В настоящее время явление детоцентризма распространено по всему миру. Детоцентризм означает ориентацию на детей и признание их прав и нужд в обществе. Эта концепция выделяет ребенка в качестве центрального фокуса во всех аспектах жизни и общества, включая политику, экономику, культуру и образование.
Детоцентризм подразумевает приоритет прав и интересов детей и стремление к созданию условий, которые отражают их статус как активных и равноправных участников общества. Это также означает защиту детей от насилия, злоупотребления и эксплуатации, а также обеспечение равного доступа к образованию, здравоохранению и другим возможностям раскрытия их потенциала.
Явление детоцентризма можно объяснить несколькими факторами
Сегодня в современном обществе мы видим совершенно иной подход к семейным отношениям и родительству. Раньше родители часто придерживались абсолютно авторитарного стиля воспитания, где дети должны были подчиняться и выполнять приказы родителей без возражений. С древних времен в мире существовал факт выбрасывания младенца со скалы, оставление его на произвол судьбы из-за бедственного образа жизни семьи, из-за пороков развития, незаконнорождённых или как средство регулирования рождаемости. Практика инфантицида была распространена в различных культурах и народах, ценность жизни ребенка была минимальной.
В советское время воспитание детей строилось на трех столпах, от родителей требовалось главное, чтобы ребенок был сыт, одет и был в безопасности. Подход к воспитанию был основан на страхе, вине и наказании. Боязнь физического наказания для детей считалось хорошим мотиватором не совершать неправильные поступки, ребенку нельзя было ошибаться. Использование такого способа могло нанести ущерб психическому и эмоциональному развитию ребенка, вызвать у него чувство неполноценности, страх перед родителями, страх совершения ошибки, снизить самооценку и нарушить доверие к окружающим людям.
Для коррекции поведения своего чада некоторые советские семьи использовали тактику сравнения с «соседом» или другими детьми также может создать в детях ощущение недостаточности и конкуренции, что не способствует здоровому развитию и формированию позитивной самооценки. Использование слова "должен" вместо "хочу" может создать у ребенка ощущение принуждения, лишая его свободы выбора и самостоятельности. Это может привести к недостатку мотивации и формированию пассивного поведения. Запрет на выражение эмоций, включая плач, может привести к сдерживанию эмоций и проблемам в психологическом развитии ребенка. Эмоции являются естественным выражением человеческого опыта, и ребенку следует дать возможность выразить их без страха перед наказанием или осуждением.
Тем не менее, в наше время преобладает тенденция относиться к детям, как к ценностной категории, которых нужно защищать и уважать. Это связано с социальным, педагогическим, экономическим, гуманистическим, экзистенциальным развитием общества. Сегодня все больше признается важность предоставления детям оптимальных условий для их развития, обеспечения их безопасности, здоровья и образования. Это связано с осознанием важности инвестиций в детство и формирования здорового и успешного будущего общества.
Современные родители сталкиваются с тем, что могут часто испытывать чувство вины, страха, стыда перед неудовлетворением потребностей своих детей, стремятся дать своим детям все возможное и обеспечить им лучшую жизнь. Они хотят, чтобы дети были счастливыми и успешными, и ощущение неудачи или невозможности удовлетворить какую-то потребность может вызывать чувство вины. Они часто сравнивают себя с другими родителями, видя, как они успешно решают проблемы своих детей, и это усиливает их сомнения в своих способностях.
Кроме того, ускорение жизни приводит к большему давлению на родителей. Они часто испытывают стресс, пытаясь уравновесить свою собственную жизнь с требованиями детей. Они могут ощущать страх перед тем, какие последствия могут быть, если они не смогут удовлетворить потребности детей, например, потерю их доверия или любви.
Распространение детоцентризма также связано с развитием современной медиакультуры. Реклама и развлекательная индустрия активно создают образ ребенка, потребляющего определенные товары или услуги. Социальные сети заполонили публикациями по воспитанию и развитию ребенка. В результате, родители под воздействием этих образов стараются обеспечить своим детям все, что они видят в телевизоре или интернете.
С изменением социальных ценностей и норм современное общество все больше признает права и потребности детей. Ребенок считается обладателем собственных прав, а не просто подчиненным родителям.
Существенную роль играют изменения в сфере образования и психологии. Открытия и исследования в области развития и психики детей дали родителям больше информации о том, какие методы и подходы к воспитанию являются наиболее эффективными и благоприятными для развития ребенка. Ученые сегодня утверждают, что авторитарный стиль воспитания может нанести вред психическому и эмоциональному состоянию ребенка, а более эмпатичный и демократический подход способствует его развитию.
В целом, сочетание этих факторов приводит к детоцентризму - приоритету прав и потребностей детей при воспитании и взаимодействии с ними.
