Найти в Дзене
Антон Наумкин

Сложная судьба Ота Сёити - конструктора летающей бомбы "Ока"

Родился Ота Сёити 23 августа 1912 года в деревне Муроцу (ныне город Каминосеки) префектуры Ямагути - на юго-западной оконечности острова Хонсю, на берегу Внутреннего Японского моря. Вырос в городе Нагоя.

Вид на Внутреннее море с берега префектуры Ямагути (снимок 2005 года, автор Mt. Zenitsubo)
Вид на Внутреннее море с берега префектуры Ямагути (снимок 2005 года, автор Mt. Zenitsubo)

В июне 1928 года Сёити поступил в военно-морской флот Японии, начав обучение на телеграфиста в составе учебного корпуса морской пехоты военно-морской базы Куре.

Новобранцы корпуса морской пехоты Куре играют в аналог нашего "слона" (примерно в это время там учился и Сёити).
Новобранцы корпуса морской пехоты Куре играют в аналог нашего "слона" (примерно в это время там учился и Сёити).

В 1932 году Сёити стал разведчиком-радиотелеграфистом, членом экипажа палубного бомбардировщика. Хотя достижения Оты в учебе и боевой подготовке были средние, он уже тогда проявил свои изобретательские способности, предложив выстреливать ракетами сеть перед истребителями противника, атакующими бомбардировщики. В то время не предполагал связать свою жизнь с флотом, заявляя, что после окончания службы уедет в Маньчжурию, где мечтал о схватках с хунхузами.

С 1937 года принял участие в боевых действиях в Китае в составе экипажа бомбардировщика G3M. Тут также выступил с идеей - подал рапорт с предложением высадить парашютный десант в тогдашней китайской столице Чунцине. Но и этот прожект командование не оценило, видимо догадываясь, что десант нужно не только высадить, но его еще нужно снабжать и своевременно с ним соединиться.

1 мая 1940 года Ота Сёити было присвоено звание мичмана.

Погоны летчика-мичмана императорского флота.
Погоны летчика-мичмана императорского флота.

Уже на следующий день он стал мичманом резерва, но тут-же призван в качестве летчика-инструктора в кокутай "Кисарадзу".

Мичман Ота Сёити
Мичман Ота Сёити

С марта 1943 года в составе 405-го кокутай в должности командира транспортной версии бомбардировщика G4M1 Ота совершал вылеты на снабжение Рабаула, доставку важных пассажиров и почты. В августе 1943 года присвоено специальное звание лейтенанта (т.е. офицерское звание без окончания военно-морской академии, в наших современных понятиях "пиджак", хотя скорее "пиджак-сверхсрочник"). Весной 1944 года лейтенанта перевели в 1081-го кокутай в Ацуги (пригород Токио).

G4M2 1081-го кокутай.
G4M2 1081-го кокутай.

Неоднократно прорываясь на самую передовую японского флота в Рабаул, лейтенант Ота ясно видел, что американцы с каждым днем становятся все сильнее, а Япония идет к поражению. Шанс добиться победы мог появиться только с применением нового оружия, позволившего бы "перетопить" американский флот. После возвращения в Японию Ота, имея некоторое свободное время и пользуясь знакомствами в инженерной и изобретательской среде, узнал о разработках для армии на фирме Мицубиси крылатой противокорабельной ракеты с многообещающими характеристиками. Но узнал он и о больших сложностях с наведением японской ракеты на цель. Проходя службу на базе в Ацуги знал он и о проработке вопроса "специальных атак", при этом просчитал, что скорость обычного самолета с бомбой не слишком высока для достижения поражающего эффекта.

Японское экспериментальное высокоточное оружие - ракеты Ki-147 (I-Go-1A) фирмы Мицубиси и Ki-148 (I-Go-1B) фирмы Кавасаки. Во время испытаний I-Go-1B из-за отказа управления вышла за пределы полигона и поразила здание женской бани (по одной версии без потерь, по другой жертвы были). В японской летной среде изделие мгновенно получила прозвище "Эро-бомба" (エロ爆弾 - "Эро-бакудан"). Таим образом, "Голые бабы по небу летят - в баню попал реактивный снаряд" это не только частушка, но и выдержка из японского донесения.
Японское экспериментальное высокоточное оружие - ракеты Ki-147 (I-Go-1A) фирмы Мицубиси и Ki-148 (I-Go-1B) фирмы Кавасаки. Во время испытаний I-Go-1B из-за отказа управления вышла за пределы полигона и поразила здание женской бани (по одной версии без потерь, по другой жертвы были). В японской летной среде изделие мгновенно получила прозвище "Эро-бомба" (エロ爆弾 - "Эро-бакудан"). Таим образом, "Голые бабы по небу летят - в баню попал реактивный снаряд" это не только частушка, но и выдержка из японского донесения.

