Вступительное слово
Почти два года я придерживаюсь вегетарианства в его умеренной форме – практикую так называемое лакто-ово-вегетарианство (употребляю молочные продукты, яйца, мёд, но не употребляю мясо, рыбу и их производные). Также я стараюсь избегать ношения одежды из натуральной кожи, меха и т.д.
Таким образом, мой личный опыт как «травоядного» существа пока невелик; но эту статью я хочу посвятить самой идее вегетарианства, его мотивам, а также вопросу целесообразности и оправданности данного образа жизни (да, вегетарианство – это именно образ жизни, а не пищевая модель, это придумано не мной). Подробно и детально эта тема мною не изучалась, я не читал трудов, посвящённых вегетарианству, и всё, что я знаю, получено на основе поверхностных обзоров разных источников. Тем и лучше – в любом случае, вряд ли я скажу что-то принципиально новое – ибо всё уже сказано до нас - но моё рассуждение будет более непосредственным и свежим, как кисть наивного художника. Потому я заранее и оговорился, что действую, как дилетант, будучи просто неравнодушным участником событий.
Сразу оговорюсь, что меньше всего мне хотелось бы пополнить ряды радикальных вегетарианцев. Я имею в виду тех товарищей с агрессивной риторикой, которые на чём свет стоит проклинают мясоедов-трупоедов и во все стороны кричат о своём вегетарианстве/веганстве, зачастую лишь раздражая этим окружающих. Агитация и пропаганда – это, конечно, хорошо, но в рассматриваемой области нужно быть корректным и деликатным, чтобы не получить обратный эффект. Поэтому от оголтелой пропаганды я постараюсь воздержаться.
Поскольку современная медицина не имеет единого мнения относительно вредности/полезности вегетарианства, и доводов ЗА примерно столько же, сколько и ПРОТИВ – эту тему я в данной статье не затрону. Сам же я не обладаю необходимыми знаниями, чтобы рассуждать о медицинской стороне вопроса.
Также считаю необходимым отметить, что идея строгого вегетарианства – веганства – мне не близка, хотя, безусловно, к веганам я отношусь с уважением. Однако сам я не готов отказаться, например, от молочных продуктов, которые рассматриваются веганами как продукт эксплуатации животных. Мир устроен так, что мы, люди, так или иначе вынуждены вступать во взаимодействие с окружающей живой средой; жить на полном самообеспечении, не эксплуатируя окружающую среду (будь то животный или растительный мир), практически невозможно. Важно лишь минимизировать эту эксплуатацию, не допуская варварства.
Животных здесь я буду упоминать в широком смысле, имея в виду биологическое царство животных, которое включает также птиц, рыб и т.д.
Итак, приступим.
Как я пришёл к вегетарианству
Несколько лет назад, уже будучи довольно зрелым человеком, я поймал себя на мысли, что добрую половину своей жизни я не отождествлял в своём сознании мясные продукты, которые употреблял в пищу, с существами, которые некоторое время назад ходили, хрюкали, мычали, кукарекали и т. п. Парадоксально, но с детства я смотрел на мясо как на конечный продукт – так же, как на хлеб, макароны, картофель, даже не задумываясь о том, как это мясо попадает к нам на стол. Звучит глупо, но так оно и было. Конечно, я понимал что говядина – это мясо коровы, свинина – мясо свиньи (не слабоумный же), но, скажем так, сам технологический процесс был вне зоны моего внимания. Я просто ел мясо, ел его всю свою сознательную жизнь, и считал это правильным и необходимым.
Кстати говоря, такому вот безразличию очень способствуют различные рекламные вывески и этикетки – на некоторых из них изображают, например, весёлую курочку или свинку, которые будто только того и ждут, чтоб их съели - и это на уровне подсознания вводит в заблуждение. Получается, что каждое животное мечтает о том, чтобы его убили быстро и безболезненно (неточная цитата, автора я вспомнить не смог). Но, увы, это далеко не так.
Первые ростки сомнения взошли в моём сознании, когда мне было около 26-ти лет от роду. Что конкретно повлияло на меня – предполагаю, что музыкальная среда. Будучи причастным к панк-рок-безобразиям, я знал, что существует, например, движение Straight Edge, то бишь панки-трезвенники, а среди них (или помимо них) встречаются ещё и панки-веганы, эвона как.
