Приветствую всех!
На днях на экраны кинотеатров вышла свежая и новенькая экранизация самого, пожалуй, известного, обсуждаемого, вызывающего споры и интерес читателей на протяжении многих лет романа Михаила Афанасьевича Булгакова. Речь, конечно же, о романе "Мастер и Маргарита". Но рассказать я сегодня хочу не об этом романе и не о новой экранизации, которую только планирую смотреть. Просто в связи с ажиотажем вокруг романа и нового фильма я вспомнила о музыке из другой экранизации, а именно из одноименного сериала Владимира Бортко. Вот о ней-то и хочу сегодня немного поговорить, послушать, а заодно вспомнить о традициях русского вальса.
Не все знают, что музыку к сериалу "Мастер и Маргарита" 2005 года написал замечательный современный композитор Игорь Корнелюк.
Те, кто уже был в сознательном возрасте в 90-е годы, наверняка помнят этого композитора, как исполнителя популярных, незатейливых песенок - "Билет на балет", "Дожди", "Клёво" и других. Вообще, Игорь Евгеньевич написал более двухсот популярных песен, среди исполнителей которых были многие известные эстрадные певцы.
Благодаря этому направлению деятельности Корнелюка-композитора-песенника, у многих людей сложилось о нем мнение, как о более легкомысленном музыканте, чем он есть на самом деле.
Развею это несправедливое мнение, если оно у вас имеется. Игорь Корнелюк начал учиться в музыкальной школе в родном Бресте в шестилетнем возрасте, а с 12 лет играл в ансамбле на ионике (электрооргане) в Брестском Дворце культуры на танцах.
В 1977 году будущий композитор поступил в Брестское музыкальное училище, а с 1978 года по 1982 год он учился в музыкальном училище при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова на теоретико-композиторском факультете, который окончил с отличием и поступил в консерваторию. В Ленинградской консерватории Игорь Корнелюк учился по классу композиции с 1982 по 1987 год.
С таким образованием, а главное, большим талантом, неудивительно, что именно он написал музыку к таким драматичным сериалам, как
"Б а н д и т с к и й Петербург", "И д и о т", "Тарас Бульба" и "Мастер и Маргарита".
Я предлагаю послушать Вальс из этого сериала "Мастер и Маргарита", который звучит в знаменитой сцене бала у Воланда.
Помню, что когда я впервые услышала его, была поражена! Мне вообще нравится этот сериал, а роман Булгакова - одна из моих самых любимых книг. И вдруг такой шикарный Вальс! Просто подарок! А главное, он отлично передает настроение, характер и дух всей этой сцены. Музыка вальса яркая, стремительная, притягательная и, безусловно, в ней чувствуется некое темное, демоническое начало.
Этот вальс написан в лучших традициях больших русских драматических вальсов. Но прежде чем я расскажу об этой традиции, пара слов о происхождении и истории этого прекрасного танца.
Когда-то вальс был легким, бальным танцем. Одно время он считался даже неприличным, ведь танцующие слишком близко находятся друг к другу, партнер обнимает даму за талию, что расходилось с установленными в конце XVIII - начале XIХ вв, когда и появился этот танец, правилами приличия.
Постепенно популярность вальса возрастала и его все чаще исполняли публично. Вторая половина XIХ века - время, когда вальс стал главенствующим танцем на балах.
Стали появляться вальсы, имеющие не просто прикладное значение музыки для танцев, но и вальсы, которые являлись полноценными музыкальными произведениями для исполнения на концертах и в театре.
Все, конечно же, знают о вальсах Штрауса, это так называемые "быстрые" или "венские" вальсы.
При слове "вальс" кому-то вспоминаются изысканные фортепианные вальсы Фредерика Шопена. А у кого-то тут же всплывают в голове звуки французского аккордеона. Ох уж эти парижские вальсы и шансонье!
А вот в России сложились свои традиции, связанные с этим жанром, и, что интересно, они во многом литературные.
Наверняка вы знакомы с вальсами русского литератора и дипломата, автора знаменитой комедии "Горе от ума", Александра Грибоедова. Уж один-то, самый знаменитый Вальс си-минор вы точно слышали. Вот этот.
Милый, незамысловатый, но очень приятный и душевный вальс! Как говорится, талантливый человек, талантлив во всем.
После Грибоедова вальсы начали писать многие композиторы. И безусловно первым серьезным вальсом является прекрасный Вальс-фантазия Михаила Ивановича Глинки. Это и есть тот самый "русский", "драматический" вальс. Сначала композитор создал версию для фортепиано, а затем вальс был оркестрован, и именно такая редакция стала особенно популярной и исполняется симфоническим оркестром.
Можно с полной уверенностью сказать, что Глинка заложил традиции не только русской оперы, но и русского вальса, и они нашли продолжение в творчестве многих других русских композиторов.
Как тут не вспомнить вальсы Петра Ильича Чайковского, а также более поздних советских композиторов - вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», и, конечно же, вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир».
Как видите, традиции и правда во многом музыкально-литературные.
А теперь вернемся к вальсу Игоря Корнелюка из сериала "Мастер и Маргарита". Этот вальс безусловно является продолжателем тех самых традиций русского симфонического, драматического, "литературного" вальса. И достойным продолжателем!
А еще у меня с этим вальсом ассоциируется один удивительный и прекрасный вальс, на этот раз зарубежного композитора. Об этом я тоже могу вам рассказать, но уже в другой раз.)
Слышали этот Вальс Игоря Корнелюка? Пишите в комментариях, делитесь своими мыслями, эмоциями и впечатлениями!
Благодарю за лайк и подписку!
Всем хорошей музыки и отличного настроения!
С вами была ваша Juliett