Вот тут то полученные знания, изобретательские и авантюристские наклонности, соединившись с крайне тяжелыми впечатлениями от положения на фронте привели к возникновении у Оты проекта "чудо-оружия" с точной системой наведения. Ота Сёити обратился (не ставя в известность руководство о контактах с гражданскими, куда смотрели японские охранители!) в Токийский университет, где профессор Огава Таичиро провел предварительный расчет и набросал чертеж самолета-снаряда.

Профессор факультета аэронавтики инженерного факультета Токийского университета Огава Таичиро автор ряда работ по аэродинамике.
Профессор факультета аэронавтики инженерного факультета Токийского университета Огава Таичиро автор ряда работ по аэродинамике.

Имея предварительный расчет и набросок, Ота обратился по команде со своим проектом примерно в мае 1944 года. Непосредственный командир отнёсся к рацпредложению лейтенанта холодно, но направил его дальше по инстанции. Некоторое время проект не вызывал интереса, но вскоре перед лицом сокрушительного поражения, командование флота стало цепляться за любые идеи способные изменить ситуацию. Видимо первым этот предложение оценил капитан 1 ранга Гэнда Минору, автор плана атаки на Перл-Харбор. По его протекции в июне 1944 года лейтенант Ота попал к вице-адмиралу Вада Мисао, начальнику военно-морского арсенала.

Вице-адмирал Вада Мисао (1889-1981). С 1916 года его служба была связана с морской авиацией. С 1937 года - один из основных руководителей японской морской авиации, во многом именно его решения определили облик авиации Императорского флота Японии. С 1940 года - начальник военно-морского авиационного арсенала. Считается главным сторонником технических новинок, в том числе реактивных двигателей. В августе 1945 года закончил службу в должности начальника штаба морской авиации. После отмены запрета оккупационной администрации на занятие руководящих должностей с 1954 года - вице-президент авиакомпании "Джапан Эирлайнз", с 1955 года еще и советник Министерства обороны.
Вице-адмирал Вада Мисао (1889-1981). С 1916 года его служба была связана с морской авиацией. С 1937 года - один из основных руководителей японской морской авиации, во многом именно его решения определили облик авиации Императорского флота Японии. С 1940 года - начальник военно-морского авиационного арсенала. Считается главным сторонником технических новинок, в том числе реактивных двигателей. В августе 1945 года закончил службу в должности начальника штаба морской авиации. После отмены запрета оккупационной администрации на занятие руководящих должностей с 1954 года - вице-президент авиакомпании "Джапан Эирлайнз", с 1955 года еще и советник Министерства обороны.

Вада вызвал к себе для оценки этого проекта инженера Таданао Мики, одного из ведущих авиаконструкторов флота. Таданао уже осточертели многочисленные поступающие проекты "абсолютного оружия" и в кабинет начальника он шел очень недовольным ожидая увидеть очередную фантазию.

Таданао Мики (1909-2005) конструктор бомбардировщика P1Y "Гинга" и самолета-снаряда MXY7 "Ока". После войны принял христианство и спроектировал знаменитые японские высокоскоростные поезда Синкансэн.
Таданао Мики (1909-2005) конструктор бомбардировщика P1Y "Гинга" и самолета-снаряда MXY7 "Ока". После войны принял христианство и спроектировал знаменитые японские высокоскоростные поезда Синкансэн.