К родителю же предъявляют много требований школа, общество, педагоги и воспитатели, вся ответственность за ошибки и победы детей лежат на плечах родителей. Необходимо быть внимательным к развитию, здоровью и образованию своего ребенка, заниматься с ним дома, помогать в выполнении домашних заданий, следить за его прогрессом и успехами в школе, участвовать в родительских собраниях и мероприятиях, связанных с образованием. Также, родители должны участвовать в жизни школы, быть в ней активными и поддерживать ее деятельность, выполнять свои обязанности в соответствии с правилами школы и общественными нормами.
В результате, многие родители стараются быть ближе и "дружественнее" со своими детьми, стали более осознанными воспитателями, уделяющими больше внимания эмоциональному, когнитивному и психологическому развитию своих детей. Стараясь быть идеальными под чутким взором общественности, родитель может испытывать чрезмерное давление, что зачастую может привести к выгоранию самих родителей.
Такой дисбаланс внимания и усилий может привести к чувству бессилия, недовольства, разочарования, усталости и отчуждения, что в конечном итоге может привести к эмоциональному и физическому истощению. Родители могут испытывают стресс от непрерывных требований в отношении детей, постоянных ожиданий и ролей, которые им приходится играть.
Для детоцентризма характерно увеличение прав детей, увеличение обязанностей родителей, уменьшение прав родителей и уменьшение обязанностей детей.
Исходя из этого, неравновесие власти и внимания в семье может иметь негативные последствия. Родителям часто не хватает времени и энергии на удовлетворение своих собственных потребностей, желаний и самореализации. Они ставят интересы детей выше своих собственных и часто забывают о заботе о себе, они могут почувствовать себя запертыми в роли "только родителя", что может привести к чувству утраты своей собственной личности. Более того, чрезмерное удовлетворение всех желаний ребенка может привести к его эгоцентризму, социальному инфантилизму, слабой способности к самостоятельности и решению проблем.
В общей сложности, современная тенденция относиться к детям как ценностной категории является позитивным шагом в развитии общества, но чрезмерное старание быть «профессионалом» в процессе развития и воспитания своего ребенка, отказ от удовлетворения своих собственных потребностей может привести к состоянию истощения эмоционального, психического и физического здоровья. Поэтому важно находить баланс между удовлетворением потребностей детей и заботой о себе как родителе. Родителям необходимо помнить, что их собственные потребности важны и также нуждаются в удовлетворении.
Совмещение явления детецентризма и желания воспитать свое чадо счастливым и здоровым может быть достигнуто через сочетание следующих подходов:
*Находите время для себя: Найдите хотя бы небольшой кусочек времени каждый день, чтобы заняться собой, побаловать себя или просто отдохнуть.
*Питание и физическая активность: Старайтесь правильно питаться и уделять время физическим упражнениям, даже если это займет всего 30 минут в день.
*Поддержка от окружающих: Попросите помощи у родственников, друзей, чтобы освободить время для себя.
*Регулярные походы к специалистам: Не забывайте о своем здоровье и посещайте регулярно врачей и других специалистов.
*Уделяйте внимание своим эмоциям: Не забывайте о своих эмоциях и чувствах, старайтесь найти способы расслабления и умиротворения.
*Не забывайте о своих хобби и увлечениях: Найдите время для своих увлечений и хобби, которые приносят вам радость и удовлетворение.
В отношении детей:
*Установите четкие границы и правила: Детецентризм предполагает учет интересов и потребностей ребенка, однако это не означает полное отсутствие правил и границ. Важно установить ясные и понятные правила, которые помогут ребенку развиваться и чувствовать себя в безопасности.
*Слушайте и уважайте мнение ребенка: Учитывайте мнение и желания ребенка, позволяйте ему иметь выбор и принимать решения в рамках разумного. Важно устанавливать баланс между автономией ребенка и родительской заботой.
*Формируйте здоровые привычки: Воспитывайте ребенка в здоровой и активной среде. Включайте его в физические и спортивные активности, предлагайте полезную и сбалансированную пищу, создавайте условия для достаточного отдыха и сна.
*Последовательно обучайте эмоциональным навыкам: Научите распознавать, понимать и управлять своими эмоциями. Помогайте ребенку развивать эмоциональное интеллект.
*Поддерживайте здоровые отношения: Создайте атмосферу любви, поддержки и взаимопонимания в семье. Проводите время вместе с ребенком, общайтесь, слушайте и проявляйте понимание его чувств и эмоций.
*Обратите внимание на развитие личности ребенка: Помогайте ему раскрыть свой потенциал, поддерживайте его увлечения и интересы. Создавайте условия для развития самостоятельности и самовыражения.
*Практикуйте баланс между самостоятельностью и поддержкой: Позволяйте ребенку самостоятельно испытывать, узнавать и изучать мир, но при этом оказывайте необходимую поддержку и руководство.
Мы помним основное правило на борту самолета: сначала надеть маску кислорода на себя, а потом необходимо помочь ребенку. Точно так же и в текущей ситуации мы должны сперва обеспечить себе спокойствие и эмоциональное равновесие, а затем заботиться о детях.