Сара Гудридж (также встречается написание Гудрич) родилась в 1788 году в городе Темплтон, штат Массачусетс, Соединенные Штаты.
Родной штат художницы относится к исторической области Новая Англия. Это интересный регион. Именно здесь были основаны первые колонии в США, а основали их, я напомню, религиозные сектанты из Англии, которые культивировали крайнюю строгость нравов. В то же время, именно в Массачусетсе, и именно в конце 1780-х годов, началась промышленная революция, а вместе с ней - урбанизация и многочисленные социальные изменения (например, впервые в истории женщины начали работать вне дома, получили больше экономической и, как следствие, и социальной свободы). Таким образом, общество, в котором росла Сара, было весьма неоднородным по менталитету. Сама же Сара была довольно эмансипированной женщиной.
Сара Гудридж была шестым ребёнком (из девяти) Эбенезера Гудриджа и его жены Беллы Чайлд. С самого детства она любила рисовать, однако семья жила бедно и не имела средств на художественные принадлежности.
Поэтому Сара создавала свои рисунки острой иглой на очищенной бересте.
Она была целеустремленным ребенком.
В школе Сара рисовала своих одноклассников, и те восхищались реалистичностью ее рисунков. Однако в их маленьком городке Сара не могла развивать свой талант. Какое-то время Сара жила у своего старшего брата, в городке побольше и поближе к Бостону, где посещала школу-интернат и взяла несколько уроков рисования, а также училась писать миниатюры по самоучителю.
Через некоторое время Сара вернулась в свой родной город, где работала учительницей, а в свободное время писала портреты на заказ. За портреты она брала по 50 центов за рисунок карандашом и по полтора доллара за акварель. Скопив достаточную сумму, она переехала в Бостон (столицу ее родного штата Массачусетс и самый большой город Новой Англии) и уже в 1820 году открыла собственную мастерскую. В адресной книге Бостона она так и записалась: Сара Гудридж, художница-миниатюристка.
В те времена, когда даже дагерротип еще не был изобретен, миниатюрные портреты пользовались огромной популярностью, их часто дарили друзьям и родным - на память, или же заказывали миниатюрные портреты детей. Были популярны украшения с миниатюрами (например, броши), или небольшие медальоны с портретами внутри, которые можно было носить у самого сердца, а иногда собирали целые ожерелья из миниатюрных портретов. Миниатюры считались подходящим занятием для женщин-художниц - так, сестра Сары Гудридж, Элизабет, тоже была художницей-миниатюристкой, хотя и не обрела такую известность, как ее сестра.
На автопортрете Сары Гудридж 1825 года еще видна ее неопытность как художницы. Но также мы видим, что она хочет придать себе немного мечтательный и романтичный вид, как бы не от мира сего (так, вместо обычной одежды своего времени она окутана неким полотном). Видимо, она считала такой образ подходящим для женщины-художницы. Миниатюрные автопортреты художницы служили рекламой ее талантов. Все же, этот портрет не производит цельного впечатления из-за контраста между орлиным носом и легкомысленными кудряшками во взгляде: вроде бы, смелый прямой взгляд глаза в глаза, но надо еще трогательные бровки домиком добавить, и томные полуприкрытые веки.
Но Саре Гудридж повезло: ее взял под свое крыло художник-портретист Гилберт Стюарт. Его называют одним из основателей американской живописи, которая, кстати, в это время находилась в самой начальной стадии своего развития, да и спрос поначалу был, в основном, на портретную живопись. Впрочем, чем дальше прогрессировала промышленная революция, тем больше становилась прослойка экономически активных граждан с деньгами, свободным временем и желанием украсить свой дом чем-нибудь этаким, и свежий приток заказов и денежных средств необыкновенно плодотворно отразился на развитии искусства.
