Найти тему

Ребенок ничего не хочет делать

ребенок ничего не хочет делать
ребенок ничего не хочет делать

Почему так случилось и как это исправить?

Это один из самых частых запросов на сегодня.

При обсуждении проблемы на встрече, как правило, выясняется, что ребенок чего-то хочет, но это желание не совпадает с родительским (что является нормой).

В итоге запрос звучит примерно так: как мне его заставить что-то сделать?

Начнем с простого: что вас заставило начать читать этот текст?

- интерес

- получить полезную информацию по важной для вас теме

- вам это нужно

- хотели с пользой провести время

- посоветовали

и так далее.

Понимаете, к чему я клоню?

Вас никто не заставлял. Да и попробовали бы они!

Или ваша мама говорит: "Вот нашла статью, ты просто обязана ее прочесть! Она полезная, интересная. Прочти сегодня, вечером расскажешь!". Что чувствуете?

Теперь, ваша подруга пишет вам: "прочитала статью, мне кажется это, то о чем мы с тобой недавно говорили" и отправляет вам ссылку. Что чувствуете сейчас?

Спектр чувств детей в подобных ситуациях может отличаться от ваших, но общее в нем точно есть.

"Но они же дети, кого если не меня им слушать", - звучит справедливое замечание родителя. То есть у вас, как у родителя есть право и власть заставить ребенка сделать то, чего он не хочет (я сейчас про адекватные требования, которые не вредят здоровью и психике ребенка).

Как показывает многовековая практика нашего человечества, заставить ребенка можно.

Дальше вопрос: можно ли заставить его сделать качественно? (убраться в комнате как следует, а не просто запихнуть все в шкаф и подпереть его, чтобы ничего не вывалилось). Сложнее. Можно заставить делать качественно и постоянно? Нет. Если у ребенка не сломлена воля и ощущения себя как личности. Вы можете заставить ребенка ходить в музыкалку, но играть от души - нет. Качество появляется уже от внутреннего собственного желания сделать что-то хорошо.

Снова возвращаемся к изначальному запросу: где его взять, это желание?

Сначала немного о физиологии. Психически здоровые дети живут от радости до радости. Так они устроены. На то они и дети. И чем личность более зрелая, тем она больше способна свою радость откладывать. То есть понимание, зачем нужно потерпеть или сделать то, что радости не приносит, все больше и крепче. И это тоже нужно тренировать. И пока лобные доли мозга, отвечающие за волю и планирование, формируются, навык обретается. Кто-то и во взрослом возрасте живет без интервалов (на азартных и компьютерных играх, на наркотиках и так далее, но это другая история). Так работает психика. Она должна созреть, чтобы выполнить сложную задачу. Но психика - не яблоко, сама на солнышке и под дождем не созреет. Ей нужно помочь. Люди обычно делают это инстинктивно. Понятно, что младенца нужно кормить, сам он не поест. А вот когда человеку исполняется 7 лет, почему-то непонятно, что ему нужно помочь научиться делать то, чего не хочется. Научить и заставить - не одно и тоже. Нет еще у ребенка ни 7, ни в 13 лет этой самой воли и способности надолго что-то планировать и действовать по этому плану. Ему хочется играть, общаться, и делать все, что интересно и понятно. Зачем сидеть так долго на одном месте и учить таблицу умножения - непонятно. И то, что она ему пригодится когда-то там, тоже непонятно. Но вот если у него есть карманные деньги и их нужно рассчитать, чтобы хватило на все свои хотелки, вот это понятно. Если в компьютерной игре нужно знать названия всех персонажей и островов, это тоже понятно.

Итак, если подвести подитог, то получается, что на самом деле часто ребенок не не хочет, а не может сделать то, чего вы от него хотите, просто в силу физиологии мозга. НО, можно сделать так, чтобы он ЗАХОТЕЛ сделать. Вот это ему проще. Помним "если очень захотеть, можно в космос полететь". Только нужно правда захотеть, а не подумать, что хочется или принять чужое желание за свое.

Когда ребенок чего-то очень хочет, действует схема "вижу цель, не вижу препятствий". Еще у детей есть классное качество, которого нет у взрослых. Они могут падать и ошибаться сотни и сотни раз до тех пор, пока у них не получится. Вспомните пресловутый пример с тем, как все учатся ходить, говорить и вообще учатся чему-то новому и очень нужному. Ничто в эти моменты не останавливает ребенка, даже громкие "ой, упадешь!". Упаду - встану. А вот куда и на что упадет ребенок - это ответственность родителя.

