Найти в Дзене
СИНТЕЗ Студия

Концептуальность в ущерб человечности

Есть в нашей жизни вопросы, которые на первый взгляд могут показаться довольно узкоспециальными или умозрительно-философскими, но стоит рассмотреть эти вопросы в более широком ключе, как тут же мы получаем достойный практический профит и испытываем что-то вроде наслаждения от пузырьков шампанского, играющих глубоко внутри нас (преимущественно в мозгу).
Вот наш активный подписчик и гость на программе «Время Человека» Александр Ку задаёт в комментах к предыдущей статье вопрос, об «эгоизме групп, которые в общих чертах согласны [с главенствующей в их сфере концепцией – примечание Л.М.], но считают, что правильным является только их учение». Вопрос этот относится отнюдь не только к эзотерическим, религиозным и практически-философским учениям, но имеет широкий диапазон проявления, включая даже обычную жизнь обычного индивидуального человека.
Эгоизм свойственен всем без исключения людям, вопрос только в его степени и в том, старается ли человек этот эгоизм изжить, или же предпочитает лих

Есть в нашей жизни вопросы, которые на первый взгляд могут показаться довольно узкоспециальными или умозрительно-философскими, но стоит рассмотреть эти вопросы в более широком ключе, как тут же мы получаем достойный практический профит и испытываем что-то вроде наслаждения от пузырьков шампанского, играющих глубоко внутри нас (преимущественно в мозгу).

Вот наш активный подписчик и гость на программе «Время Человека»
Александр Ку задаёт в комментах к предыдущей статье вопрос, об «эгоизме групп, которые в общих чертах согласны [с главенствующей в их сфере концепцией – примечание Л.М.], но считают, что правильным является только их учение». Вопрос этот относится отнюдь не только к эзотерическим, религиозным и практически-философским учениям, но имеет широкий диапазон проявления, включая даже обычную жизнь обычного индивидуального человека.

Эгоизм свойственен всем без исключения людям, вопрос только в его степени и в том, старается ли человек этот эгоизм изжить, или же предпочитает лихо его оседлать и победоносно преодолевать на нём барьеры разной высоты. Во втором случае, как все мы можем убедиться на практике, уже эгоизм изживает Человека.

Ситуация группового эгоизма имеет ту же природу, и отличается лишь некоторыми деталями в конфигурации и в масштабности.

1. Эгоист-индивид, как правило, довольно-таки осознанно юзает других, не считаясь с нравственными устоями и чувствами пользуемых, прагматично оперируя чем-то вроде: «выживает сильнейший; тот, кто успел, тот и прав; Моё – самое важное здесь» и т.д. (все эти максимы ни в коем случае не есть «зло само по себе», но как известно – яд и лекарство отличаются лишь дозами). Эгоист-группа может носить в себе (и часто так бывает) убеждённых индивидов, на полном серьёзе считающих, что они изжили свой эгоизм и теперь готовы нести свет мира людям. Нетрудно понять, что у такой группы будет слепое пятно, закрывающее её эгоизм. Ибо что мы не признаём, то ловчее всего управляет нами.

2. Эгоист-индивид зачастую управляется несистемным, хаотичным мировоззрением, выработанным психоэмоциональной травматикой прошлого. В каком-то смысле это больной человек, и симптомы его болезни довольно ярко выражены, а значит, лечение возможно. Эгоист-группа – это сборище идейных индивидов, которые заражены определённой концепцией, исключающей (внимание! это важно) любые другие проявления ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Такая группа имеет как-бы эксклюзивные права на доброту, честность, одухотворённость, любовь, дружбу, правильные решения, свободу и т.д. И если кто-то из индивидов (или других групп) воспринимает эти слова иначе, то остракизм, холодная война или даже "джихад" неизбежны.

3. Эгоист-индивид имеет малую степень разрушительности (есть исключения, но тогда такой эгоист, чтобы повысить степень разрушительности, создаёт концепцию, организуя сборище индивидов, и см. п.2). Эгоист-группа может быть крайне разрушительна, причём как на чисто физическом уровне (см. Джонстаун, 1974г, США), так и на уровне эмоциональном и ментальном (см. современные аналоги нигилистов: воук-культура, ЛГБТК+*).

Дело в том, что концептуализация человека, общества, мира, Вселенной – всегда приходит в гости не одна. Вы впускаете на порог милую девушку (высокого красавца), отлично проводите вечер: ужин, свечи, приятная музыка… а наутро просыпаетесь с жуткой головной болью, в обнесённой квартире в бардаке и беспорядке, и говорите провидению спасибо, хотя бы за то, что остались живы. Так и концептуализация: сначала создаётся иллюзия, что упрощает понимание мира или человека и позволяет свести концы с концами, но после неожиданно случающейся действительности-как-она-есть, жертва концептуализации остаётся с мыслью «как можно было быть таким идиотом», а порой тоже говорит спасибо-что-живой.

Концепции, естественно, необходимы. Они позволяют абстрагировать сложный и разнонаправленный мир в понятную схему, определить направление движения, успокоить нервы. Но надо всегда помнить, что любое упрощение мира или человека – есть только умозрительная операция. Мир и человек как были сложными, так и остались такими, и они всегда готовы преподнести нам яркие сюрпризы. А если концепция навязывает нам выбор – она или человечность? То мы должны смело отправить такую концепцию в мусорное ведро, и пойти сделать что-то хорошее для близких.

#СинтезЖурнал

*запрещённая в России организация