Гилберт Стюарт, к тому моменту уже известный портретист, посетил мастерскую Сары Гудридж в первый же год ее работы, в 1820 году, и тут же все раскритиковал дал Саре массу неоценимых советов, которые Сара с благодарностью и приняла. Она несколько раз посещала художника уже в его мастерской, где он показывал ей свои приемы. Стюарт благоволил к Саре и видел в ней большой потенциал. Между прочим, он даже ставил ее выше, чем работы собственной дочери, Джейн Стюарт, которая также обрела известность как художница и миниатюристка. Говорят, что и свою единственную миниатюру Гилберт Стюарт написал для того, чтобы показать какие-то тонкости Саре.
Помимо этого, Гилберт Стюарт несколько раз заказывал Саре свой портрет. В целом, он считал, что никто из портретистов не способен адекватно передать все грани его разносторонней личности, но портрет авторства Сары ему очень понравился:
Это мой самый реалистичная портрет, когда-либо написанный в этой стране. Это единственное мое настоящее подобие.
Так Стюарт отреагировал на свой портрет кисти Сары, и для него это была грандиозная похвала!
Позже Стюарт украсил этой миниатюрой браслет из своих волос, переплетенный с волосами жены, и подарил это произведение своей матери.
Сара приобрела известность в обществе, у нее состоялось несколько выставок в Бостонском атенеуме: это старейшая в Бостоне библиотека и музей, получившая свое название "атенеум" по имени древнегреческой богини мудрости Афины. Библиотека была основана в 1807 году, а картинная галерея в ней была открыта в 1827 году. В период с 1827 по 1835 год у Сары было пять выставок в атенеуме. Ее миниатюры пользовались огромной популярностью, свои портреты заказывали лучшие люди не только Бостона, но и страны. Но Сара также с удовольствием писала портреты детей, а также своих друзей и родственников.
Сара работала быстро, из-под ее кисти выходило две-три миниатюры в неделю. В течение нескольких десятилетий Сара была наиболее популярной и продуктивной миниатюристкой Бостона. Благодаря большому количеству заказов Сара купила дом в фешенебельной части города, содержала свою мать и осиротевшую племянницу.
Чтобы отразить свое возросшее мастерство, в 1830 году Сара создала новый автопортрет. На небольшой пластине слоновой кости, размером примерно с сигаретную пачку, она создает образ женщины, знающей себе цену. Она смотрит на зрителя спокойно и чуть насмешливо, с легкой полуулыбкой, у нее сияющая кожа, шикарные блестящие волосы и царственная посадка головы.
Однако самый интересный автопортрет Сары я не могу здесь показать из-за цензуры Дзена!
В 1828 году Сара создает портрет... своей oбнаженнoй гpуди. Этот портрет анатомически точный: левая гpудь чуть ниже, над правой гpудью родинка. Саре сорок лет, но ее тело в прекрасной форме. Ей совершенно нечего стесняться. Гpудь обрамляет газовая вуаль, которая только подчеркивает сияние белоснежной кожи. Пластинка из слоновой кости такая тонкая, что пропускает свет, и мы как будто чувствуем живую теплоту человеческой кожи.
Вот как американский писатель и критик Джон Апдайк описывает это необыкновенное произведение искусства:
Посетители <...> Метрополитен-музея зимой 1990–1991 года были поражены, увидев среди степенных викторианских лиц в тесных шляпках и шейных платках эти светящиеся oбнаженные гpуди. Прекрасные и почти осязаемые, обрамленные бесконечным полотном газа, они парят без владельца и сияют, как призраки или ангелы, в какой-то абстрактной вселенной, чья темнота скрывается в углах картины.
Этот портрет художница, уверенная в своей женской привлекательности, назвала "Раскрытая красота" - Beauty revealed.
Портрет, изображающий не лицо, но отдельную часть тела, напоминает популярные в эпоху регентства миниатюры с изображением одного лишь человеческого глаза - "Взгляд возлюбленного". Такую миниатюру будущий английский король Георг IV отправил своей возлюбленной, с которой не мог сочетаться законным браком. Она же отправила ему такую же миниатюру в ответ. После этого миниатюры с изображением глаза стали необычайно популярны - как подарок от влюбленного, который не может быть рядом, но вместо себя оставил такой вот романтический сувенир.
Гoлая гpудь Сары Гудридж тоже была своего рода романтическим сувениром: эту миниатюру она отправила своему другу (предположительно, больше, чем другу), сенатору Дэниелу Уэбстеру.