Вот как эту встречу вспоминал сам Таданао:

В кабинете Вада перед похожим на мальчика шефом сидит широкоплечий мужчина с окладистой бородой . - Вы говорили о точно попадающей в цель бомбе... - сказал Вада Оте, жестом приглашая его продолжать.
Он вытащил из своей папки довольно неряшливо исполненный рисунок и протянул его Мики. На первый взгляд там, казалось, изображен высокоскоростной самолетик, только без пропеллера и шасси. От носа самолета шла линия с надписью "взрывчатка", линия от хвоста была с надписью "ракета". В одном из верхних углов наброска был не менее грубый рисунок бомбардировщика Тип-1 фирмы Мицубиси, под которым этот самолетик без пропеллера был изображен в подвешенном состоянии, что, вероятно показывало, что этот самолет надо сбрасывать с бомбардировщика.
Ота объяснил, что в ракете этого самолетика будет использоваться ракетное топливо, в котором конденсированная перекись водорода вступает в реакцию с гидратным водородом; ракета разработана "Мицубиси хэви индастриз" и проходила испытания в армии как источник энергии для управляемых бомб.

На Таданао Мики этот проект не произвел впечатления - решение проблемы наведения на цель заметно не было, о чем он сразу и спросил визитера:

- А как насчет системы наведения? Ота ответил не сразу и даже вроде как смутился. - Я имею в виду прибор, который обеспечит точность ее попадания в цель.
Ота кивнул и твердо ответил: - На борту будет человек. Бомбу будет нести бомбардировщик, пока не окажется вблизи цели. Затем из самолета-носителя в нее войдет пилот. В соответствующее время самолет-носитель сбросит ее, и пилот возьмет курс на вражескую цель. В самолетике будет как раз достаточно топлива, чтобы он ушел от преследования вражеских истребителей и врезался в цель. Таким образом, попадание гарантировано.

Между автором идеи и конструктором произошла довольно бурная перепалка. Мики не соглашался с отсутствием шансов для пилота, да и использование "Бетти" в качестве носителя для тяжелого самолета-снаряда вызывало обоснованные сомнения. Однако Ота убежденно доказывал, что обычными средствами переломить ситуацию на фронте уже невозможно. В конце концов он назвал себя добровольцем для первого боевого вылета.

Однако спор этот носил больше академический характер. Видимо вице-адмирал Вада заранее, в том числе по рекомендациям Гэнды, уже принял решение в пользу этого проекта. После нескольких обсуждений среди руководства флота в начале августа 1944 года проект был одобрен. 16 августа 1944 года поступил приказ на разработку самолета-снаряда, возглавил работы именно Таданао Мики. На этом этапе участие Ота Сёити уже не требовалось.

Мичман Ота Сёити - с групповой фотографии "Богов грома" сделанной 20 ноября 1944 года.
Мичман Ота Сёити - с групповой фотографии "Богов грома" сделанной 20 ноября 1944 года.

1 октября 1944 года был сформирован 721-й кокутай специально предназначенный для применения самолетов-снарядов "Ока". В его состав вне конкурса был включен Ота Сёити.

Самолет-снаряд MXY7 mod 11 атакует.
Самолет-снаряд MXY7 mod 11 атакует.

Летчики "Ока" испытывали разные чувства к автору идеи самолета-снаряда. У одних он пользовался авторитетом - именно он смог прекратить произошедшую 9 января 1945 года групповую драку между пилотами (нервы у людей готовящихся к неизбежной смерти были отнюдь не железные). После начала активного применения, с явно не таким результатом как планировалось некоторые стали относится очень негативно к изобретателю. В том числе один из летчиков в лицо заявил Оте о своей ненависти (между прочим старшему по званию, что в старом императорском флоте было практически немыслимо). Хоть Ота и прошел подготовку к управлению "Ока" в очередь на боевой вылет командование его не ставило, предпочитая летчиков умевших управлять истребителем, как имеющих большие шансы на успешное поражение цели.

18 августа 1945 года, уже после официального прекращения боевых действий, мичман Ота, оставив посмертную записку, взлетел на истребителе A6M с базы Каминоике (префектура Ибараки, северо-восточнее Токио) и пропал в океане. Вылет был признан гибелью в ходе боевого задания и ему посмертно было присвоено звание капитан-лейтенанта.