Но трезвость меня в те годы интересовала мало, а вот идеи вегетарианства и ненасилия в отношении животных как-то легли на душу. Тогда же состоялся мой первый вегетарианский опыт (мы договорились с товарищем и на 3-4 месяца отказались от мяса, но ели рыбу). И ещё около 8-ми лет потребовалось для того, чтобы мои взгляды созрели и воплотились в конкретные действия (этому поспособствовал близкий человек - Л.Ф.). Все эти 8 лет я был мясоедом, но с интересом относился к практикующим вегетарианство людям и уважал их выбор.
Примерно в тот же период, когда я впервые усомнился в правильности мясоедения, или даже чуть ранее, я стал ярым противником ношения меха (и остаюсь им до сих пор). Мне достаточно было узнать, сколько, к примеру, норок требуется убить для изготовления одной шубы. И, главное, ради чего? Чтобы какая-то дамочка могла продемонстрировать свой «высокий» социальный статус и достаток, дефилируя в дорогостоящей шубке? Чтобы дядя средних лет мог напялить на голову огромную меховую шапку, как у полярника, и гордо вышагивать в ней (нахрена она ему в средних широтах, прости, господи)? Вынужден расценивать это как дикарство. В наш технологичный век, при имеющемся изобилии различных синтетических материалов, не уступающих по своим характеристикам натуральным, можно и нужно обойтись без подобных архаических замашек.
Не стоит думать, что я теперь всё существовавшее до нас человечество осуждаю за «неправильный» выбор пути. Хотя, конечно, варварства и дикости хватало с лихвой. Думаю, что вегетарианство в полной мере стало возможно лишь в индустриальном/постиндустриальном обществе. Природные, климатические условия исключали возможность существования вегетарианства – по крайней мере, на северных территориях. Употребление мяса было оправданно, ибо быстро получить нужное количество калорий из растительной пищи, да ещё в холодных широтах – задача практически невыполнимая.
Да, двести лет назад житель Сибири не смог бы обойтись без теплой одежды, изготовленной из шкур и меха животных. Но то, что было необходимо и оправданно сто, двести, триста лет назад – сейчас превратилось лишь в чью-то тщеславную прихоть, каприз, который стоит немалых денег, но не стоит гибели даже одного зверька.
Аналогично дела обстоят и с питанием – современные технологии и развитые межгосударственные экономические связи дают возможность употреблять растительные продукты со всех континентов, получая все необходимые питательные вещества. Любой супермаркет предоставит вам такой широкий выбор различных продуктов, о котором лет тридцать назад у нас в России можно было только мечтать.
Подчеркну, опять же, что именно наше благополучное время (я имею в виду последние несколько десятков лет), ознаменованное беспрецедентным ростом технического прогресса, позволяет при желании легко исключить из своего рациона мясные продукты – ранее, в голодные и полуголодные времена, не было возможности выбирать, чем набить живот. Да и разве будешь сильно беспокоиться о судьбе животных, когда сам живешь впроголодь?
Чем определяется право на жизнь?
Один из интересующих меня вопросов - насколько правильно ставить право существа на жизнь в зависимость от его интеллекта или степени развитости его сознания (самосознания)?
С точки зрения христианской доктрины животные не имеют души. Священное писание прямо говорит, что животные созданы для человека и его потребностей:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,]и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;» (9:1-9:3)[Бытие].
Таким образом, убийство животных религией допускается (разумеется, с оговорками -христианство диктует нам и здесь проявлять необходимый гуманизм). Христианская вера учит нас любви, и любовь эта должна распространяться и на братьев наших меньших, к которым мы не должны допускать жестокого отношения.
Отношение церкви к вегетарианству неоднозначное – с одной стороны, существуют православные посты, когда употребление животной пищи ограничивается. Также мне известно, что некоторые монахи, принявшие схиму, могут отказаться от мясной пищи в целях смирения, претерпевания дополнительных лишений для совершения трудного духовного подвига.