Значит ли это, что ребенок для гармонично развития должен делать только то, что хочет? Нет, конечно.  И слово "НАДО" никто не отменял. Очень полезное слово. Оно в том числе про самоконотроль. Это когда не чувства руководят вами, а вы можете контролировать свои чувства, не отменяя их. Они все равно никуда не денутся. Даже если человеку сказать "не расстраивайся", он от этого расстраиваться не перестанет. Но можно погрязнуть в этом расстройстве, а можно признать, что да, обидно, плохо, и дальше действовать адекватно ситуации, не на поводу у своих эмоций, которые и вызывают не признанные чувства.

И как подружиться с этим НАДО?

Именно подружиться. А мы часто несознательно делаем из него врага. И вот один из вариантов того, как это происходит:

Большая часть убеждений складывается до семи лет. Они могут меняться в течение жизни, но сейчас мы говорим именно про детей. Последние в начале жизни верят всему, что видят и слышат. Если повторять ребенку из раза в раз, что у кого-то получается лучше, а у него не получается и еще добавить "вдохновляющих" слов... что мы обычно говорим: не мог постараться? Петя смог, а с тобой что не так? и т.д. у каждого свой список  слов и действий в "поддержку" неудачам. Еще раз хочется вернуться к моменту, когда ребенок учился ходить. Что вы ему говорили, когда он падал? Уж точно не "садись, два!"

- Фокус на неудачах - один из главных врагов слова Надо.

- "Какой ты молодец" - в неограниченных количествах - не менее опасный враг. Пока ребенок приучается к горшку и минимальным навыкам самообсуживания - "ты молодец" -  то, что нужно. Когда ребенок начинает делать что-то созидательное и бОльшее, чем самообслуживание, хвалить нужно действия, а не ребенка. Он молодец по определению, ребенку невыносимо знать, что он плохой. Плохой - никому не нужен - опасность для жизни. Так они конечно не думают, но так чувствуют. Потому хороших любят, а плохи - нет. Не любят, значит, плохо относятся, а тут и до изгнания недалеко, а одному не выжить. Обычно ребенок для себя хороший по определению. Эта конструкция ему нужна для нормального развития в социуме.

Оценивать нужно действия. Ты хорошо поработал, ты внимательно слушал, ты здорово подобрал цвета, ты придумал интересную игру. Критика тоже уместна, потому что картинка мира должна быть приближена к реальности. Ты хорошо подобрал цвета, но над формой надо поработать; ты придумал интересную игру, но правила нужно соблюдать всем участникам; ты плохо поступил по отношению к..., ты плохо поступил, когда сломал чужую вещь и т.д.  Не ты плохой, а поступок. Когда ты плохой, поведение соответсвует. Когда ты хороший, но что-то сделал не так, то это это можно исправить и сделать в следующий раз по-другому. Так потихоньку происходит  знакомство со словом НАДО.

Следующий этап - приятельские отношения с НАДО.

Начнем с вопроса: что вам помогает делать то, чего не хочется?

- ожидание, что вас похвалят

- гордость за себя, что вы с этим справились

- чувство долга (оно у детей отсутствует, если что)

- зарплата (у  детей ее нет)

- награда (у каждого своя)

- понимание того, что если вы этого не сделаете, то потом будет хуже - не будет денег, не будет ужина, не будет здоровья и т. д. (дети неспособны так далеко планировать).

- страх. И здесь же постарайтесь вспомнить, как вы делаете то, что делаете из страха и как часто вам хочется это испытывать.

- ...

- ...

Вот все это называется внутренняя и внешняя мотивации. К внешней еще относятся "кнут и пряник". И все они работают.

Поясню: внутренняя мотивация исходит из ваших ценностей. То есть вы бы это делали, даже если бы не было страха, неприятных последствий и прочих внешних факторов, которые вас заставляют это делать. Внешние - для детей, например, это оценки, наказания, последствия, которые они получают сразу после своих действий, а не в каком-то непонятном будущем.

Но если жить, делая то, что надо, исходя исключительно из выше перечисленных причин, то у слова НАДО очень мало шансов стать другом.

Приручить его можно, задаваясь вопросом: Я это делаю ради чего? Ну вот ради чего я трачу эти три часа своей жизни на вот это?

Возьмите сейчас для себя любой пример. Если хотите, запишите.

