В первой статье о джайнизме мы рассказали об основах этой древней религии и ее базовых понятиях, а в этом материале разберем ее космологию и устройство вселенной.
Космический человек: Лока-пуруша
Вселенная для джайнов представляет собой сложную систему. Джайнская космология весьма своеобразна, хотя она и имеет некоторые общие черты с другими индийскими религиозными традициями. Джайны считают вселенную (локу) вечной и нетворимой, таким образом, исключает понятие бога-творца. Один из джайнских монахов XII века писал:
«Вселенная, имеющая форму человека, стоящего с руками подбоченясь, с расставленными ногами, наполненная субстанциями, постоянно создаваемыми, сохраняемыми и разрушающимися, никогда и никем не создавалась и не поддерживается кем-либо. Она существует сама по себе, без какой-либо поддержки».
Но хотя джайны не поклоняются богу-творцу, божества существуют как посредники между совершенными душами джинов (просветленными людьми) и несовершенным миром человеческого опыта и являются частью джайнской космологии.
Какова структура джайнской вселенной?
Джайны различают два типа пространства. Первое — это мировое пространство (лока-акаша), которое представляет собой обширную, но ограниченную область, где все души живут в различных телесных формах, которые они принимают в зависимости от своих перерождений в различных мирах. Второе — немировое пространство (алока-акаша ), которое бесконечно:
Понимание джайнской космологии жизненно важно для понимания джайнской религии. Душа – это изначально чистая субстанция. Но, благодаря воплощению и деятельности, хорошей или плохой, она накапливает карму, которая в джайнском понимании означает физическую материю. Это изменяет чистоту души и порождает циклы перерождений во вселенной, пока это наконец не закончится. Перерождение может принять одну из следующих четырех форм судьбы ( гати ):
1. человеком (манушья);
2. как житель ада (нарака);
3. как божество (дэва );
4. как животное или растение (тиряг).
Духовный прогресс требует понимания этих космологических теорий.
Созерцание Вселенной также входит в систему тем-размышлений (анупрекша ).
Где живут все эти формы?
Мировое пространство (лока-акаша), где обитают все души, разделено на три мира. Их названия — нижний, средний и верхний — подразумевают вертикальное изображение космического человека, которое стало привычным, по крайней мере, с 17 века.
Нижний мир - это его ноги, среднего мира — его талия и верхний мир — его туловище. Существует также область на вершине миров, где освобожденные души (больше не рождающиеся заново) пребывают в бесконечном блаженстве и обладают совершенным знанием. Оно известно как сиддхашила и представлено полумесяцем на лбу космического человека (см. картинку выше).
Нижний мир
Нижний мир ( адхолока ) образован пирамидой из семи наложенных друг на друга адов. По мере спуска они становятся все темнее и темнее. Здесь обитают обитатели адов (нараки ). Чем ниже они живут, тем больше страдают от различных пыток. Художники любят создавать яркие картины жизни там и всего спектра пыток, которым подвергаются адские существа.
Души рождаются в аду, потому что они вели себя агрессивно и были крайне собственническими. Такое отношение и действия нарушают фундаментальные правила, регулирующие жизнь джайнов. Если адские существа не ведут себя хорошо, чтобы накопить достаточно хорошей кармы для перерождения в более высоком мире, они затем перерождаются в более низком аду.
Как и у индуистов и буддистов, у джайнов есть ряд адов — Нараки, всего их семь:
1. Ратнапрабха;
2. Шаркарапрабха;
3. Валукапрабха;
4. Памкапрабха;
5. Дхумапрабха;
6. Тамапрабха;
7. Таматамапрабха.
Средний мир (Мадхья-лока )
Единственное место, где живут люди (манушьи). Джайны подчеркивают, что человеком родиться очень сложно. Это редкая возможность, потому что она открывает возможности для духовного прогресса.
Средний мир имеет круглую форму и состоит из континентов, чередующихся с океанами в концентрических кругах. Хотя в Срединном мире девяносто континентов и океанов, хорошо известны толтко 8 из них, а об остальных мало информации в каких-либо источниках.
Первый континент, Джамбудвипа расположен в центре срединного мира и является образцом, по которому моделируются все остальные континенты. В центре Джамбудвипы находится гора Меру. На вершине горы Меру находится Брахмапури, великий город Брахмы, бога людей-мирян.
Этот материк образует сердце Адхайдвипы, что означает «Два с половиной континента».
Два с половиной континента включают в себя:
Два с половиной континента включают в себя:
- Джамбудвипа
- окружающий океан Лаванасамудры
- второй континент, Дхатакикханда
- окружающий океан Калодадхи
- половина континента Пушкара .
Два с половиной континента — единственная область в трех мирах, где могут родиться люди, и ее часто изображают на подробных картах в рукописях или картинах.
Известные восемь континентов и океанов, которыми они окружены:
На континенте Джамбудвипа есть еще шесть гор, разделяющих континент на девять зон (Кшетра). Названия этих зон:
- Бхарат Кшетра
- Махавидеха Кшетра
- Айрават Кшетра
- Рамьяквас
- Харивас
- Хайраниват Кшетра
- Хаймават Кшетра
- Девкуру
- Уттаркуру
Верхний мир (Урдхвалока)
Этот мир включает в себя небеса. Как и ад, это многоуровневая структура с иерархией. Его жители - божества (дэвы ), которые постоянно наслаждаются удовольствиями и счастьем и известны как Вайманики. Они разделены на двенадцать групп, живущих на нижних небесах, а затем на дальнейшие подклассы, состоящие из девяти Грайвеаков и пяти Непревзойденных (Панчануттара).
Чем выше они живут, тем ближе они к освобождению. Но какими бы богами они ни были, они все еще души, запертые в цикле рождений. Им придется родиться людьми, прежде чем они смогут быть освобождены.
Кроме того, существуют категории существ-богов, которые не живут в верхнем мире: Бхаванавасины живут в инфернальных жилищах, расположенных в высшем аду, Вьянтары живут чуть выше нижнего мира, а боги света, Джйотишки или планеты, освещающие средний мир.
В следующих статьях этого цикла мы расскажем о таких понятиях как душа, карма, нирвана, а также о важнейших джайнских святых и их храмах.
Анастасия Проскурина