Найти тему
ИндияСвами

Космология джайнимза: карта Вселенной

Оглавление

В первой статье о джайнизме мы рассказали об основах этой древней религии и ее базовых понятиях, а в этом материале разберем ее космологию и устройство вселенной.

Космический человек: Лока-пуруша

Вселенная для джайнов представляет собой сложную систему. Джайнская космология весьма своеобразна, хотя она и имеет некоторые общие черты с другими индийскими религиозными традициями. Джайны считают вселенную (локу) вечной и нетворимой, таким образом, исключает понятие бога-творца. Один из джайнских монахов XII века писал:

«Вселенная, имеющая форму человека, стоящего с руками подбоченясь, с расставленными ногами, наполненная субстанциями, постоянно создаваемыми, сохраняемыми и разрушающимися, никогда и никем не создавалась и не поддерживается кем-либо. Она существует сама по себе, без какой-либо поддержки».
Форма Вселенной согласно джайнской космологии в форме космического человека. Из рукописи Самгаянараяна, Индия / ru.wikipedia.org
Форма Вселенной согласно джайнской космологии в форме космического человека. Из рукописи Самгаянараяна, Индия / ru.wikipedia.org

Но хотя джайны не поклоняются богу-творцу, божества существуют как посредники между совершенными душами джинов (просветленными людьми) и несовершенным миром человеческого опыта и являются частью джайнской космологии.

Какова структура джайнской вселенной?

Джайны различают два типа пространства. Первое — это мировое пространство (лока-акаша), которое представляет собой обширную, но ограниченную область, где все души живут в различных телесных формах, которые они принимают в зависимости от своих перерождений в различных мирах. Второе — немировое пространство (алока-акаша ), которое бесконечно:

Так выглядит вселенная у джайнов схематически (сравните с изображением Космического человека выше).
Так выглядит вселенная у джайнов схематически (сравните с изображением Космического человека выше).

Понимание джайнской космологии жизненно важно для понимания джайнской религии. Душа – это изначально чистая субстанция. Но, благодаря воплощению и деятельности, хорошей или плохой, она накапливает карму, которая в джайнском понимании означает физическую материю. Это изменяет чистоту души и порождает циклы перерождений во вселенной, пока это наконец не закончится. Перерождение может принять одну из следующих четырех форм судьбы ( гати ):

1. человеком (манушья);

2. как житель ада (нарака);

3. как божество (дэва );

4. как животное или растение (тиряг).

Духовный прогресс требует понимания этих космологических теорий.
Созерцание Вселенной также входит в систему тем-размышлений (анупрекша ).

Джайнский храм Трилок Тирт Дхам создан по образцу трех частей локи.
Джайнский храм Трилок Тирт Дхам создан по образцу трех частей локи.

Где живут все эти формы?

Мировое пространство (лока-акаша), где обитают все души, разделено на три мира. Их названия — нижний, средний и верхний — подразумевают вертикальное изображение космического человека, которое стало привычным, по крайней мере, с 17 века.

Нижний мир - это его ноги, среднего мира — его талия и верхний мир — его туловище. Существует также область на вершине миров, где освобожденные души (больше не рождающиеся заново) пребывают в бесконечном блаженстве и обладают совершенным знанием. Оно известно как
сиддхашила и представлено полумесяцем на лбу космического человека (см. картинку выше).

Нижний мир

Нижний мир ( адхолока ) образован пирамидой из семи наложенных друг на друга адов. По мере спуска они становятся все темнее и темнее. Здесь обитают обитатели адов (нараки ). Чем ниже они живут, тем больше страдают от различных пыток. Художники любят создавать яркие картины жизни там и всего спектра пыток, которым подвергаются адские существа.

Души рождаются в аду, потому что они вели себя агрессивно и были крайне собственническими. Такое отношение и действия нарушают фундаментальные правила, регулирующие жизнь джайнов. Если адские существа не ведут себя хорошо, чтобы накопить достаточно хорошей кармы для перерождения в более высоком мире, они затем перерождаются в более низком аду.

Семь уровней (адских миров) Нижнего мира, 17 век. Фото: ru.wikipedia.org
Семь уровней (адских миров) Нижнего мира, 17 век. Фото: ru.wikipedia.org

Как и у индуистов и буддистов, у джайнов есть ряд адов — Нараки, всего их семь:

1. Ратнапрабха;
2. Шаркарапрабха;
3. Валукапрабха;
4. Памкапрабха;
5. Дхумапрабха;
6. Тамапрабха;
7. Таматамапрабха.

Средний мир (Мадхья-лока )

Единственное место, где живут люди (манушьи). Джайны подчеркивают, что человеком родиться очень сложно. Это редкая возможность, потому что она открывает возможности для духовного прогресса.

Средний мир имеет круглую форму и состоит из континентов, чередующихся с океанами в концентрических кругах. Хотя в Срединном мире девяносто континентов и океанов, хорошо известны толтко 8 из них, а об остальных мало информации в каких-либо источниках.

По центру срединного мира расположен круглый материк Джамбудвипа (Индия) / ru.wikipedia.org
По центру срединного мира расположен круглый материк Джамбудвипа (Индия) / ru.wikipedia.org

Первый континент, Джамбудвипа расположен в центре срединного мира и является образцом, по которому моделируются все остальные континенты. В центре Джамбудвипы находится гора Меру. На вершине горы Меру находится Брахмапури, великий город Брахмы, бога людей-мирян.

Этот материк образует сердце Адхайдвипы, что означает «Два с половиной континента».

Два с половиной континента включают в себя:

Два с половиной континента включают в себя:

  • Джамбудвипа
  • окружающий океан Лаванасамудры
  • второй континент, Дхатакикханда
  • окружающий океан Калодадхи
  • половина континента Пушкара .

Два с половиной континента — единственная область в трех мирах, где могут родиться люди, и ее часто изображают на подробных картах в рукописях или картинах.

Известные восемь континентов и океанов, которыми они окружены:

-6

На континенте Джамбудвипа есть еще шесть гор, разделяющих континент на девять зон (Кшетра). Названия этих зон:

  1. Бхарат Кшетра
  2. Махавидеха Кшетра
  3. Айрават Кшетра
  4. Рамьяквас
  5. Харивас
  6. Хайраниват Кшетра
  7. Хаймават Кшетра
  8. Девкуру
  9. Уттаркуру
Джайнская космологическая карта Вселенной, 1850 г.
Джайнская космологическая карта Вселенной, 1850 г.

Верхний мир (Урдхвалока)

Этот мир включает в себя небеса. Как и ад, это многоуровневая структура с иерархией. Его жители - божества (дэвы ), которые постоянно наслаждаются удовольствиями и счастьем и известны как Вайманики. Они разделены на двенадцать групп, живущих на нижних небесах, а затем на дальнейшие подклассы, состоящие из девяти Грайвеаков и пяти Непревзойденных (Панчануттара).

-8

Чем выше они живут, тем ближе они к освобождению. Но какими бы богами они ни были, они все еще души, запертые в цикле рождений. Им придется родиться людьми, прежде чем они смогут быть освобождены.

Кроме того, существуют категории существ-богов, которые не живут в верхнем мире: Бхаванавасины живут в инфернальных жилищах, расположенных в высшем аду, Вьянтары живут чуть выше нижнего мира, а боги света, Джйотишки или планеты, освещающие средний мир.

-9

В следующих статьях этого цикла мы расскажем о таких понятиях как душа, карма, нирвана, а также о важнейших джайнских святых и их храмах.

Анастасия Проскурина