Но в то же время церковь однозначно не одобряет такую форму вегетарианства, когда человек ставит во главу угла жизнь животного, а не жизнь ближнего, когда он впадает в гордыню, считая себя лучше, гуманнее остальных людей. И в этом есть определённый смысл.
В гражданско-правовой сфере животные и вовсе приравнены к вещам – юридически это так. Можем ли мы согласиться с этим? Есть ли у животных вообще право на жизнь, или это выдумки зоозащитников? Лично я полагаю, что есть, и умалять его можно только в случае особой необходимости – например, для получения лекарств, которые спасают сотни тысяч жизней, или если к употреблению мяса есть строгие медицинские показания и т. п. Но делать это нужно максимально гуманно, и ни в коем случае не оправдывать уничтожение живого существа тем, что оно «ничего не понимает или не ощущает». Знаете, порой встречаешь людей, которые интеллектом даже не дотягивают до крупного рогатого скота, а порой они ещё агрессивны и злы – но их убивать запрещают закон и мораль, а безобидных коров – вроде как можно. В нормальном человеческом обществе уровень умственного развития никогда не является определяющим в вопросах права индивида на существование – весь цивилизованный мир однозначно признаёт неотъемлемое, естественное право человека на жизнь, каким бы он ни родился – умным, глупым, гением или отсталым. При этом мы с уверенностью обесцениваем аналогичное право животного, объясняя это его низким интеллектом или «недостаточно» развитым сознанием. И это только потому, что человек – венец творения. Мне не видится это справедливым.
Мы любим кошек и собак, но почему-то отказываем в праве на жизнь тем, кто ничуть не уступает им в развитии. Представьте, что какой-то злодей убил собаку ради еды или просто из садистских побуждений. Подобные новости, попадая в интернет-пространство, неизбежно поднимают волны праведного гнева, ненависти, порождают бурные и эмоциональные споры, обсуждения. Но ежедневно на мясокомбинатах убивают бесчисленное множество не менее развитых существ, таких же, между прочим, млекопитающих, как и мы, которые «виноваты» лишь в том, что их мясо приятней на вкус, чем собачатина. И при этом никто не сокрушается по поводу убитых коров или свинок. Это, вроде как, норма. Двойные стандарты, фарисейство? Безусловно.
Недавно интернет-сети взбудоражила новость о несчастном коте, выброшенном проводницей из поезда. Натурально, произошел цифровой взрыв народного негодования, что само по себе, конечно, радует и является признаком того, что человечность нами не утрачена. Конечно, я тоже не остался равнодушным к судьбе этого кота. Но жаль ли всем тем, кто желал проводнице страшной кары и муки адовой, тех телят, поросят, кур, индюшек, гусей, мясо которых они употребляют на обед и ужин? Сомневаюсь. А чем эти существа хуже того кота? Не такие миленькие? А телятину вы любите, мои незримые сердобольные друзья? Поинтересуйтесь, в каком возрасте убивают телят – это же младенчество, по сути. Так-то.
Часто слышал такую фразу: «ну ведь животных специально выращивают для мяса, для этого и существует животноводство». Господа, разве мы ведём речь о популяции свиней? Меня этот вопрос волнует мало. Я понимаю, что их выращивают специально, а потом свиноматки ещё нарожают, а потом ещё и ещё. Я говорю о том, что свинья так же испытывает боль, страх и муки, как и человек. И неважно, родилась она кабаном в диком лесу или выведена на ферме – разницы никакой. Так, может быть, всё же ключевым фактором, определяющим право существа на жизнь, более логично было бы сделать хотя бы степень его чувствительности к боли и страданиям, а не интеллект или сознание?
О должном отношении к обречённым
Как-то я задавался несколько странным, но не лишённым смысла вопросом – каково должно быть отношение к домашним животным, обречённым на смерть ради мяса? С одной стороны, ответ очевиден – к ним нужно относиться максимально лояльно, с душой, заботливо. С другой стороны, тут криводушие и лицемерие достигает всех мыслимых пределов – сегодня я ухаживаю за коровой, ласково зову её, кормлю, холю, а назавтра убиваю – потому что «так надо», якобы. Судьбинушка у коровы такая, мол. Кормлю свиней, но не из добрых побуждений, а чтоб жирку нагуляли, чтоб вкусней потом было. Тут сам процесс неизбежно вынуждает человека быть неискренним, двуличным.