Когда они познакомились, Уэбстер был женат. Он посетил мастерскую Сары, чтобы заказать портрет. Скорее всего, между ними не было физической связи (они жили в разных городах и виделись недостаточно часто: Уэбстер несколько раз посетил мастерскую Сары, а Сара дважды посетила дом Уэбстера), но они совершенно точно дружили и вели активную переписку. Сара сохранила более сорока писем от Уэбстера, который называл ее "Мой дорогой и добрый друг" - слишком нежно для человека, которого прозвали "Мрачным Дэном".
Была ли она в него влюблена? Я думаю, да. Слишком вдохновенным получился тот портрет, слишком смелым вышел подарок.
А он? Дэниел Уэбстер был блестящим, харизматичным оратором, у него было множество друзей и поклонников, которые называли его "богоподобным". Но вот с деньгами он совершенно не дружил: вел расточительный образ жизни, а на спекуляциях с землей чуть не разорился (если бы не друзья, которые дали ему денег взаймы и тем самым спасли от банкротства). Ирония судьбы: в 1890 году напечатали деньги с его изображением (10-центовые банкноты), но ему самому денег не хватало. А вот амбиций было с избытком.
Чтобы финансировать свою политическую карьеру, Дэниел Уэбстер стремится породниться с состоятельной семьей, и после смерти своей первой жены сватается сначала к одной богатой наследнице, затем к другой. Сара, которая своим ежедневным трудом заработала капитал, достаточный для комфортной жизни, но не ОГРОМНЫЙ, не интересовала и не могла интересовать его как потенциальная супруга. Думаю, его, в целом, интересовали не столько девушки, сколько их родители и связи. Так что Дэниел Уэбстер не женился на Саре Гудридж, и, хотя они и продолжали переписываться после его второй женитьбы, он уничтожал все ее письма.
А от ее портрета избавиться не мог. После смерти политика в 1852 году портрет передавался из поколения в поколение, и лишь в 1980-х годах потомки Уэбстера продали его на аукционе. Заявленная цена была 15 тысяч долларов. Миниатюра попала в художественную галерею в Нью-Йорке, где ее приобрели коллекционеры Глория и Ричард Мэнни. В 1990-х годах они провели несколько выставок своей коллекции миниатюр в крупных музеях Америки (на одной из таких выставок портрет и увидел Джон Апдайк), а в 2006 году предали коллекцию в Метрополитен-музей. Однако эта миниатюра не входит в постоянную экспозицию Метрополитена, а хранится в запасниках музея и демонстрируется лишь на временных выставках. Тем не менее, миниатюра "Раскрытая красота" достаточно хорошо знакома американской публике (она получила известность, как первые в истории Америки нюдсы - так называют откровенные фото), а также стала объектом многочисленных подражаний.
А что же Сара Гудридж? Она так и не вышла замуж (впрочем, современные критики предполагают, что, возможно, она не очень-то и хотела - слишком большого труда ей стоила ее художественная карьера, чтобы ставить ее под угрозу).
К 1851 году ее зрение окончательно испортилось, и Сара уже не могла заниматься рисованием. Тогда она оставила Бостон и поселилась в собственном доме в небольшом городке, 26 км к северу от Бостона. Сара умерла в 1853 году, в возрасте 65 лет, через год после смерти Дэниела Уэбстера.
Напоследок хочу показать небольшой комикс о жизни и творчестве этой художницы.
Смитсоновский музей американского искусства выпустил целую серию комиксов о жизни и творчестве различных американских художниц, и я думаю, что это прекрасная идея. Мне кажется, мы тоже должны так же продвигать нашу культуру - тем более, что у нас она гораздо богаче.
Что почитать еще:
Ханна Кохун, тоже родившаяся в 1788 году и тлже жившая в Массачусетсе:
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал ArtxxBooks, потому что, во-первых, я там как раз опубликовала тот самый автопортрет Сары, который не могу показать на Дзене (вот здесь опубликовала), а, во-вторых, я там каждый день публикую новый интересный пост на тему искусства.