Однако Ота остался жив - после падения в воду его спасли рыбаки. В неразберихе послевоенного времени он выдал себя за репатрианта, скрыл свое имя. С помощью друзей из бывшего командования флота, под чужим именем он воссоединился с семьей, но опасаясь преследования со стороны оккупационных властей продолжал скрываться под чужим именем. Гражданская жизнь не задалась - бывший авиатор часто менял работу, иногда сильно пил. В 1950 году, заняв большую сумму денег, под предлогом закупки контрабандного товара на Хоккайдо ушел из дома и исчез бросив семью. Жена и трое детей нищенствовали и выжили только благодаря помощи друзей.

Эта фотография сделана в 1959 году при приеме не одну из многочисленных работ, куда устраивался Ота. Пронзительный взгляд и характерные густые брови позволяют подтвердить что это именно он.
Эта фотография сделана в 1959 году при приеме не одну из многочисленных работ, куда устраивался Ота. Пронзительный взгляд и характерные густые брови позволяют подтвердить что это именно он.

Ота под именем Ёкояма Митио осел в Осаке, еще раз женился, в новом браке у него родилось еще двое детей. Постоянной работы у "Ёкоямы" по-прежнему не было. Не смотря на золотые руки и желание работать, как правило он увольнялся сразу, когда на месте работы спрашивали документы удостоверяющие личность. Своими руками построил хороший дом. Продолжал выдумывать различные изобретения, такие как производство гидроэнергии, солнечные водонагреватели. Продолжал работать до 75 лет. Периодически выпивал, в пьяном состоянии вспоминал войну, но никогда не говорил об "Ока". Его новые дети вспоминали о нем как о хорошем отце, однако носили фамилию матери. В старших классах мать рассказала им настоящее имя отца и то, что он был изобретателем "Ока", но об этом никто не распространялся.

Ёкояма Митио (Ота Сёити) примерно в 1988 году.
Ёкояма Митио (Ота Сёити) примерно в 1988 году.

Примерно через 20 лет после войны ветераны "Богов грома" стали ежегодно проводить встречи. Ота на них никогда не был, но некоторые из бывших смертников догадывались, что он жив. Один из них даже сказал "Если Ота все еще жив, по крайней мере, пусть хоть извиниться перед всеми"! (справедливости ради стоит сказать, что большинство начальников, претворившие идею Оты в жизнь после войны угрызениями совести не мучались).

Весной 1994 года "Ёкояма", никому ничего не сказав, оставив привязанную у дома собаку, исчез. Оказывается он купил авиабилет до Окинавы, где посетил памятник летчикам-камикадзе. Затем перебрался в префектуру Вакаяма (в южной части острова Хонсю). Там на курорте Нанки-Сирахама полицейский задержал старика, пытавшегося перелезть через ограждение и покончить жизнь самоубийством спрыгнув со скалы.

Живописные скалы курорта Нанки-Сирахама на побережье Тихого океана. Там, за исчезающим океанском горизонтом, остались те, кто отправился в последний бой на самолете-снаряде предложенном Ота Сёити.
Живописные скалы курорта Нанки-Сирахама на побережье Тихого океана. Там, за исчезающим океанском горизонтом, остались те, кто отправился в последний бой на самолете-снаряде предложенном Ота Сёити.

Задержанным и был Ота Сёити. Оказалось, что у старика рак в последней стадии. Осенью 1994 года его положили в больницу, откуда он уже не вышел. Последние недели Сёити мучили адские боли, его приходилось привязывать к койке. Он никого не узнавал и иногда в бреду начинал кричать прося у кого-то прощение.

Ота Сёити в больнице в последние месяцы жизни с буддийским монахом.
Ота Сёити в больнице в последние месяцы жизни с буддийским монахом.

Скончался Ота Сёити 7 декабря 1994 года. Был похоронен на кладбище в Хиками (часть города Тамба префектуры Хиого, центр западной части острова Хонсю). Имя Ота Сёити появилось на его могильной плите только летом 2022 года.

Господин Оя Такаси (сын) ухаживает за могилой своего отца Ота Сёичи, матери Оя Ёсико и своей жены Митиё.
Господин Оя Такаси (сын) ухаживает за могилой своего отца Ота Сёичи, матери Оя Ёсико и своей жены Митиё.

P.S. "концентрированная перекись водорода вступает в реакцию с гидратом гидразина" - это правильно, но в источнике именно "конденсированная перекись водорода вступает в реакцию с гидратным водородом".