Когда я в разговоре со своим дедушкой затронул вопрос вегетарианства, он рассказал мне, что в пору его детства, когда он жил в деревне, хозяева домашнего скота порой сами жалели свою животинку и не могли её забить, когда это было необходимо – трудно было решиться. Тогда приходилось обращаться к соседям, знакомым, которые помогли бы совершить неприятное действо. Ибо люди привязываются к животным так же, как друг к другу, а зачастую и сильнее.
Ну а если относиться к скоту, как скоту – «всё равно ведь на убой» – так и это жестоко, недостойно человека разумного. Получается, нужно выбирать - либо быть варваром, либо лицемером. Понятное, что второе зло предпочтительнее, ибо гуманнее. Но ведь можно и не выбирать?
Знаю я людей, которые готовы и сами убить животное для пропитания, и не испытывают по этому поводу каких-то угрызений совести. На мой взгляд, это жестоко, но хотя бы честно с их стороны. Они в какой-то степени «право имеют», в отличие от «дрожащих тварей» хотя, конечно, такой безжалостный, потребительский взгляд у меня никакого одобрения не вызывает.
В числе прочего, есть и ещё один ужасный момент, обусловленный как раз меньшей умственной развитостью животных в сравнении с людьми – животное, в отличие от человека, не понимает, за что и ради чего его убивают или мучают. При этом живое существо, приговорённое к смерти на мясобойне, практически полностью лишено возможности как-либо повлиять на свою дальнейшую судьбу.
Убийство из гедонистических побуждений
Особое отношение у меня к охотникам. Тут скажу прямо, что свои взгляды в этой части я первоначально почерпнул в одном из интервью Егора Летова, который, как известно, охотников ненавидел (равно как и вегетарианцев, впрочем): «Кто меня по-настоящему бесит, кого бы я убивал своими руками, живьём зарывал в землю — это охотники. Те, у которых нет нужды в мясе. Те, которые убивают ради удовольствия. Что я бы сделал, если б у меня была власть — это открыл бы охоту на них самих».
Здесь я, как и автор цитаты, имею в виду любительскую охоту, то есть охоту ради удовольствия. Действительно, в современном мире у подавляющего большинства людей нет необходимости скакать по лесам и болотам с ружьём, но для многих это является эдаким хобби – вот, мол, какой я добытчик, ухарь и ловкач (главное, не забыть опубликовать в соцсетях залихватское фото с трофеями). Отношение к такому увлечению у меня максимально негативное. Однако стоит заметить, что животное, убитое в естественной среде, как правило, умирает сразу – и страдает недолго, в отличие, от тех, кого месяцами мучают на фермах. Здесь я веду речь говорю об относительно гуманной охоте, без всяких капканов и браконьерства – к любителям упомянутых методов у меня, пожалуй, отношение ровно такое же, как и у Летова. Аналогично я отношусь к ублюдкам, которые мучают животных, совершают ритуальные жертвоприношения (вне зависимости от конкретного мотива) или любят предаться гастрономическим извращениям а-ля фуа-гра – их я бы лишил некоторых естественных прав, если бы мог. Пищевая невоздержанность, желание вкушать дорогие «деликатесы», за производством которых стоят долгие мучения живых существ – удел дикарей, как мне видится. Причем предела собственному чревоугодию нет; не умеющий насытиться малым - не насытится и большим.
Вегетарианство как результат взросления человечества
Зачастую в спорах сторонники употребления мясной пищи приводят такой аргумент: «человек создан хищником/всеядным, он всегда ел мясо, так устроена природа, так было всегда».
Ну, извините, публичные казни и пытки тоже были всегда. Даже детишек с собой брали поглазеть. Однако в последние столетия всё же наблюдается некая тенденция гуманизации в этой области, не так ли? А в Древнем Риме, например, бытовали и считались нормой известные отношения, за которые сейчас бы дали тяжкий срок. Каннибализм существовал не одну тысячу лет. Колдунов и ведьм тоже сжигали, да и работорговлю считали нормой, но перестали ведь.