Ради чего я ...

Это называется целью, и без нее очень трудно заставить себя или кого-то что-то сделать.

Предлагаю еще одно упражнение, которое подойдет не только взрослым, но и детям от пяти лет. Называется оно "Трансформер".

Я должен нужно трансформировать в я хочу, чтобы

Я должен делать уроки. Превращаем в я хочу делать уроки, чтобы...

Дальше все зависит от мотивации вашего ребенка

- были хорошие оценки (мне приятно получать хорошие оценки)

- было уважение одноклассников и учителей (мне важно, чтобы меня уважали и за достижения)

- не выглядеть завтра глупо и т.д.

- разобраться с темой сейчас, а не когда она превратится в снежный ком непонятностей, и придется очень много работать (лень - тоже мотивация. Да простят меня все, кто говорит, что лень - это отсутсвие мотивации)

- ...

Помогите ребенку найти наиболее для него подходящее "чтобы".

Если у вас уникальный ребенок, который делает уроки, чтобы потом получить работу своей мечты, то вряд ли вы читаете этот длинный текст. Если все-таки так, то вам остается лишь поддерживать ребенка на его пути.

Приведу еще пример:

Я должен регулярно ходить в спортивную секцию

Я хочу ходить в спортивную секцию, чтобы

- участвовать в соревнованиях, выездах и занимать места

- общаться с ребятами с похожими интересами

- быть с близкими по духу людьми

- получать уважение тренера

- тренировать силу воли

- быть сильным физически

- переключаться с учебы на что-то еще

- .....

У каждого свои ценности и от них зависит мотивация.

Рекомендую для начала потренировать "Трансформер" на себе.

Выпишите свои "должен" - штук 5-8

А теперь попробуйте их трансформировать. Я хочу... , чтобы

Я должен

Я хочу распределять свое время и ресурсы, чтобы сохранить здоровье и быть в адеквате.

Я хочу...

Резюме:

- часто ребенок не не хочет, а не может или не знает, как что-то сделать

- не делает, потому что не интересно и нет прямо сейчас видимой цели

- со словом НАДО лучше дружить, а не делать его врагом

- детей, которые по природе живут от радости до радости, нельзя лишать этой радости, но со временем учить самоконтролю и увеличивать интервалы

- внешняя мотивация не работает долго и качественно, главная опора - это внутренняя мотивация (я хочу что-то делать, чтобы )

- фокусируйтесь на успехах и качестве сделанного, а не на оценке личности ребенка (спасибо тебе, что ты пропылесосил, убрался; Этот диктант ты написал гораздо лучше, чем прошлый - 20 ошибок лучше, чем 25.  А не: как тебе не стыдно жить в таком бардаке. Ребенку не стыдно жить в бардаке. Будь он мальчиком или девочкой. Ему не стыдно валяться на диване и играть в телефон с полным дневником двоек. Слово "стыдно" не работает.)

- Работают правила в которых учтены интересы ребенка. Где есть время для НАДО и для ХОЧУ.

- лобные доли мозга, отвечающие за волю, планирование и абстрактное мышление окончательно созревают к 22-25 годам. До 18 лет большую часть функций лобных долей родителям приходится брать на себя. Забота о здоровье, образовании, формировании полезных привычек, контроль за тем, чтобы не появлялись вредные - это ответственность родителя. Даже если у ребенка появились усы, или сформировалась вполне себе взрослая фигура. Планета не знала о прогрессе, 15-летнем образовании и возможности перенаселения, и природа так хитро придумала, что мозг созревает позже тела.

- НАДО замечать даже самые маленькие достижения ребенка, это его вдохновляет на бОльшие достижения, особенно когда приходится проходить через "не хочу".

В следующей статье разберем, как помочь ребенку поставить цель и подробнее разберем про планирование.

Екатерина Афанасьева

Литература и материалы

- запросы и примеры взяты из моей личной практики детско-родительских отношений

- У меня есть видео на тему  "мой ребенок ничего не хочет" https://vk.com/wall613513137_32

Франсуаза Дольто "На стороне подростка" 2018

Джеки Летран "Я бы мог, но... не могу" 2022

Джозеф В. Чароки "Твоя жизнь твой выбор" 2022

Грэйс Крайг "Психология развития" 2018

#детскородителсике_отношения #я_родитель #труднобытьродителем #детская_психология #помощьродителям #детскийпсихолог_Афанасьева