся вполне радужными. Думается, что по итогам 2024 года мы увидим эту марку в тройке лидеров продаж.

Еще один крупный игрок – «Атлант-М» – если не переориентировался полностью, то направил серьезные усилия на реализацию продукции концерна Chery. Сначала в портфеле компании появились автомобили брендов Exeed, Jetour и Kaiyi, а недавно компания стала официальным дистрибьютером непосредственно марки Chery, которая давно известна белорусскому покупателю. На открытии нового салона было сказано, что в перспективе возможен выход на белорусский рынок еще двух брендов, принадлежащих Chery Automobile: Omoda и Jaecoo.

-8

Несмотря на то что Chery давно представлена в Беларуси, большими объемами продаж в последние годы марка похвастаться не могла. Возможно, из-за того, что она мало мелькала в рекламе и была не на слуху у потенциальных покупателей. Не исключено, что с ее переходом под крыло «Атлант-М» ситуация изменится.

В реализацию китайских брендов включаются и другие игроки. Еще в 2022 году на белорусский рынок вышла марка JAC, реализуемая несколькими дилерами («Атлант-М» и «ФелОкт-сервис»), весной 2023-го «ФелОкт» начал продажи FAW, осенью «Автосалон-АВ» привезли в страну автомобили бренда BAIC. Как уже говорилось, за год продано 346 JAC; FAW разошлись тиражом в 224 машины, ну а BAIC и вовсе не попали в статистику. Показатели на первый взгляд кажутся несерьезными, если не вспоминать о том, что на третьей строчке Haval с результатом 756 реализованных машин.

-9

В нынешней ситуации на рынке соперничать с Geely сложно, но «Атлант-М» и «ФелОкт» не упрекнуть в нехватке маркетинговых активностей. А вот BAIC только начинает заявлять о себе в инфополе. В модельном ряду этого бренда есть интересные на первый взгляд варианты, но о них пока мало известно потенциальным покупателям.

Битва электромобилей

В конце прошлой недели «Атлант-М» объявил, что стал официальным дилером Zeekr! Именно дилером, поставки будут осуществляться от дистрибьютера, находящегося за пределами Беларуси. Благодаря этому на рынке китайских «электричек», реализуемых официально, появляется конкуренция.

Ведь в 2023 году единственной официально продаваемой маркой электромобилей и последовательных гибридов из Поднебесной была дочка Dongfeng – Voyah, поставками которой занимается «Автопромсервис». Компания продемонстрировала неплохие показатели, заняв шестую строчку общего рейтинга продаж с 250 проданными автомобилями, из которых 244 – Voyah Free. И это за полгода, ведь реализация машин началась летом.

-10

Интерес покупателей понятен, особенно к версиям с гибридной силовой установкой, обеспечивающим приличный запас хода. А вот Zeekr такими модификациями похвастать не сможет, но на рынке «электричек», везенных по неофициальным каналам, спрос на автомобили этой марки, входящей в состав концерна Geely, очень серьезный. И наличие официального дилера в лице «Атлант-М», сервиса и гарантии для сомневающихся будет весомым плюсом.

Электробитва могла бы стать еще интереснее, если бы на белорусском рынке официально появился бренд BYD. Но это, кажется, из разряда фантастики. Впрочем, про Zeekr говорили примерно то же самое.

Новинки будут?

Дилеры говорят, что еще удивят нас, но пока не раскрывают своих планов. Поэтому предсказать, какие марки и модели появятся, если, конечно, появятся, на нашем рынке, тяжело. Но конкуренция всегда идет на пользу конечному покупателю, поэтому хочется видеть новые имена, причем серьезные.

В первую очередь это Changan и GAC. Оба бренда представлены в России, хотя многие помнят, что первый из них уже продавался в Беларуси, более того кроссоверы CS35 Plus и CS75 FL даже собирались на заводе «Юнисон» в Обчаке. Впрочем, в модельном ряду Changan появились куда более интересные модели вроде лифтбека Uni-V или кроссоверов Uni-T и Uni-K.

-11

Не менее эффектно смотрятся и кроссоверы GAC: относительно доступный GS5 и люксовый GS8 II. В этом году ожидается вывод на российский рынок кроссовера Emkoo и премиального вэна M8.

-12

Появятся ли какие-то из этих машин в Беларуси, поживем – увидим.

Наш вердикт

В БАА ожидают в 2024 году 25-процентный рост продаж новых легковых автомобилей по отношению к прошлогодним результатам. И этот прогноз видится вполне реализуемым, если не случится каких-то событий, способных вновь потрясти рынок. Хочется надеяться, что дилеры также плотно поработают над наполнением складов запчастей во избежание ситуаций, когда лобовое или любое другое стекло для замены по гарантии приходится ждать несколько недель, а то и месяцев, не говоря уже о кузовных элементах.

]]>