Можно справедливости ради отметить, что вегетарианство тоже «всегда было», ибо практиковалось ещё с античных времён (Древняя Индия и др.).
Человечество никогда не гнушалось перестраивать мир под себя – осушать болота и реки, вырубать леса, рыть каналы, лишать животных, птиц, рыб естественной среды обитания, всячески истреблять их. Так почему же сейчас не попытаться в очередной раз изменить мир и наше отношение к нему – но в лучшую сторону, стоя на гуманистических позициях? В наше технологичное время это сделать можно, а значит - нужно.
Я вижу в этом некое «взросление» социума, и весьма закономерно, что с наступлением человеческой зрелости наступает переоценка, переосмысление многих привычек, взглядов, обычаев, существовавших на ранней стадии развития. Так же мы пересматриваем и заново осмысливаем свои глупые и ветреные поступки юности, будучи зрелыми, и многие вещи, которые ранее казались нормой, уже вызывают лишь недоумение, стыд или вовсе отвращение.
Интересно, что, по моим наблюдениям, основная часть тех, кто ест мясо, сами его добыть не готовы – как правило, не имеют соответствующего навыка и моральных сил. Причём второе более значимо в свете настоящей статьи. Это тоже определённым образом говорит о том, что человечество преодолело период варварства, но ещё не готово шагнуть на следующую ступень. Кушать вкусно хочу, а вот кровь и кишки и требуху - уберите от меня. Ну, дружок, нечестно это как-то получается, хорошо же ты устроился, в цивилизованном обществе-то. Привык, что мясо само появляется на прилавке магазина, а что было ДО – и слышать не хочешь. Любишь медок – люби и холодок, будь готов и сам пустить кровь. Это ежедневное лицемерие настолько привычно нам, что мы сами его не замечаем.
Я задумывался о том, что, употребляя в пищу мясо млекопитающих, подобных себе, мы практикуем эдакую форму каннибализма. Да, наша культура (да и большинство других культур) предполагает употребление мясной пищи, и эта пищевой стандарт формировался тысячелетиями. Ломать этот канон – значит, ломать все устои, уклады, которые сопровождали человека на всём протяжении его существования. Именно поэтому любой вегетарианец в обществе рискует прослыть, как минимум, чудаком. Были и остаются цивилизации, религиозно-культурные общности, где употребление мяса вообще (или употребление мяса отдельных существ) не является приемлемым. Но это лишь капля жизни в океане страданий.
Приведу несколько подходящих цитат в рамках рассматриваемой темы.
Альфонс де «Ламартин: «Было время, когда люди ели человеческое мясо и не находили в этом ничего дурного. И теперь еще есть такие дикие люди. Переставали люди есть человеческое мясо понемногу. Так же и теперь понемногу перестают есть мясо животных, и очень скоро придет время, когда люди будут чувствовать такое же отвращение к мясу животных, какое они чувствуют теперь к человеческому».
Лев Николаевич Толстой:
«Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него».
«Как бы убедительны ни были доводы против безубойного питания, но человек не может не испытывать жалости и отвращения к убийству овцы или курицы, и большинство людей всегда предпочтут лишиться удовольствия и пользы мясной пищи, чем самим совершать эти убийства».
Кажется, у того же Толстого мне встречалось приблизительно такое высказывание – «мы доим корову, получаем молоко, кормимся этим долгие годы, и какую же благодарность за это мы воздаём ей? Мы убиваем её». То же самое можно сказать и об овцах, курах и т.д.
Заключение
Полностью соглашаясь с вышеприведёнными цитатами известных мыслителей, я, тем не менее, был и остаюсь скептиком. Я не верю в то, что человечество в один прекрасный момент откажется по гуманистическим соображениям от убийства животных. Допускаю, что с дальнейшим развитием таких технологий, как клонирование, животноводство станет попросту невыгодным, и потому сократится до минимума. Было бы прекрасно, но пока об этом говорить сложно.
Я не строю иллюзий и прекрасно отдаю себе отчёт в том, что вегетарианцы, отказываясь от употребления и использования продуктов убийства, не оказывают какого-либо заметного влияния на объёмы мясной/пушной/кожевенной/рыбной промышленности. Процент «травоядных» в социуме ничтожно мал – по крайней мере, в наше время.
И даже если вегетарианцем станет каждый пятый (а об этом сейчас можно только мечтать), сомневаюсь, что смертоносные масштабы сильно сократятся. «Как убивали, так и будут убивать» - пел уважаемый Егор Летов (правда, имея в виду людей). Всё-таки, вегетарианство, если оно просто является индивидуальной личностной установкой – по сути, форма пассивного сопротивления. Воздерживаясь от приобретения и употребления мяса, мы не спасаем животных – мы спасаем лишь свою совесть, следуя определённым этическим правилам. Но даже в этом личном начинании я вижу основательный смысл. Это правильно, это здраво, так должно быть, несмотря ни на что.
Вегетарианство в моём понимании – это больше, чем диета. Это образ мышления, почти философия, мировоззренческая модель отношения к окружающему нас миру, где мы такие же гости, как и все остальные живые существа. Быть вегетарианцем в широком смысле – это не только быть последовательным в соблюдении определённых установок. Это значит, стараться любить и жалеть всех существ одинаково, вне зависимости от того, лает это существо или мычит, крякает или мяукает, летает, бегает, плавает или ползает. Вегетарианец будет избегать развлечений, основанных на бесчеловечном обращении с животными (передвижные, контактные зоопарки, цирки), он не пройдёт мимо голодного, раненого или замерзающего существа. И необязательно любить животных больше, чем людей – достаточно оставаться человеком по отношению к животным.
До абсурда идеи вегетарианства доводить тоже не нужно - вопросы легитимности убийства комаров оставим для интернет-троллей. Но и к миру насекомых, кстати, нужно относиться аккуратно – как и к зелёному миру. Никто же не приветствует варварскую вырубку лесов или уничтожение тех же растений. Вегетарианство и экозащита, охрана окружающей среды должны идти рука об руку.
Есть у меня и вопросы, на которые трудно ответить самому – например, насколько правильно кормить домашних животных (собак, кошек) мясом других домашних животных и птиц? Законы природы в данном случае нисколько не нарушаются, ведь в дикой природе хищники питаются мясом. Но тут мы опять скатываемся на уровень двойных стандартов, так как жертвуем жизнями одних существ ради жизни других, более «близких» нам. Тут тоже не обходится без абсурда – например, корм для кошек из говядины выглядит, как минимум, странно – плохо себе представляю, как кошка в дикой природе атакует корову, чтобы её съесть.
Интересно, что во многих западных странах сейчас наблюдается повышение интереса к вегетарианству, всплеск зоозащитных движений, что в немалой степени обусловлено модой. Многие звёзды кино или музыкального мира заявляют о своей приверженности к вегетарианству, экологическому движению, и преданные поклонники следуют им в этом начинании. Не редкими являются акции зоозащитников, вегетарианцев с целью привлечения внимания общественности к волнующим их проблемам. Считаю, что это - безусловно положительное явление (если, конечно, оно не становится манией и не отравляет жизнь другим). Даже если человек в своём благом стремлении руководствуется чужими взглядами, модными тенденциями - пусть будет так, лишь бы начинание было здравое, а осмысление рано или поздно придёт. Нашему обществу было бы неплохо перенять соответствующий положительный опыт; думается, что мода на экоактивизм и вегетарианство ещё ждёт Россию в будущем. Радует и то, что некоторые фирмы, производящие косметику, отказываются от тестирования её на животных – и пусть это будет модным. В нашей стране, как и за рубежом, открываются и функционируют сети вегетарианских магазинов и кафе, а многие заведения общественного питания включают в своё меню вегетарианские блюда.
Итак, быть или не быть участником кровавой цепочки – личное решение каждого, и приниматься оно должно в зрелом возрасте и добровольно. Мне ли судить мясоедов, если я сам являлся таковым практически всю свою жизнь? Нет и нет. Но предложить вам задуматься я просто обязан. Поинтересуйтесь, как мясо попадает к вам на стол, посмотрите фото- или видеозаписи с мясокомбинатов. Размышляйте. Авось, секта пополнится новыми адептами). Выбор за вами.
А свой выбор я уже сделал.
С уважением, Анатолий Свинсон.
08.02.2024